Ознакомление с окружающим. 15 страница
дактические игрушки) и говорит: «В этом лесу живет зайчик — длинные ушки. Для него ребята построили из бревнышек избушку, чтобы зайчик смог спрятаться от серого волка (ставит на стол избушку). Наступила зима, покрылась снегом земля. Однажды зайчик вышел погулять, попрыгать на полянке (выполняет с игрушкой движения скачущего зайчика) и вдруг увидел украшенную бусами, шариками и фонариками елочку (ставит елочку). Удивился зайчик. Почему появилась в лесу такая нарядная елка? Скажите, ребята, зайчику, какой скоро будет праздник. (Дети отвечают — Праздник елки.) Зайчик очень обрадовался. „Позову-ка, я своих друзей-зайчат на праздник", — решил он. И попросил вас, ребята, слепить ему друзей».
Воспитатель напоминает, что лепить надо из двух комочков, потом их соединить. После этого слепить на голове длинные уши, чтобы зайчик услышал, не крадется ли волк. В процессе лепки воспитатель, показывая, предлагает слепить зайчика, который может прыгать или сидеть под елкой. После лепки дети приносят все фигурки зайчат и сажают их вокруг наряженной елки.
«Какой веселый у зайчат получился праздник! — говорит воспитатель. — Теперь и другие обитатели леса смогут прийти и увидеть эту Новогоднюю елочку, водить вокруг нее хороводы. Скажите, а кто живет в лесу и может прийти на Праздник елки?» (Ответы детей — лисичка, мишка, белочка, ежик, волк). «Приглашу я их на Праздник елки», — решил зайчик.
Воспитатель надевает детям шапочки зайчика, лисички, мишки, белочки, ежика, волка и все весело пляшут.
Вечером дети самостоятельно могут создавать различные игровые ситуации, активно действовать не только с вылепленными фигурками зайчиков, но и с другими игрушками, изображающими различных обитателей леса.
Организация детской игры
По мере приближения новогодних праздников в игре детей все чаще отражаются новогодние мотивы. В группе стоит елочка. Детям вместе с игрушками можно предложить поводить вокруг нее хоровод (дети держат «за руку» игрушку, а с другой стороны ту же игрушку держит другой ребенок). Воспитатель поет новогодние песенки, обращает внимание детей на красоту елочки, на украшения, фонарики. Можно пригласить на праздник разных зверушек, роль которых будут изображать дети: «Ты, Валя, будешь кошечкой, вот тебе красный бантик! А Саша в коричневом свитере — это
медведь! Как медведь фырчит и топает? А как кошечка мяукает? А вот и зайчик прискакал! Здравствуй, зайчик!» и т.д. Дети радуются новогоднему убранству игровой комнаты, обращают внимание на украшения на окнах и стенах. Если дать им немного мишуры, они могут украсить вместе с воспитателем и игровой уголок.
Хорошо предоставить детям и маленькую елочку для кукол. Они могут посадить вокруг нее игрушки, как будто те тоже водят хоровод.
Не теряют своей привлекательности машины, кубики, простые мозаики и конструкторы. Если самостоятельно выполненные постройки детей и не очень красивы, они все равно доставляют им огромную радость.
Воспитатель предоставляет детям больше свободы, помогает им только при затруднениях. В привычные игры дети уже играют сами. Обогатить привычные сюжеты можно введением дополнительных игрушек, оборудования, атрибутики. Поставили на кукольный стол елочку — вот и праздник. Принесли в группу игрушечного Деда Мороза со Снегурочкой — вот и новая игра. В предновогодние дни можно нарядить елочку и на участке, поиграть в зверей, которые понарошку пришли в гости из леса праздновать Новый год.
