Ознакомление с окружающим. 15 страница


дактические игрушки) и говорит: «В этом лесу живет зайчик — длинные ушки. Для него ребята построили из бревнышек избуш­ку, чтобы зайчик смог спрятаться от серого волка (ставит на стол избушку). Наступила зима, покрылась снегом земля. Однажды зай­чик вышел погулять, попрыгать на полянке (выполняет с игруш­кой движения скачущего зайчика) и вдруг увидел украшенную бу­сами, шариками и фонариками елочку (ставит елочку). Удивился зайчик. Почему появилась в лесу такая нарядная елка? Скажите, ребята, зайчику, какой скоро будет праздник. (Дети отвечают — Праздник елки.) Зайчик очень обрадовался. „Позову-ка, я своих друзей-зайчат на праздник", — решил он. И попросил вас, ребя­та, слепить ему друзей».

Воспитатель напоминает, что лепить надо из двух комочков, потом их соединить. После этого слепить на голове длинные уши, чтобы зайчик услышал, не крадется ли волк. В процессе лепки воспитатель, показывая, предлагает слепить зайчика, который мо­жет прыгать или сидеть под елкой. После лепки дети приносят все фигурки зайчат и сажают их вокруг наряженной елки.

«Какой веселый у зайчат получился праздник! — говорит вос­питатель. — Теперь и другие обитатели леса смогут прийти и уви­деть эту Новогоднюю елочку, водить вокруг нее хороводы. Скажи­те, а кто живет в лесу и может прийти на Праздник елки?» (От­веты детей — лисичка, мишка, белочка, ежик, волк). «Приглашу я их на Праздник елки», — решил зайчик.

Воспитатель надевает детям шапочки зайчика, лисички, миш­ки, белочки, ежика, волка и все весело пляшут.

Вечером дети самостоятельно могут создавать различные игро­вые ситуации, активно действовать не только с вылепленными фигурками зайчиков, но и с другими игрушками, изображающи­ми различных обитателей леса.

Организация детской игры

По мере приближения новогодних праздников в игре детей все чаще отражаются новогодние мотивы. В группе стоит елочка. Де­тям вместе с игрушками можно предложить поводить вокруг нее хоровод (дети держат «за руку» игрушку, а с другой стороны ту же игрушку держит другой ребенок). Воспитатель поет новогодние песенки, обращает внимание детей на красоту елочки, на украше­ния, фонарики. Можно пригласить на праздник разных зверушек, роль которых будут изображать дети: «Ты, Валя, будешь кошечкой, вот тебе красный бантик! А Саша в коричневом свитере — это

медведь! Как медведь фырчит и топает? А как кошечка мяукает? А вот и зайчик прискакал! Здравствуй, зайчик!» и т.д. Дети раду­ются новогоднему убранству игровой комнаты, обращают внима­ние на украшения на окнах и стенах. Если дать им немного ми­шуры, они могут украсить вместе с воспитателем и игровой уго­лок.

Хорошо предоставить детям и маленькую елочку для кукол. Они могут посадить вокруг нее игрушки, как будто те тоже водят хоровод.

Не теряют своей привлекательности машины, кубики, простые мозаики и конструкторы. Если самостоятельно выполненные по­стройки детей и не очень красивы, они все равно доставляют им огромную радость.

Воспитатель предоставляет детям больше свободы, помогает им только при затруднениях. В привычные игры дети уже играют сами. Обогатить привычные сюжеты можно введением дополни­тельных игрушек, оборудования, атрибутики. Поставили на куколь­ный стол елочку — вот и праздник. Принесли в группу игрушеч­ного Деда Мороза со Снегурочкой — вот и новая игра. В предно­вогодние дни можно нарядить елочку и на участке, поиграть в зверей, которые понарошку пришли в гости из леса праздновать Новый год.

