Лексико-грамматические игры и упражнения. €

• «Кто пришел на елку?» Согласование числительных с су­ществительными .

Логопед показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и гово­рит детям:

К нам пришли на праздник 2... (медведя, снегурочки).

К нам пришли на праздник 3... (клоуна, белки).

К нам пришли на праздник 4... (куклы, матрешки).

К нам пришли на праздник 5... (собачек, клоунов, ку­кол, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лиси­чек, роботов и т. п.).

• «Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме бу­дущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее.

На празднике я буду веселиться — повеселюсь (буду кружить­ся — покружусь, буду радоваться — порадуюсь, буду петь — по­пою, буду танцевать — потанцую, буду смеяться — посмеюсь, буду шуметь — пошумлю, буду наряжаться — наряжусь, буду шутить — пошучу, буду играть — поиграю, буду кататься — по­катаюсь, буду хвалиться — похвалюсь и т. д.).

Физкульминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Развитие связной речи

• «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения.

Логопед раздает детям сюжетные картинки о зиме и пред­лагает ответить на вопрос: «Что будет после этого?»

Уточнение артикуляции и произношения звука [г]. Буква Г

• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью задней части языка).

• «Назови слово». На доске — картинки, в названии кото-

рых есть звук [г]. Дети называют их и определяют место зву­ка в слове.

• «Один — много». Знакомство с «младшим братцем» звука [г] —мягким звуком [г'].

Утюг — утюги, пирог — пироги, нога — ноги, книга — кни­ги, бумага — бумаги, дорога — дороги, флаг — флаги, носо­рог — носороги.

Мягкость звука подчеркнуть артикуляцией и ласкательной интонацией.

• «Пропал звук»

Снег — снежок, стог — стожок, пирог — пирожок, сапог — са­пожок, круг — кружок, берег — бережок, рог — рожок, флаг — флажок.

• Игра с мячом. Деление слов на слоги (словарь по изу­чаемой теме), закрепление умения измерять протяженность слов.

• «Кто с чем играет?» Дифференциация звуков [г] и [г'].

На доске — картинки: гармошка, книга, попугай, гном, гру­зовик; гитара, гиря, бегемот, флаги, книги. Дети должны уга­дать, с чем играет Галя, а с чем играет Гена.

Игру можно проводить и без картинок.

• «Звук потерялся». Логопед произносит 6—8 предложений, в каждом из которых в одном слове пропущен звук [г] или [г']. Дети называют звук и слово, а затем повторяют предло­жение целиком.

Зимой много сне...а. На столе лежит цветная бума...а. Се­режа хорошо играет на ...итаре. У Наташи интересная кни...а. На лугу пасутся ...уси. Витя поднимает тяжелую ...ирю. Таня любит играть на ...армошке. И т. д.

• Знакомство с буквой Г: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.

Логопед. Куда «смотрит» буква Г? (Вправо.)

• Чтение слоговых таблиц: га, го, гу, гы, гда и т. д.

• Чтение слов: гуси, гусак, губа, губы, когти, гости, сапоги. Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.

• «Живые буквы» (губа, гуси).

• Чтение слов по карточкам. Слова составлены из пройденных букв.

• Составление слова бумага и его графической схемы. Уп­ражнение с разрезной азбукой.

• Составление, чтение и анализ предложений: «Вот гусак. У кошки когти. У папы сапоги».

Тематический цикл «Домашние животные»

(пятнадцатая неделя)

Беседа

Названия домашних животных; их внешний вид и повад­ки; в чем их польза; любовь человека к животным. Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Кто нем питается?» Усвоение категории творительного падежа.

Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака пи­тается мясом. Кошка питается молоком и рыбой. И т. д.

• «Кто в домике?-» Усвоение названий детенышей живот­ных. Составление предложениий с предлогом с.

Логопед показывает картинки, а дети составляют пред­ложения.

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенята­ми. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с же­ребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.

• «Составь предложение». Составление сложных предложе­ний со значением противопоставления.

Логопед произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети коммен­тируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.

• «Кто кем будет?» Закрепление названий детенышей жи­вотных. Развитие логического мышления. Усвоение катего­рии творительного падежа.

Щенок будет... (собакой). Котенок будет... (кошкой). Же­ребенок будет... (лошадью). Ягненок будет... (овцой). Козле­нок будет... (козой). Теленок будет... (коровой). Поросенок будет... (свиньей).

• «.Предложение договори и его ты повтори». Употребление

| глаголов в единственном и множественном числе. Закрепле­ние названий детенышей животных.

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а те­лята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют).

• «Кто хозяин ?» Употребление притяжательных прилага­тельных.

Логопед показывает детям части тела домашних животных и задает им вопросы: «Чей хвост? Чья голова?» Дети отвеча­ют: «Это лисий хвост. Это волчья голова». И т. д.

Развитие связной речи

• Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам:

«Лошадь — это домашнее травоядное животное. Она питается тра­вой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, морда, хвост, четы­ре ноги, на ногах — копыта. Тело лошади покрыто шерстью.

Лошадь — друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, рабо­тать в поле».

Наши рекомендации