ЯНВАРЬ. 17 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогическойработы. На этой неделе дети продолжат знакомиться с особенностями зимнего времени года: снежинки, сугробы, снежный ком, холодно, теплая одежда детей и др. Сюжеты игр (музыкальных, подвижных, сюжетно-отобразитель-ных), литературных произведений, кукольных инсценировок, картинок будут связаны с зимой, праздничной новогодней и рождественской неделей. Создавая различные занимательные ситуации, педагог будет стремиться вызвать у детей радостные эмоции, смех, активизировать их инициативную речь, включить в совместные действия — пение знакомых песенок, пляски, выразительные движения. Сочетая аппликацию с рисованием, дети создадут панораму зимнего леса, а педагог будет «побуждать» их узнавать лесных обитателей в очертаниях аппликативных силуэтов. Большое внимание на этой неделе будет уделено детским зимним забавам, в первую очередь лепке снежных фигур. Педагог не только слепит вместе с детьми во время прогулки снеговика, но и обогатит их яркими впечатлениями, связанными с этим образом: дети будут слушать стихи о снеговике, «разговаривать» с ним, водить хоровод вокруг снеговика, украсят его «бусами» собственного изготовления, слепят снеговиков из пластилина и сконструируют их из бумаги. Занимаясь физкультурой, дети будут упражняться в ловле мяча двумя руками, в умении ходить по кругу вместе с воспитателем.
Организация наблюдений. «Зима. Снег»
Задачи.Расширить представления детей о зимнем времени года. Зимой идет снег. Снег — это «много-много снежинок». Обратить внимание на свойства снега: из снега можно лепить снежные фигуры (зайку, мишку, снеговика). Рассмотреть хлопья снега на варежке. Ввести в активный словарь слова: «снеп>, «снежинки», «снеговик» и словосочетания: «летят снежинки», «снег кружится», «снежные сугробы», «лепим из снега» и пр. Повторить знакомое Детям стихотворение А. Барто «Снег».
Продолжать знакомить с произведениями детских писателей, отражающими тематику зимы, зимних забав, новогодних торжеств, веселья, радости (О. Высотская «Снежный кролик»).
Рассмотреть картинку «Зимние забавы», на которой изображен зимний пейзаж, ярко подчеркнуть пейзажи зимы: летящие снежинки, снежные сугробы, голые деревья и запушенные снегом зеленые ели, люди и птицы зимой. Главное — играющие и тепло одетые, резвящиеся на воздухе, катающиеся на санках, лыжах, лепящие из снега дети.
Продолжать обогащать чувства детей, реализуя их в ярких зимних впечатлениях и забавах, а образы зимнего времени года помочь отразить в разных видах детской деятельности.
Предварительная работа.Перед выходом на прогулку педагог показывает малышам картинку «Зимние забавы» и говорит, что они будут лепить снеговика такого же, как слепили эти дети — Танечка и Ванечка, нарисованные на картине.
Дети рассматривают изображение 1—1,5 минуты. Затем картина укрепляется на картоне, помещается в прозрачную целлофановую обложку и выносится на участок, устанавливается на подставке (на столике) для удобного обозрения. До выхода детей на прогулку взрослые заранее скатывают снежные комки.
Содержание наблюдения.Педагог обращает внимание малышей на зимний пейзаж: кругом сугробы, снег, все кругом бело, деревья без листьев (голые), только елочка зеленеет. «Так всегда бывает, когда приходит зима», — поясняет взрослый.
Педагог привлекает внимание детей к рассматриванию картины, которую они уже видели. Вначале обращает внимание детей на Ванечку и Танечку, спрашивает, во что они одеты (шапки, куртки, рейтузы, шарфы, варежки); что делают, во что играют
(катаются на санках, на лыжах); кто летает над снежной поляной (синицы, снегири, вороны). И, наконец, воспитатель привлекает внимание детей к изображению снеговика на картинке и предлагает слепить такого же из снежных комьев, приготовленных заранее.
Педагог прокатывает перед детьми самый большой ком, просит их «помочь». Снеговик формируется на глазах ребят из трех, последовательно уменьшающихся комьев. Далее снеговик «расцвечивается», «оживляется в улыбке», «открывает глазки», «наряжается» (ведерко на голову, пу-говочки на кафтанчик) и т.п.