ЯНВАРЬ. 17 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогическойработы. На этой неделе дети продолжат знакомиться с особенностями зимнего времени года: снежинки, сугробы, снежный ком, холодно, теплая одежда детей и др. Сюжеты игр (музыкальных, подвижных, сюжетно-отобразитель-ных), литературных произведений, кукольных инсценировок, карти­нок будут связаны с зимой, праздничной новогодней и рождествен­ской неделей. Создавая различные занимательные ситуации, педа­гог будет стремиться вызвать у детей радостные эмоции, смех, активизировать их инициативную речь, включить в совместные дей­ствия — пение знакомых песенок, пляски, выразительные движения. Сочетая аппликацию с рисованием, дети создадут панораму зимне­го леса, а педагог будет «побуждать» их узнавать лесных обитателей в очертаниях аппликативных силуэтов. Большое внимание на этой неделе будет уделено детским зимним забавам, в первую очередь лепке снежных фигур. Педагог не только слепит вместе с детьми во время прогулки снеговика, но и обогатит их яркими впечатления­ми, связанными с этим образом: дети будут слушать стихи о сне­говике, «разговаривать» с ним, водить хоровод вокруг снеговика, украсят его «бусами» собственного изготовления, слепят снеговиков из пластилина и сконструируют их из бумаги. Занимаясь физкуль­турой, дети будут упражняться в ловле мяча двумя руками, в уме­нии ходить по кругу вместе с воспитателем.

Организация наблюдений. «Зима. Снег»

Задачи.Расширить представления детей о зимнем времени года. Зимой идет снег. Снег — это «много-много снежинок». Об­ратить внимание на свойства снега: из снега можно лепить снеж­ные фигуры (зайку, мишку, снеговика). Рассмотреть хлопья снега на варежке. Ввести в активный словарь слова: «снеп>, «снежинки», «снеговик» и словосочетания: «летят снежинки», «снег кружится», «снежные сугробы», «лепим из снега» и пр. Повторить знакомое Детям стихотворение А. Барто «Снег».

Продолжать знакомить с произведениями детских писателей, отражающими тематику зимы, зимних забав, новогодних торжеств, веселья, радости (О. Высотская «Снежный кролик»).

Рассмотреть картинку «Зимние забавы», на которой изображен зимний пейзаж, ярко подчеркнуть пейзажи зимы: летящие снежин­ки, снежные сугробы, голые деревья и запушенные снегом зеле­ные ели, люди и птицы зимой. Главное — играющие и тепло оде­тые, резвящиеся на воздухе, катающиеся на санках, лыжах, лепя­щие из снега дети.

Продолжать обогащать чувства детей, реализуя их в ярких зим­них впечатлениях и забавах, а образы зимнего времени года по­мочь отразить в разных видах детской деятельности.

Предварительная работа.Перед выходом на прогулку педагог показывает малышам картинку «Зимние забавы» и говорит, что они будут лепить снеговика такого же, как слепили эти дети — Танеч­ка и Ванечка, нарисованные на картине.

Дети рассматривают изображение 1—1,5 минуты. Затем карти­на укрепляется на картоне, помещается в прозрачную целлофано­вую обложку и выносится на участок, устанавливается на подстав­ке (на столике) для удобного обозрения. До выхода детей на про­гулку взрослые заранее скатывают снежные комки.

Содержание наблюдения.Педагог обращает внимание малы­шей на зимний пейзаж: кругом сугробы, снег, все кругом бело, де­ревья без листьев (голые), только елочка зеленеет. «Так всегда бы­вает, когда приходит зима», — поясняет взрослый.

Педагог привлекает внимание детей к рассматриванию карти­ны, которую они уже видели. Вначале обращает внимание детей на Ванечку и Танечку, спрашивает, во что они одеты (шапки, куртки, рейтузы, шарфы, варежки); что делают, во что играют

Ознакомление с окружающим. 15 страница - student2.ru

(катаются на санках, на лыжах); кто лета­ет над снежной поляной (синицы, снеги­ри, вороны). И, наконец, воспитатель привлекает внимание детей к изображе­нию снеговика на картинке и предлагает слепить такого же из снежных комьев, приготовленных заранее.

Педагог прокатывает перед детьми са­мый большой ком, просит их «помочь». Снеговик формируется на глазах ребят из трех, последовательно уменьшающихся ко­мьев. Далее снеговик «расцвечивается», «оживляется в улыбке», «открывает глаз­ки», «наряжается» (ведерко на голову, пу-говочки на кафтанчик) и т.п.

