Тема: Управление инновационными процессами
I. Подготовка к практическому занятию
Ознакомьтесь с тематикой инновационной деятельности педагогического коллектива (отдельных педагогов) школы, в которой вы учились или в которой вы проходили методическую и стажерскую практику. Систематизируйте осуществляемые инновации по одной из представленных классификаций в разделе 5.1 настоящего пособия.
Какие структуры, ориентированные на управление инновационной деятельности, созданы в школе? Каким образом осуществляется их работа? Какая документация по управлению инновационной деятельностью существует в школе?
II. Актуализация знаний
Прочитайте раздел 5.1 («Школа как система») данного пособия материал об инновациях, инновационном процессе и управлении развитием школы и пункт 5.2.3 раздела 5.2 («Управление развивающейся школой»). В чем суть инноваций, осуществляемых в образовательном учреждении? Каковы классификации инноваций?
III. Выполнение заданий
1. Подготовьте сообщение на основе материала, с которым вы ознакомились в процессе подготовки к практическому заданию.
2. Ознакомьтесь с темами инновационной деятельности школ, педагогов, приведенными ниже.
• Воспитание личности в условиях глобального образования.
• Создание педагогических условий, формирующих у учащихся культурную, социальную мотивацию и гражданственность.
• Школа как фактор развития местного сообщества.
• Взаимодействие школы и микросоциума села как фактор готовности школьников к личностному и профессиональному самоопределению.
• Этнокультурный и этнопедагогический диалог в образовательном процессе школы.
• Социально-образовательные технологии социализации детей и подростков с проблемами развития в период новых экономических отношений.
• Технологии реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях прогимназии.
• Дополнительное социально-экономическое образование как средство развития конкурентоспособной личности.
• Разработка моделей профильного обучения.
• Социально-трудовая адаптация детей и подростков с проблемами развития в новых экономических условиях.
• Формирование экологического мировоззрения школьников в условиях интегративного использования учебной экологической тропы.
• Модернизация воспитательной системы школы первой ступени путем создания детских общественных организаций нового поколения.
• Интеграция основного и дополнительного образования как средство социальной адаптации учащихся.
• Школьный сезонный профильный экологический лагерь «Лесовичок».
• Школа — центр экологического воспитания и досуга для местного
сообщества.
• Инновационные формы работы с семьей в современных условиях.
• Музейная педагогика как технология развития личности ребенка.
• Разработка нового факультативного курса по учебному предмету.
• Разработка учебно-методического комплекса (системы наглядных пособий, раздаточных дидактических материалов, контрольно-оценочных материалов — контрольных и тестовых работ, контрольных опросов (письменных и устных) и т.д.) по новому учебнику.
• Разработка нового краеведческого учебного курса «Мой город».
• Разработка системы дидактической диагностики во взаимодействии с педагогом-психологом.
• Взаимодействие семьи, общего и дополнительного образования в интересах ребенка.
• Модернизация воспитательной системы школы первой ступени путем создания детских общественных организаций нового поколения.
• Управление качеством образовательного процесса и профессионализма педагогов на основе внедрения технологии изучения фактической эффективности учебного процесса В.П.Симонова.
• Создание новой модели школы на основе демократизации учебно-воспитательного процесса.
3. Классифицируйте перечисленные выше инновации по следующим направлениям:
-разработка нового содержания образования;
- разработка новых методов, приемов, средств, методик, технологий, систем обучения, воспитания и развития детей;
-создание новых моделей учебных заведений, комплексов образовательно-воспитательных учреждений;
- создание новых оптимальных, соответствующих названным выше трем направлениям управляющих структур, систем, механизмов управления.
4. Ответьте на следующие вопросы.
Какие темы экспериментальной работы из приведенных выше вы могли бы рекомендовать учителям вашей специальности? Классным руководителям? Какую тему экспериментальной работы вы могли бы выбрать (сформулировать) для себя?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Аттестация учителей