Дети активно участвуют в «работе», педагог подчеркивает настроение всеобщего веселья, радостного, созидательного общения.
Взрослый читает стихотворение про снеговика:
Два блестящих уголька — Глазки у снеговика. Яркий нос, в руках — метла, Веселится детвора!
(Л. Павлова)
Вокруг снеговика организуются игры, хоровод. Снеговик «разговаривает» с ребятами, говорит, что ему нравится у них в детском саду, называет их по именам, просит взять в группу и т.п. (Снеговика озвучивает взрослый, находя интересные темы для беседы.)
В конце прогулки дети говорят Снеговику: «До свидания! До завтра! Мы к тебе еще придем. Не скучай!» Картина со снеговиком уносится в группу и устанавливается на мольберте в уголке природы.
Во второй половине дняпедагог привлекает внимание малышей к картине и предлагает вспомнить и рассказать, кого они слепили на участке во время прогулки.
При последующих выходах на участок педагог продолжает привлекать детей к выполнению снежных построек и фигурок из снега, например, можно слепить белого, снежного кролика:
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
(О. Высотская «Снежный кролик»)1
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Воспитатель развивает и совершенствует у детей
Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 151.
15 Заказ 544 225
навыки самостоятельности. Он помогает малышам самостоятельно выполнять простейшие гигиенические процедуры, связанные с водой: мыть руки с мылом, умываться по мере необходимости (после дневного сна, после приема пищи). Учит детей быстро находить свое полотенце, правильно им пользоваться и убирать его.
Воспитатель помогает детям усваивать навыки самостоятельности и при приеме пищи, при одевании, раздевании, складывании своей одежды. При подготовке к прогулке дети уже могут самостоятельно надевать некоторые предметы одежды. Например, надеть шапку, теплые носки, уличную обувь, надеть варежки, а после прогулки — оставлять мокрую одежду для просушки. Воспитатель контролирует это.
Воспитатель продолжает учить детей полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи, пользоваться расческой, носовым платком, быть опрятными. Детей, хорошо выполняющих навыки гигиены и усвоивших элементы культуры поведения в быту, следует всячески поощрять, хвалить.
Поощрение заслуживают и те дети, которые еще не вполне усвоили некоторые навыки, но которые стараются их правильно выполнить. И это старание малышей педагогу нужно уметь замечать: если малыш сегодня выполнил какие-либо элементы гигиены даже ненамного лучше, чем вчера, — это повод для того, чтобы его лишний раз похвалить.
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Петрушка и его друзья» 2. Физкультура. № 33—34 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение песен «Дед Мороз», «Машенька-Маша». Повторение пляски у елки «Вот какая елка». Повторение игры «Зайки-шалунишки и косолапый мишка» 2. Конструирование из бумаги. «Снеговик» |
Среда | 1. Аппликация и рисование. «В зимнем лесу» 2. Действия с предметами. «Украшения для снеговика» |
Четверг | 1. Речь. «Маленькой елочке холодно зимой» 2. Физкультура. № 33—34 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение песен «Пришла зима», «Санки». Повторение пляски у елки и игры из предыдущего занятия 2. Лепка. «Угадай, кто к нам пришел?» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Петрушка и его друзья»
Задачи.Обогащать малышей яркими впечатлениями новогоднего праздника; расширять ориентировку в окружающем мире, активизировать слова: «елка», «Петрушка», «праздник», «друзья». Усилить сенсорные стороны информации при рассматривании елочных игрушек (цвет, форма, величина); вызвать радостные эмоции в игре со взрослыми и мотивацию к проживанию праздника. Побуждать подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.
Материалы.Маленькая искусственная елочка, украшенная новогодними игрушками. Петрушка. Заводные игрушки: танцующая собачка, мишка, стоящий на задних лапах и играющий на балалайке; пингвин, машущий крыльями; клюющие петушок и курочки; зайчик, играющий на барабане; котик едущий на машине; поющая козочка и т.п. (Игрушки подбираются из числа имеющихся в наличии на данный момент. Некоторые из них можно сделать, прибегая к «превращениям», например
матрешку-неваляшку
сделать Снеговиком, нарядив ее в белые пелеринки.)