Дети активно участвуют в «работе», педагог подчеркивает на­строение всеобщего веселья, радостного, созидательного обще­ния.

Взрослый читает стихотворение про снеговика:

Два блестящих уголька — Глазки у снеговика. Яркий нос, в руках — метла, Веселится детвора!

(Л. Павлова)

Вокруг снеговика организуются игры, хоровод. Снеговик «раз­говаривает» с ребятами, говорит, что ему нравится у них в дет­ском саду, называет их по именам, просит взять в группу и т.п. (Снеговика озвучивает взрослый, находя интересные темы для бе­седы.)

В конце прогулки дети говорят Снеговику: «До свидания! До завтра! Мы к тебе еще придем. Не скучай!» Картина со снегови­ком уносится в группу и устанавливается на мольберте в уголке природы.

Во второй половине дняпедагог привлекает внимание малы­шей к картине и предлагает вспомнить и рассказать, кого они сле­пили на участке во время прогулки.

При последующих выходах на участок педагог продолжает при­влекать детей к выполнению снежных построек и фигурок из сне­га, например, можно слепить белого, снежного кролика:

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел, как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни —

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

(О. Высотская «Снежный кролик»)1

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Воспитатель развивает и совершенствует у детей

Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 151.

15 Заказ 544 225

навыки самостоятельности. Он помогает малышам самостоятель­но выполнять простейшие гигиенические процедуры, связанные с водой: мыть руки с мылом, умываться по мере необходимости (после дневного сна, после приема пищи). Учит детей быстро на­ходить свое полотенце, правильно им пользоваться и убирать его.

Воспитатель помогает детям усваивать навыки самостоятельно­сти и при приеме пищи, при одевании, раздевании, складывании своей одежды. При подготовке к прогулке дети уже могут само­стоятельно надевать некоторые предметы одежды. Например, на­деть шапку, теплые носки, уличную обувь, надеть варежки, а по­сле прогулки — оставлять мокрую одежду для просушки. Воспи­татель контролирует это.

Воспитатель продолжает учить детей полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи, пользоваться расческой, носо­вым платком, быть опрятными. Детей, хорошо выполняющих на­выки гигиены и усвоивших элементы культуры поведения в быту, следует всячески поощрять, хвалить.

Поощрение заслуживают и те дети, которые еще не вполне усвоили некоторые навыки, но которые стараются их правильно выполнить. И это старание малышей педагогу нужно уметь заме­чать: если малыш сегодня выполнил какие-либо элементы гигие­ны даже ненамного лучше, чем вчера, — это повод для того, что­бы его лишний раз похвалить.

Сетка занятий

Днинедели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Петрушка и его друзья» 2. Физкультура. № 33—34
Вторник 1. Музыка. Повторение песен «Дед Мороз», «Ма­шенька-Маша». Повторение пляски у елки «Вот какая елка». Повторение игры «Зайки-шалунишки и косолапый мишка» 2. Конструирование из бумаги. «Снеговик»
Среда 1. Аппликация и рисование. «В зимнем лесу» 2. Действия с предметами. «Украшения для снеговика»
Четверг 1. Речь. «Маленькой елочке холодно зимой» 2. Физкультура. № 33—34
Пятница 1. Музыка. Повторение песен «Пришла зима», «Санки». Повторение пляски у елки и игры из пре­дыдущего занятия 2. Лепка. «Угадай, кто к нам пришел?»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим. «Петрушка и его друзья»

Задачи.Обогащать малышей яркими впечатлениями новогод­него праздника; расширять ориентировку в окружающем мире, ак­тивизировать слова: «елка», «Петрушка», «праздник», «друзья». Усилить сенсорные стороны информации при рассматривании елочных игрушек (цвет, форма, величина); вызвать радостные эмо­ции в игре со взрослыми и мотивацию к проживанию праздника. Побуждать подпевать и выполнять простейшие танцевальные дви­жения.

Ознакомление с окружающим. 15 страница - student2.ru

Материалы.Маленькая искусствен­ная елочка, украшенная новогодними игрушками. Петрушка. Заводные иг­рушки: танцующая собачка, мишка, стоящий на задних лапах и играющий на балалайке; пингвин, машущий кры­льями; клюющие петушок и курочки; зайчик, играющий на барабане; котик едущий на машине; поющая козочка и т.п. (Игрушки подбираются из числа имеющихся в наличии на данный мо­мент. Некоторые из них можно сделать, прибегая к «превращениям», например

матрешку-неваляшку

сделать Снеговиком, нарядив ее в белые пелеринки.)

