Почему ПМ отложились в истории?

1) Использовались очень долго (конец 18-19в) и испол-ся до сих пор. Устойчивые.

2) Акцент на развитие навыков чтения облегчали условия обучения. Их легче обеспечить в массовой школе.

3) Требовались выпускники, умеющий осваивать большой объем мат-ла и испол-ть его как данные. Т-П метод – ключ к чтению, особенно в условиях самост. обучения.

Отрицательные стороны

1) книжно-письменная речь не обесп. Потребности реального испол-я Ия.

2) формально-логический/схоластический подход к заучиванию.

3) нереальные тексты в грамматико-переводном методе.

Авторы

- Олендофф. Учебник немецкого языка, 1907

- «Способ учения», профессора МГУ

- Жакото

Девушки! Весь материал из лекций!

Вопрос 45

Проблема обучения ия на начальном этапе: учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся, цели, содержание и организация обучения

Начальное обучение ия подразделяется на начальный, средний и старший этапы.

Начальный этап (НЭ) обеспечивает минимальный уровень коммуникативной компетенции, достаточной для обеспечения общения на ия. Но это общее определение, и его надо уточнять исходя из специфики заведения.

Школа

2-4 классы.

(Спецшкола: ½ класс-4кл).

Обычная школа – Ур-нь выживания;

Спецшкола: чтение – допорог., говорение и аудирование – выживание +).

Пропидевтическое обучение – до школы (общеяз. Образование ребенка).

Особенности детского возраста

Положительные моменты

1) сенситивность – восприимчивость к изучению я. На ср. уровне ур-нь мотивации высокий.

(на среднем уровне мотивация сильно падает)

2) Ведущий тип деятельности – игра + в нач. школе формир-ся учебная деят-ть. Потенциал игры надо уметь использовать в обучении ия.

!!Внимание неустойчиво.

3) дет. Возраст открыт всему новому. След-но, дети готовы к сотрудничеству. Совместно-разделенная деят-ть – «давай сделаем вместе», сотрудничество.

Но подход «делай как я» убивает готовность детей к сотрудничеству.

4) Любознательность

Но т.к. современные дети приходят в школу, не умея писать, интерес к чтению падает.

5) Т.к. ия вводится со 2 кл, уже есть мин. Лингв. база на основе родн. яз. Я. изучается осознанно.

6) дети мыслят наглядно-конкретно.

7) творческий подход (рисунок/лепка).

8) дети готовы к ролевой игре (ассоциируют себя с героями).

Трудности

1) Нет устойчивого внимания. Не могут удерживать внимание более 10мин.

2) индивидуальны. А соврем. Система стремится привести всех к «общему знаменателю», нет возможности индивидуализировать процесс обучения.

Вывод:

Опора на

1. наглядность (для изучения конкретной лексики. Опора на текст малa),

+ pattern approach – речевые образцы, опора на аналогию,

2. игровые виды деятельности (+ Эл-т культуры),

3. совместную продуктивную деят-ть в процессе усвоения яз мат-ла,

4. опора на детский фольклор (считалочки, песни, рифмовки),

5. родной я.

+ !! формирование учебной деят-ти.

На начальном этапе важно устное опережение. Взаимосвязь обучения с видами реч. Деят-ти. Напр, сначала 2 недели устной работы. Затем навыки чтения и письма начинают формироваться на основе мат-ла, усвоенного в устной речи.

Книги

-‘Very young learners’ (Alan Maily),

- «101 игра» Oxford University press,

- ‘Mother Goose stories’

Начальный этап в вузах

Лингвистические вузы

Водно-коррективный курс (1 семестр). Достаточность с т.зр. accuracy.

Коррекция фонетическая, лекс-грам.

Нелингвистические вузы

1 семестр – этап начальной коррекции. Приведение студентов к общему уровню.

Разные программы в вузах с неяз. Профилем (с углубл. и неуглубл. изучением ия).

Бол-во вузов не имеют вступит. экзаменов по ия, хотя кафедры делят студентов на 3 группы:

- не знающие ия,

- false beginners (оценка в аттестате неадекватна),

- выпускники спецшкол.

!!!Особенности развивающего и воспитательного хар-ра

10 !!адаптация к вузовской системе обучения, специфике видов деят-ти,

2) опора на самостоятельную уч. деят-ть.

Специфика программ

1 курс – upper-intermediate (лингв. вуз)

zero beginners – мин. уровень

false beginners – мин. уровень более качественного содержания

выпускники спецшкол - (pre)intermediate

!! курсоваясистема обучения.

Для zero beginners система обучения должна строиться по интенсивной методике.

Специфика:

1) В условиях взрослой аудитории – консерватизм. У каждого, кто уже изучал ия в школе, уже есть свое видение ия, часто не очень удачная практика изучения ия.

2) Люди с разными потребностями. Не везде есть разделение по потребностям.

3) учитываются особенности памяти. Аналитического мышления.

Наши рекомендации