Очерк 2: Шейла
«Совершать позитивные, действительно эффективные изменения»
Шейле сорок три года. Она всегда представляла себя учительницей, хотя когда-то ей приходили мысли о более увлекательной работе — в международной журналистике или в ФБР. Свой выбор она сделала отчасти из-за того, что выросла в такой культурной среде, где женщины традиционно становились педагогами, медицинскими сестрами или домохозяйками. Помимо этого, Шейла объясняет свой выбор глубинным стремлением работать с людьми и способствовать позитивным переменам в их жизни. Такую возможность предоставляет ей работа педагога-консультанта. Интересная работа, профессионализм и компетентность — вот основные источники удовлетворенности для Шейлы.
Трудовую деятельность Шейла начала в качестве преподавателя математики в городских и пригородных школах, а также в международной школе в Германии. Уйдя с постоянной работы после рождения второй дочери, она занялась педагогическим консультированием с почасовой оплатой. Затем она пошла по совершенно иному пути и обратилась к торговле недвижимостью, чему отдала два года. Это произошло, потому что «в нашей округе было мало возможностей для педагогической деятельности, и к тому же я жаждала попробовать что-нибудь новое». К преподаванию математики Шейла вернулась после одиннадцатилетнего перерыва, и это оказалось самым правильным шагом в ее карьере, так как она опять оказалась в знакомом мире забот и проблем школьного учителя. Однако недостаток гибкости в работе и обилие бумажной возни привели к тому, что Шейла сделалась педагогом-консультантом в городской школе. «Эта работа почти на сто процентов социальная, но я ее полюбила и обнаружила, что она много мне дает. У меня появились как никогда тесные контакты с учениками. А все потому, что они очень нуждались во мне». Шейла ушла из школы три года назад, так как устроилась на свою нынешнюю работу — в департамент школьного образования, где ее заработок удвоился.
Шейла очень довольна своей работой. Кроме того, она намеревается пройти курс подготовки директоров начальной школы. Этот курс привлекает Шейлу сравнительно небольшим количеством часов, достаточным объемом знаний, которые в основном приобретаются на конференциях и семинарах, устраиваемых в рамках курса. Закончив курс, Шейла, возможно, останется на прежней работе, так как любит ее. Но дополнительная квалификация повысит ее профессиональный статус и увеличит заработок.
Больше всего в работе Шейла любит индивидуальное консультирование, когда она помогает учащемуся разобраться во множестве открывающихся перед ним возможностей. Она обсуждает со школьниками широкий круг вопросов — от наркомании, беременности, анорексии [Анорексия — болезненно пониженный аппетит. — Прим. перев.], конфликтов с родителями до выбора будущей профессии. Нравится Шейле также консультирование в группах, где она сосредоточивается на таких вопросах, как овладение навыками и принятие решений.
Шейле придает энергию сознание своей способности вызывать перемены. «Когда передо мной встает проблема, я сразу же вижу варианты ее решения. Администрация нашего департамента поддерживает сотрудников, стоит за перемены в стратегиях, учебных планах, за создание новых служб. Это очень приятно». В команде, состоящей из восьми консультантов, Шейла является своего рода центром, который объединяет учителей, родителей, учащихся и работников администрации, способствует их официальному, а чаще неофициальному сотрудничеству. Если назревает какой-либо конфликт, Шейла формирует «коалицию родителей и учителей» и находит эффективное решение.
Кроме того, Шейлу устраивает рабочий график: у нее есть летние каникулы, ей не приходится задерживаться на работе до позднего вечера, и у нее достаточно выходных дней. Такое расписание являлось необходимостью, когда дети Шейлы были маленькими, теперь же свободное время она посвящает общению с друзьями и своим многочисленным увлечениям.
Утомляют Шейлу «мелочные обязанности», связанные с ее профессиональной деятельностью, в частности, работа с обширной документацией, которую она считает «ненужным ковырянием и потерей времени». Но больше всего она устает в тех случаях, когда от нее требуется проявлять повышенную эмоциональную напряженность в течение долгого времени; например тогда, когда, пытаясь найти разрешение какого-либо конфликта, Шейла понимает, что не в состоянии вызвать какие-либо реальные перемены из-за безответственности или равнодушия родителей.