Содержание занятия. Взанятии принимают участие двое взрослых: один ведет действие (воспитатель), второй — помощник воспитателя, опекает детей, чтобы исключить неожиданные ситу­ации.

Воспитатель привлекает внимание к елке, украшенной игруш­ками. Постепенно вводит детей в игровое действие. Демонстрируя кукольный персонаж, воспитатель надевает на руку сначала цвет­ной нарукавник, а затем Петрушку-перчатку. Петрушка «оживает», здоровается, восхищается украшенной елкой, называет малышей по имени, говорит, что любит их и пришел в гости.

Сев на детский стул перед детьми, педагог просит Петрушку продемонстрировать свой наряд. Однако Петрушка начинает про­казничать: «забирается» на колени, садится, поворачивается влево-право и только затем, приустав, показывает свой наряд: красивая

рубашечка, а главное, яркий колпачок. Петрушка продолжает про­казничать, прячется то за одно, то за другое плечо взрослого, ще­кочет его по уху, целует в щечку и т.п. Эта сценка требует от взрослого артистизма, умения вести разговор как за себя, так и за Петрушку, что вызывает у детей восторг, смех.

Называя действия куклы (Петрушка сел, спрятался, протягива­ет руку), педагог предлагает детям (по желанию!) подойти к Пет­рушке, подержать его за руку, поговорить с ним. Петрушка изъяв­ляет желание поплясать для ребят. Звучит музыка. Кукла пляшет перед елкой. Дети хлопают в ладоши.

Петрушка знакомит малышей со своими друзьями. Заводные игрушки поочередно «выступают» перед зрителями. Воспитатель активизирует детей, просит назвать «артистов», отметить их внеш­ние особенности. Например: «Какой беленький зайчик! Какие у него ушки? Правильно, длинные. Что он делает? Правильно, иг­рает на дудочке. А что делает собачка? Прыгает через обруч. Что делает Снеговик? Танцует и звенит серебряными колокольчиками! Мишенька стучит в барабанчик и т.п.».

Игровой показ, постепенно переходит в совместное действие: дети поют, танцуют, повторяя песенки и пляски новогоднего утренника. В заключение Петрушка прощается и обещает приехать к ребятам. Заводные игрушки на машине вместе с Петрушкой уезжают.

Во второй половине дняжелательно организовать совместные занимательные игры, эмоционально обогащая и сохраняя впечат­ления утреннего занятия.

Физкультура. № 33-34

Задачи.Упражнять в ловле мяча двумя руками. Закреплять уме­ния ходить по кругу, взявшись за руки, не наталкиваясь друг на друга.

Материалы. Мячи (диаметром 12-15 см). Место проведения.Зал.

Содержание занятия.Под пение воспитателем песни «В лесу родилась елочка» или ее музыкальную запись дети ходят по кругу, держась за руки. На каждый куплет меняют направление движе­ния. В соответствии с текстом песни имитируют движения: как

«зайка серенький под елочкой скакал», как «серый волк пробе­гал»... Ходят и бегают по кругу. Останавливаются лицом в круг. Воспитатель предлагает вспомнить, какая красивая, высокая была елочка на Новый год. Стоя в кругу, воспитатель вместе с детьми выполняет общеразвивающие упражнения.

1. Стоя, руки вниз, поднимать руки вверх («вот какая была
елочка высокая»); опускать руки через стороны вниз (повторить 3—

4 раза).

2. Стоя, поднять руки вперед, сжимать и разжимать пальцы
(3 раза) (лампочки зажигаются, мигают), спрятать руки за спину
(повторить 3—4 раза).

3. Присесть, обхватить колени руками, голову наклонить к ко­
леням (зайчик спрятался от волка), встать, выпрямиться, посмот­
реть в одну, другую сторону — нет ли волка) (повторить 3-4 раза).