Содержание занятия. Взанятии принимают участие двое взрослых: один ведет действие (воспитатель), второй — помощник воспитателя, опекает детей, чтобы исключить неожиданные ситуации.
Воспитатель привлекает внимание к елке, украшенной игрушками. Постепенно вводит детей в игровое действие. Демонстрируя кукольный персонаж, воспитатель надевает на руку сначала цветной нарукавник, а затем Петрушку-перчатку. Петрушка «оживает», здоровается, восхищается украшенной елкой, называет малышей по имени, говорит, что любит их и пришел в гости.
Сев на детский стул перед детьми, педагог просит Петрушку продемонстрировать свой наряд. Однако Петрушка начинает проказничать: «забирается» на колени, садится, поворачивается влево-право и только затем, приустав, показывает свой наряд: красивая
рубашечка, а главное, яркий колпачок. Петрушка продолжает проказничать, прячется то за одно, то за другое плечо взрослого, щекочет его по уху, целует в щечку и т.п. Эта сценка требует от взрослого артистизма, умения вести разговор как за себя, так и за Петрушку, что вызывает у детей восторг, смех.
Называя действия куклы (Петрушка сел, спрятался, протягивает руку), педагог предлагает детям (по желанию!) подойти к Петрушке, подержать его за руку, поговорить с ним. Петрушка изъявляет желание поплясать для ребят. Звучит музыка. Кукла пляшет перед елкой. Дети хлопают в ладоши.
Петрушка знакомит малышей со своими друзьями. Заводные игрушки поочередно «выступают» перед зрителями. Воспитатель активизирует детей, просит назвать «артистов», отметить их внешние особенности. Например: «Какой беленький зайчик! Какие у него ушки? Правильно, длинные. Что он делает? Правильно, играет на дудочке. А что делает собачка? Прыгает через обруч. Что делает Снеговик? Танцует и звенит серебряными колокольчиками! Мишенька стучит в барабанчик и т.п.».
Игровой показ, постепенно переходит в совместное действие: дети поют, танцуют, повторяя песенки и пляски новогоднего утренника. В заключение Петрушка прощается и обещает приехать к ребятам. Заводные игрушки на машине вместе с Петрушкой уезжают.
Во второй половине дняжелательно организовать совместные занимательные игры, эмоционально обогащая и сохраняя впечатления утреннего занятия.
Физкультура. № 33-34
Задачи.Упражнять в ловле мяча двумя руками. Закреплять умения ходить по кругу, взявшись за руки, не наталкиваясь друг на друга.
Материалы. Мячи (диаметром 12-15 см). Место проведения.Зал.
Содержание занятия.Под пение воспитателем песни «В лесу родилась елочка» или ее музыкальную запись дети ходят по кругу, держась за руки. На каждый куплет меняют направление движения. В соответствии с текстом песни имитируют движения: как
«зайка серенький под елочкой скакал», как «серый волк пробегал»... Ходят и бегают по кругу. Останавливаются лицом в круг. Воспитатель предлагает вспомнить, какая красивая, высокая была елочка на Новый год. Стоя в кругу, воспитатель вместе с детьми выполняет общеразвивающие упражнения.
1. Стоя, руки вниз, поднимать руки вверх («вот какая была
елочка высокая»); опускать руки через стороны вниз (повторить 3—
4 раза).
2. Стоя, поднять руки вперед, сжимать и разжимать пальцы
(3 раза) (лампочки зажигаются, мигают), спрятать руки за спину
(повторить 3—4 раза).
3. Присесть, обхватить колени руками, голову наклонить к ко
леням (зайчик спрятался от волка), встать, выпрямиться, посмот
реть в одну, другую сторону — нет ли волка) (повторить 3-4 раза).
