Трудности произвольной организации ребенка

Эти проблемы становятся заметнее после года и к 2—2,5 года
ребенка осознаются родителями уже в полной мере. Однако ~г.
знаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечение,
внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого про»,
являются гораздо раньше. Это может выражаться в следующих»!
наиболее характерных тенденциях: I

1. Отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя.

В ряде случаев эта тенденция настолько сильно выражена, что у, ребенка начинают подозревать снижение слуха. Хотя внимательные родители бывают при этом озадачены тем, что ребенок слышит интересующий его звук, даже если он негромок (например! шуршание целлофанового пакета), или по поведению ребенка! понятно, что он слышал разговор, не обращенный прямо к нему!.

Достаточно часто такие дети позже могут настораживать роди^! телей тем, что не начинают выполнять простейших просьб: «Дай; мне», «Покажи», «Принеси».

2. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова; («Посмотри на...»). Даже если в ряде случаев вначале слежение с указанием матери есть, то постепенно оно может угасать, и ребенок перестает обращать внимание на то, что она показывает, если? только это не совпадает с объектом его особого интереса (например, лампа, часы, машина, окно).

3. Невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, «
иногда — очень длительная задержка в его формировании. Обычно
родители вспоминают, что их малыша было всегда трудно чему-
нибудь научить, он до всего предпочитал доходить сам. Часто трудно*
бывает организовать такого ребенка даже на самые простые игры,
требующие элементов показа и повторения — типа «ладушек», затруднено бывает обучение жесту ручкой «пока», кивания головой в знак согласия. |

4. Слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего психического поля. В районе годовалого возраста практически все дети при нормальном развитии проходят этап, когда они попадают в плен «полевых» тенденций (термины «поле», «полей вые» тенденции здесь и далее в тексте используются как понятия, данные К. Левином), и у взрослых возникают реальные трудности; регуляции их поведения. В случае раннего детского аутизма захваченность сенсорным потоком, исходящим из окружающего мира наблюдается гораздо раньше и вступает в конкуренцию с ориентацией на близкого человека. Часто взрослый, не имея эмоционального контакта с ребенком, выступает лишь в качестве инструмента, с помощью которого ребенок получает необходимую сенсор­ную стимуляцию (может покачать, покружить, пощекотать, под­нести к желаемому объекту и т. д.). Если родители проявляют боль­шую настойчивость и активность, пытаясь привлечь внимание к себе, ребенок либо протестует, либо уходит от контакта.

В этих условиях несформированности эмоционального контакта с близкими особенно тяжело проходит момент физического отрыва малыша от матери в районе года. Часто с этим временем связана резкая смена характера ребенка, ощущаемая родителями — он пол­ностью теряет чувство края, становится совершенно неудержимым, непослушным, неуправляемым. Он может демонстрировать катаст­рофический регресс в развитии, потерять тот минимум эмоциональ­ных связей, форм контакта, начинавших складываться навыков, в том числе и речевых, которые он сумел приобрести до того, как на­учился ходить.

Все перечисленные выше известные родителям и специалистам особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром в целом и с близкими людьми особенно свидетельствуют о нару­шении развития способов организации активных отношений с миром и превалировании в его развитии уже с раннего возраста выраженной тенденции — перевеса стереотипной аутостимуляционной активности над реально адаптивной.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий «коррекция», «компенсация» и «социализация», используемых в области дошкольной коррекционной педагогики.

2. Охарактеризуйте взаимосвязь первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии.

3. Перечислите принципы организации и проведения коррекционно-педагогического процесса.

4. Расскажите о характере и содержании взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства.

5. Дайте определения следующим терминам: «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

6. Дайте психолого-педагогическое определение задержки психическо­го развития (ЗПР).

7. Раскройте структурно-функциональную модель возникновения и развития ЗПР у детей.

8. Раскройте этиопатогенетическую классификацию задержки психи­ческого развития К. С. Лебединской.

9. Обоснуйте взаимосвязь биологических и социальных факторов в воз­никновении ЗПР.

10. Назовите основные признаки, значимые для дифференциальной диагностики задержки психического развития и умственной отсталости у детей-дошкольников.

11. Основные линии развития ребенка раннего возраста.

12. Каковы основные причины снижения слуха у детей?

13. Дайте характеристику детей с точки зрения состояния их слуха, вре­мени его снижения, уровня владения речью и наличию или отсутствию' дополнительных отклонений в развитии.

14. Какие дети относятся к категории глухих, слабослышащих, позднооглохших?

15. Какие классификации нарушений слуха используются в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями слуха?

16. Какие дети по состоянию зрения относятся к детям с нарушением;! зрения?

17. Дайте характеристику понятиям «косоглазие и амблиопия».

18. Что следует учитывать педагогу при работе со слабовидящими деть­ми в процессе восприятия иллюстративно-предметного материала?

19. С чем связаны отклонения в овладении речью у детей с нарушением зрения?

20. От чего страдает смысловая сторона речи у детей с нарушением зре­ния?

21. Чем характеризуется устная речь детей с нарушением зрения?

22. При каких условиях у детей с нарушением зрения возникает нере­шительность, снижение самостоятельности?

23. Отчего возникают навязчивые движения у слепых детей?

24. Что обуславливает снижение уровня общительности у детей с нару­шением зрения?

25. В чем состоят признаки нарушения речевого развития в раннем возрасте?

26. Выделите ключевые положения психолого-педагогической классификации речевых нарушений, укажите ее роль в организации логопедического воздействия и разработке необходимых методов.

27. Назовите основные виды патологии опорно-двигательного аппарата у детей.

28. Дайте общую характеристику детского церебрального паралича.

29. Охарактеризуйте особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом.

30. Назовите особенности нарушений психики при ДЦП. Чем они обус­ловлены?

31. Назовите основные формы речевой патологии у детей с церебраль­ным параличом.

32. Охарактеризуйте особенности двигательных, психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП.

33. Основные симптомы аутизма (критерии Л.Каннера).

34. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом.

Наши рекомендации