4. Руки на поясе. Подпрыгивать на месте на двух ногах (4—

5 прыжков). Ходить на месте. Снова прыгать: «зайки радуются, нет
волка» (повторить 3—4 раза).

Затем, стоя в кругу, воспитатель берет мяч и бросает его по очереди каждому ребенку, чтобы он поймал его и бросил обратно воспитателю.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как было весело на елке, поплясать под музыку, кто как умеет (хлопать в ладоши, при­танцовывать, подпрыгивать, кружиться).

Игра «Найди игрушку». Воспитатель заранее прячет игрушку (желательно зимней тематики: Деда Мороза, снежинку, снеговика и т.д.). Все дети вместе с воспитателем ходят по залу и ищут спря­танную игрушку.

На прогулке и во второй половине дня.На участке: ходить по дорожке, протоптанной воспитателем в снегу (пройди — не упа­ди); катать кукол на санках.

В помещении.Повторить катание мяча в ворота, поупраж­нять отдельных детей в бросании и ловле мяча. Игра «Найди зайчика».

Конструирование. «Снеговик»

Задачи.Развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой; продолжать учить катать комочки из мягкой мятой бу­маги разной величины и создавать из отдельных частей целостный






образ; активизировать словарь: «мягкий», «самый большой», «по­меньше», «самый маленький».

Материалы.Белая мягкая бумага разных размеров (целый аль­бомный лист, '/2 листа, '/4 листа) для каждого ребенка (салфетки, туалетная бумага, бумажные белые полотенца и т.п.).

Содержание занятия.Воспитатель подводит детей (4-6 чел.) к окну и обращает их внимание на снеговика, вылепленного воспитателем и детьми на участке детского сада: «Дети, посмот­рите на нашего веселого большого снеговика, мы его с вами вы­лепили из снега, хороший получился снеговик. Давайте попро­буем сделать из бумаги маленьких снеговиков. Возьмем в руки мягкую белую бумагу, сомнем ее и скатаем большие и малень­кие комочки».

Дети по указанию воспитателя берут в руки бумагу разного размера, мнут и скатывают комочки — сначала самый большой, потом поменьше, затем самый маленький. Воспитатель помога­ет, поощряет, сравнивает вместе с детьми комочки разной вели­чины, спрашивает: «Юра, какой у тебя комочек большой или маленький, а у тебя, Леночка? А еще про комочки можно сказать, что они мягкие, легкие, давайте вместе скажем: „мягкие", „лег­кие". Молодцы!» Дети скатывают по 3 белых комочка разной ве­личины.

Далее воспитатель в присутствии детей склеивает комочки меж­ду собой, сопровождая действия словами: «Возьмем клей, кисточ­ку и склеим комочки: к самому большому комочку приклеим по­меньше, а к нему — самый маленький, а теперь приклеим носики (маленькие красные конусы, сделанные воспитателем, с разрезан­ным основанием) и нарисуем глазки. Вот какие снеговики полу­чились! (Можно сделать полуобъемных снеговиков, приклеив ком­ки одной стороной на картон.) Давайте их возьмем в ручки, по­дойдем к окошку и покажем их нашему большому снеговику». Дети показывают ему снеговичков и радуются, что у них получи­лись снеговики, похожие на настоящего.

Аппликация и рисование. «В зимнемлесу»

Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел; учить способам обрывания, сминания бумаги и наклеивания силуэтов; уметь само­стоятельно располагать их на бумаге; рисовать красками мазки,

очертания форм. Развивать мелкую моторику, координацию дви­жения рук.

Материалы.Листы бумаги голубого или синего цвета для фона, силуэты разных по размеру елок (большие и маленькие); выпол­ненная воспитателем аппликация — картинка зимнего леса. Моль­берт, клеящие карандаши, мягкие салфетки для изображения «по­крытой снегом земли, сугробов, горки», краски, гуашь, кисти.

Ознакомление с окружающим. 15 страница - student2.ru

Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за падаю­щими снежинками, деревьями, покрытыми снегом, рассматрива­ние иллюстраций, картинок с изображением зимнего леса и его обитателей, чтение рассказов, стихов.