4. Руки на поясе. Подпрыгивать на месте на двух ногах (4—
5 прыжков). Ходить на месте. Снова прыгать: «зайки радуются, нет
волка» (повторить 3—4 раза).
Затем, стоя в кругу, воспитатель берет мяч и бросает его по очереди каждому ребенку, чтобы он поймал его и бросил обратно воспитателю.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как было весело на елке, поплясать под музыку, кто как умеет (хлопать в ладоши, пританцовывать, подпрыгивать, кружиться).
Игра «Найди игрушку». Воспитатель заранее прячет игрушку (желательно зимней тематики: Деда Мороза, снежинку, снеговика и т.д.). Все дети вместе с воспитателем ходят по залу и ищут спрятанную игрушку.
На прогулке и во второй половине дня.На участке: ходить по дорожке, протоптанной воспитателем в снегу (пройди — не упади); катать кукол на санках.
В помещении.Повторить катание мяча в ворота, поупражнять отдельных детей в бросании и ловле мяча. Игра «Найди зайчика».
Конструирование. «Снеговик»
Задачи.Развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой; продолжать учить катать комочки из мягкой мятой бумаги разной величины и создавать из отдельных частей целостный
образ; активизировать словарь: «мягкий», «самый большой», «поменьше», «самый маленький».
Материалы.Белая мягкая бумага разных размеров (целый альбомный лист, '/2 листа, '/4 листа) для каждого ребенка (салфетки, туалетная бумага, бумажные белые полотенца и т.п.).
Содержание занятия.Воспитатель подводит детей (4-6 чел.) к окну и обращает их внимание на снеговика, вылепленного воспитателем и детьми на участке детского сада: «Дети, посмотрите на нашего веселого большого снеговика, мы его с вами вылепили из снега, хороший получился снеговик. Давайте попробуем сделать из бумаги маленьких снеговиков. Возьмем в руки мягкую белую бумагу, сомнем ее и скатаем большие и маленькие комочки».
Дети по указанию воспитателя берут в руки бумагу разного размера, мнут и скатывают комочки — сначала самый большой, потом поменьше, затем самый маленький. Воспитатель помогает, поощряет, сравнивает вместе с детьми комочки разной величины, спрашивает: «Юра, какой у тебя комочек большой или маленький, а у тебя, Леночка? А еще про комочки можно сказать, что они мягкие, легкие, давайте вместе скажем: „мягкие", „легкие". Молодцы!» Дети скатывают по 3 белых комочка разной величины.
Далее воспитатель в присутствии детей склеивает комочки между собой, сопровождая действия словами: «Возьмем клей, кисточку и склеим комочки: к самому большому комочку приклеим поменьше, а к нему — самый маленький, а теперь приклеим носики (маленькие красные конусы, сделанные воспитателем, с разрезанным основанием) и нарисуем глазки. Вот какие снеговики получились! (Можно сделать полуобъемных снеговиков, приклеив комки одной стороной на картон.) Давайте их возьмем в ручки, подойдем к окошку и покажем их нашему большому снеговику». Дети показывают ему снеговичков и радуются, что у них получились снеговики, похожие на настоящего.
Аппликация и рисование. «В зимнемлесу»
Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел; учить способам обрывания, сминания бумаги и наклеивания силуэтов; уметь самостоятельно располагать их на бумаге; рисовать красками мазки,
очертания форм. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
Материалы.Листы бумаги голубого или синего цвета для фона, силуэты разных по размеру елок (большие и маленькие); выполненная воспитателем аппликация — картинка зимнего леса. Мольберт, клеящие карандаши, мягкие салфетки для изображения «покрытой снегом земли, сугробов, горки», краски, гуашь, кисти.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за падающими снежинками, деревьями, покрытыми снегом, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением зимнего леса и его обитателей, чтение рассказов, стихов.
Содержание занятия.Воспитатель показывает детям картинку: «Как красиво в зимнем лесу, все деревья покрылись снегом, звери попрятались в теплые норки. В лесу тихо. Только на снегу видны следы зайчика, лисы, волка; зеленые елочки укутаны снежком, наземле снег намел сугробы, снежные горки», — рассказывает воспитатель и читает стихи:
Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!