Сильные стороны Шейлы — терпение и терпимость к людям. «Я во многом принимаю людей, не сужу их и умею расслабляться. Люди мне очень нужны, я люблю их, они придают мне сил». Она также «заряжается», когда приходят идеи и решаются проблемы, неважно, «проблемы с холодильником или с таким-то ребенком!»
Шейле свойственна гибкость, ее не выбивают из колеи жизненные перемены. В последнее время ей стало нравиться развивать у себя лидерские качества. Сейчас она является еще и председателем комитета по связям с государственными структурами департамента школьного образования и рада тому, что у нее появились связи с влиятельными людьми. Благодаря этой должности выросла ее уверенность в способности вызывать перемены, и Шейла даже поймала себя на том, что стала работать усерднее, чем когда-либо раньше. Коллеги также отметили ее небывалое упорство.
Главным источником раздражения для Шейлы становятся ситуации, когда она видит, что не соблюдаются те или иные правила. «По-моему, если правило важно, то ему нужно следовать, а если неважно, то нужно внести в него коррективы». От раздражения Шейла избавляется, «открывая клапаны» в направлении коллег. Помимо этого, она прибегает к физическим нагрузкам — велосипедным прогулкам и поднятию тяжестей. По возможности эти занятия она разделяет с друзьями.
Контроль над ситуацией и независимость в работе и личной жизни с течением времени приобрели для Шейлы более важное значение, чем десять лет назад. Отношения с друзьями укрепились и также стали более ценимы Шейлой. «Друзья нужны как никогда». Она надеется, что ее будут вспоминать как человека, умеющего отдавать тепло, дарить любовь, человека, на которого можно положиться. Ее стала больше заботить ее физическая форма и надвигающаяся старость. Сильнее, чем прежде, Шейла чувствует необходимость быть активной и крепкой физически. В результате сейчас она находится в лучшей форме, чем даже тогда, когда была моложе.
Почему работа Шейлы удовлетворяет ее
Шейлу подстегивает разнообразие проблем и людей, с которыми ей приходится сталкиваться изо дня в день. Она любит разгадывать учащихся, анализировать их проблемы и разрабатывать новаторские, творческие программы, призванные удовлетворять их непрерывно меняющиеся потребности. Подобно многим интуитам-логикам, Шейла добивается и достигает достаточно высокой степени автономии, стремится расширять свои полномочия и усиливать свое влияние. Таким образом, она стала лидером департамента образования, в котором работает. Потребность в обучении привела ее к мысли об окончании курса управления, что даст ей возможность еще больше увеличить свое воздействие, расширить полномочия, поднять свой престиж и увеличить доходы.
Врожденное умение видеть альтернативные возможности позволяет Шейле применять в своей работе экстравертируемую интуицию (доминантную функцию). Она неизменно старается «читать детей» с целью разобраться, какой выбор, в частности профессии, был бы для них наилучшим. В этом ей помогают способность понимать проблемы становления личности, с которыми часто сталкиваются учащиеся школ, и знание особенностей подросткового возраста. Кроме того, интуиция, доминантная функция Шейлы, также позволяет ей определить область, в которой лежат корни проблемы, и порекомендовать нестандартные концептуальные перемены.
Когда Шейла вырабатывает стратегии институциональных изменений, ей на помощь приходит интровертируемая логика (вспомогательная функция). Она твердо верит в значимость стратегического планирования и в нужность большей независимости учащихся. Шейла устанавливает высокие стандарты как для себя, так и для других. Ее не устраивает существование необязательных или алогичных установлений и правил, в особенности если они идут вразрез с ее педагогическими устремлениями. Ее логика также помогает ей проявлять жесткость в отстаивании программ, которые она считает нужным осуществлять.
Третья функция — этика — стала развиваться по мере того, как в личной жизни Шейлы стали происходить изменения. Дружба стала для нее более значимой, теперь она нуждается в друзьях больше, чем прежде. Ей очень важно, чтобы друзья знали, что они ей небезразличны и могут на нее положиться. Начало развития сенсорики (четвертой функции) проявляется в занятиях Шейлы, которым она посвящает свободное время. В ее жизнь вошла регулярная физическая нагрузка. Она занимается поднятием тяжестей, велосипедным спортом, она чутко прислушивается к своему телу, к его реакциям на подобные занятия. С возрастом она испытывает большую озабоченность в отношении физической силы и выносливости своего организма.