Содержание занятия.Воспитатель показывает детям картинку: «Как красиво в зимнем лесу, все деревья покрылись снегом, зве­ри попрятались в теплые норки. В лесу тихо. Только на снегу вид­ны следы зайчика, лисы, волка; зеленые елочки укутаны снежком, наземле снег намел сугробы, снежные горки», — рассказывает воспитатель и читает стихи:

Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!

(И. Токмакова)'

Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 151.

Последние слова воспитатель произносит тихо, в то время как все стихотворение читает громко, выразительно, подчеркивая го­лосом ритмичность повторов: «Снег — на горке и под горкой, снег — на елке и под елкой...».

«А сейчас, ребята, мы с вами тоже отправимся в зимний лес. В лесу растет много елочек (показывает их силуэты). Вот одна елочка, а вот еще, и еще... Теперь надо елочки наклеить на бума­гу (показ). А внизу на земле — снег, сугробы, снежные горки (по­казывает прием обрывания и сминания бумажной салфетки и на­клеивания). Получилась картинка зимнего леса (показывает апп­ликацию). А теперь вы сами наклеите елочки, снег на земле, сугробы».

Воспитатель предлагает каждому взять силуэты елочек (2—4 шт.), листы бумаги для фона. Дети располагают елочки на листе, меняя их местами (растут рядом большие и маленькие, и наклеивают. Все действия выполняют как самостоятельно, так и с помощью воспи­тателя. Затем способом обрывания внизу листа наклеивают из мя­той бумажной салфетки «землю, покрытую белым снегом», а спосо­бом сминания комочков — «сугробы, горку».

— А почему нет снега на ветках елочек? Что надо сделать, что­
бы «елочки снежок укутывал»?» (Ответы детей.)

— Ребята, вы догадались, снежок надо нарисовать! А какого он
цвета? — спрашивает воспитатель. — Белый снег, пушистый...
Возьмите кисточки и нарисуйте много снега, чтобы медведю было
тепло спать в берлоге.

Дети рисуют красками снег на земле, на ветках елки. В процес­се занятия воспитатель повторяет слова стихотворения, что помо­гает детям рисовать снег ритмом мазков. Спрашивает: «Кто про­бежал по снегу? Чьи это следы? А где спит медведь?»

Когда все работы будут закончены, воспитатель просит детей принести свои картинки, ставит их на мольберт или раскладывает на столе так, чтобы получилась панорама зимнего леса. Он обра­щает внимание детей на разнообразие елочек: «Найдите, где елоч­ки очень маленькие, а где они выросли большими? А кто спря­тался под елкой? Кто бежал по снегу? А где снега так много, что получился сугроб, на кого он похож?» Эти вопросы помогают де­тям замечать особенности очертаний аппликативных силуэтов, способствуют развитию восприятия.

В вечернее время дети самостоятельно могут рассматривать свои картинки, находить новые образы с помощью воспитателя, узна­вать в них различных обитателей леса.


Действия с предметами. «Украшения для Снеговика»

Задачи.Учить составлять гирлянды из разных геометрических фигур, чередуя их (по показу воспитателя). Способствовать запо­минанию их названий (шар, кольцо и др.). Совершенствовать уме­ние действовать кончиками пальцев, нанизывая предметы «бусы» на тонкий стержень («иголочку»), делая гирлянду из деревянных колец и шаров (по 6 шт. на каждого ребенка).

Материалы.Шнур (длина 40—50 см), на одном конце которо­го завязаны шар или колечко, а на другом — трубочка (можно ис­пользовать маленькую трубочку для сока). Оба предмета укрепля­ются через отверстия, в которые насквозь пропускаются концы шнура («Ниточка с иголочкой»).

Геометрические фигуры двух видов. Например, кольца и шары (по 6 штук на каждого ребенка). Используются кольца и шары от пирамидок, имеющихся в группе в качестве дидактических пособий.

Содержание занятия.Взрослый дает детям рассмотреть имею­щиеся у них кольца и шары и предлагает: «Сделаем бусы для Сне­говика, которого мы слепили на прогулке. Он тоже хочет быть на­рядным около новогодней елки».

Педагог показывает прием чередования колец и шаров, пропус­кая их отверстия через «иголочку». Таким образом дети начинают нанизывать детали на шнур. Если ребенок ошибается, взрослый помогает, напоминая последовательность выбора — «колечко — шарик, колечко — шарик» и т.д.