(И. Токмакова)'
Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 151.
Последние слова воспитатель произносит тихо, в то время как все стихотворение читает громко, выразительно, подчеркивая голосом ритмичность повторов: «Снег — на горке и под горкой, снег — на елке и под елкой...».
«А сейчас, ребята, мы с вами тоже отправимся в зимний лес. В лесу растет много елочек (показывает их силуэты). Вот одна елочка, а вот еще, и еще... Теперь надо елочки наклеить на бумагу (показ). А внизу на земле — снег, сугробы, снежные горки (показывает прием обрывания и сминания бумажной салфетки и наклеивания). Получилась картинка зимнего леса (показывает аппликацию). А теперь вы сами наклеите елочки, снег на земле, сугробы».
Воспитатель предлагает каждому взять силуэты елочек (2—4 шт.), листы бумаги для фона. Дети располагают елочки на листе, меняя их местами (растут рядом большие и маленькие, и наклеивают. Все действия выполняют как самостоятельно, так и с помощью воспитателя. Затем способом обрывания внизу листа наклеивают из мятой бумажной салфетки «землю, покрытую белым снегом», а способом сминания комочков — «сугробы, горку».
— А почему нет снега на ветках елочек? Что надо сделать, что
бы «елочки снежок укутывал»?» (Ответы детей.)
— Ребята, вы догадались, снежок надо нарисовать! А какого он
цвета? — спрашивает воспитатель. — Белый снег, пушистый...
Возьмите кисточки и нарисуйте много снега, чтобы медведю было
тепло спать в берлоге.
Дети рисуют красками снег на земле, на ветках елки. В процессе занятия воспитатель повторяет слова стихотворения, что помогает детям рисовать снег ритмом мазков. Спрашивает: «Кто пробежал по снегу? Чьи это следы? А где спит медведь?»
Когда все работы будут закончены, воспитатель просит детей принести свои картинки, ставит их на мольберт или раскладывает на столе так, чтобы получилась панорама зимнего леса. Он обращает внимание детей на разнообразие елочек: «Найдите, где елочки очень маленькие, а где они выросли большими? А кто спрятался под елкой? Кто бежал по снегу? А где снега так много, что получился сугроб, на кого он похож?» Эти вопросы помогают детям замечать особенности очертаний аппликативных силуэтов, способствуют развитию восприятия.
В вечернее время дети самостоятельно могут рассматривать свои картинки, находить новые образы с помощью воспитателя, узнавать в них различных обитателей леса.
Действия с предметами. «Украшения для Снеговика»
Задачи.Учить составлять гирлянды из разных геометрических фигур, чередуя их (по показу воспитателя). Способствовать запоминанию их названий (шар, кольцо и др.). Совершенствовать умение действовать кончиками пальцев, нанизывая предметы «бусы» на тонкий стержень («иголочку»), делая гирлянду из деревянных колец и шаров (по 6 шт. на каждого ребенка).
Материалы.Шнур (длина 40—50 см), на одном конце которого завязаны шар или колечко, а на другом — трубочка (можно использовать маленькую трубочку для сока). Оба предмета укрепляются через отверстия, в которые насквозь пропускаются концы шнура («Ниточка с иголочкой»).
Геометрические фигуры двух видов. Например, кольца и шары (по 6 штук на каждого ребенка). Используются кольца и шары от пирамидок, имеющихся в группе в качестве дидактических пособий.
Содержание занятия.Взрослый дает детям рассмотреть имеющиеся у них кольца и шары и предлагает: «Сделаем бусы для Снеговика, которого мы слепили на прогулке. Он тоже хочет быть нарядным около новогодней елки».
Педагог показывает прием чередования колец и шаров, пропуская их отверстия через «иголочку». Таким образом дети начинают нанизывать детали на шнур. Если ребенок ошибается, взрослый помогает, напоминая последовательность выбора — «колечко — шарик, колечко — шарик» и т.д.