Когда у каждого малыша получится маленькая гирлянда, педа­гог предлагает скрепить их в одну большую. «Посмотрите, какие длинные бусы мы сделали для Снеговика. Положим их в коробку, а когда пойдем гулять, возьмем с собой и украсим нашего Снего­вика», — говорит воспитатель.

«Бусы» остаются на снеговике несколько дней. Затем возвраща­ются в группу (в отсутствие детей), а снеговик «украшается» цвет­ными льдинками.

Речь. «Маленькой елочке холодно зимой»

Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать соотносить сло­во и выразительные движения. Закреплять наименования живот-

ных. Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподра­жаний. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные вы­сказывания детей. Развивать чувство языка.

Материалы. Нарядная елочка. Игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка.

Содержание занятия.Воспитатель собирает детей около елоч­ки. Читает им стихотворение.

Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу елочку Взяли мы домой.

Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых!..

(3. Александрова «Елочка», отрывок)'

Воспитатель вместе с детьми рассматривает елочку, выстраива­ет диалог:

— Нарядная елочка. Чем украшена елочка? — указывает на ша­
рики, бусы и другие игрушки. Воспитатель обобщает ответы детей,
описывает игрушки: разноцветные бусы, фонарики, хлопушки
и т.п.

— А кто это танцует под елочкой?

(Выставляет игрушки: собачку, мышку, кота и курочку. Появле­ние ярких игрушек и таинственный голос воспитателя вызывают на непроизвольные инициативные высказывания детей.)

— Как подает голос собачка? (Вместе с детьми: гав-гав.) Собач­
ка лает: гав-гав, можно сказать гавкает. Что делает собачка? (От­
веты детей.)

Далее воспитатель поочередно дает детям подержать собачку, пред­лагает произнести звукоподражание, спрашивает: «Что делает собачка?»

Аналогичным образом обыгрываются все остальные игрушки. (Кот — мяу, мяу-мяукает; мышка — пи, пи, пи-пищит; курочка — куд-куда, куд-куда-кудахчет.)

Педагог приглашает детей на ковер, ставит в середину игрушки. Обращается к детям: «Сейчас мы все как будто на празднике. Бьют барабаны: бум-бум-бум (выразительные движения и звукоподража-

Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 38.

ния вместе с детьми). А бубны звенят: тили-бом, тили-бом (выра­зительные движения и звукоподражания вместе с детьми). Потан­цуем: бом-бом-бом; тили-бом, тили-бом». (Повторить 2 раза.)

Дети возвращаются на свои места.

«Послушайте новогоднюю сказочку, — говорит воспитатель: Под Новый год хозяюшка разным зверушкам дала работу: собач­ке — помыть чашечку язычком, мышке — собрать крошки со сто­ла, курочке — пол веничком подмести; коту — пирожок испечь».

Воспитатель повторяет сказочку еще раз, разыгрывая действия персонажей: перед собачкой чашка, собака наклоняет голову к чашке, как будто ее облизывает и т.п.

Далее обращается к детям: «Кто хочет показать, как собачка моет чашку языком, (желающему вручает игрушку), а мышка собирает крошки; а кот печет пирожок; как курочка веничком метет?»

Показ сопровождает вопросами: «Собачка что делает? Мышка что делает (кот, курочка)?» Занятие переходит в свободную дея­тельность детей с игрушками.

Лепка. «Угадай, кто к нам пришел?»

Задачи.Вызвать интерес к лепке знакомого персонажа. Учить детей лепить фигурку из пластилиновых комочков разной величи­ны, соединять их, дополнять фигурку характерными деталями (гла­за, нос, пуговицы и т.д.).

Материалы.Вылепленная заранее воспитателем фигурка снего­вика, палочки, сучки. Пластилин, клееночки, салфетки для рук.


Предварительная работа.Игры на прогулке в снежки, лепка из них снеговичков. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, рассказов о зимних забавах.

Ознакомление с окружающим. 15 страница - student2.ru

Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит фигурка снеговика, накрытая салфеткой. Воспитатель спрашивает: «Ребята, кого мы с вами лепили из снега, делали из бумажных комочков?»

Наши рекомендации