Когда у каждого малыша получится маленькая гирлянда, педагог предлагает скрепить их в одну большую. «Посмотрите, какие длинные бусы мы сделали для Снеговика. Положим их в коробку, а когда пойдем гулять, возьмем с собой и украсим нашего Снеговика», — говорит воспитатель.
«Бусы» остаются на снеговике несколько дней. Затем возвращаются в группу (в отсутствие детей), а снеговик «украшается» цветными льдинками.
Речь. «Маленькой елочке холодно зимой»
Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Закреплять наименования живот-
ных. Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподражаний. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные высказывания детей. Развивать чувство языка.
Материалы. Нарядная елочка. Игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка.
Содержание занятия.Воспитатель собирает детей около елочки. Читает им стихотворение.
Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу елочку Взяли мы домой.
Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых!..
(3. Александрова «Елочка», отрывок)'
Воспитатель вместе с детьми рассматривает елочку, выстраивает диалог:
— Нарядная елочка. Чем украшена елочка? — указывает на ша
рики, бусы и другие игрушки. Воспитатель обобщает ответы детей,
описывает игрушки: разноцветные бусы, фонарики, хлопушки
и т.п.
— А кто это танцует под елочкой?
(Выставляет игрушки: собачку, мышку, кота и курочку. Появление ярких игрушек и таинственный голос воспитателя вызывают на непроизвольные инициативные высказывания детей.)
— Как подает голос собачка? (Вместе с детьми: гав-гав.) Собач
ка лает: гав-гав, можно сказать гавкает. Что делает собачка? (От
веты детей.)
Далее воспитатель поочередно дает детям подержать собачку, предлагает произнести звукоподражание, спрашивает: «Что делает собачка?»
Аналогичным образом обыгрываются все остальные игрушки. (Кот — мяу, мяу-мяукает; мышка — пи, пи, пи-пищит; курочка — куд-куда, куд-куда-кудахчет.)
Педагог приглашает детей на ковер, ставит в середину игрушки. Обращается к детям: «Сейчас мы все как будто на празднике. Бьют барабаны: бум-бум-бум (выразительные движения и звукоподража-
Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 38.
ния вместе с детьми). А бубны звенят: тили-бом, тили-бом (выразительные движения и звукоподражания вместе с детьми). Потанцуем: бом-бом-бом; тили-бом, тили-бом». (Повторить 2 раза.)
Дети возвращаются на свои места.
«Послушайте новогоднюю сказочку, — говорит воспитатель: Под Новый год хозяюшка разным зверушкам дала работу: собачке — помыть чашечку язычком, мышке — собрать крошки со стола, курочке — пол веничком подмести; коту — пирожок испечь».
Воспитатель повторяет сказочку еще раз, разыгрывая действия персонажей: перед собачкой чашка, собака наклоняет голову к чашке, как будто ее облизывает и т.п.
Далее обращается к детям: «Кто хочет показать, как собачка моет чашку языком, (желающему вручает игрушку), а мышка собирает крошки; а кот печет пирожок; как курочка веничком метет?»
Показ сопровождает вопросами: «Собачка что делает? Мышка что делает (кот, курочка)?» Занятие переходит в свободную деятельность детей с игрушками.
Лепка. «Угадай, кто к нам пришел?»
Задачи.Вызвать интерес к лепке знакомого персонажа. Учить детей лепить фигурку из пластилиновых комочков разной величины, соединять их, дополнять фигурку характерными деталями (глаза, нос, пуговицы и т.д.).
Материалы.Вылепленная заранее воспитателем фигурка снеговика, палочки, сучки. Пластилин, клееночки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Игры на прогулке в снежки, лепка из них снеговичков. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, рассказов о зимних забавах.
Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит фигурка снеговика, накрытая салфеткой. Воспитатель спрашивает: «Ребята, кого мы с вами лепили из снега, делали из бумажных комочков?»