Группа общеразвивающей направленности от 4-5 лет

Возрастной период детей от четырех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием разных форм двигатель­ной активности, которая во многом обусловлена их доста­точным запасом умений и навыков, хорошей пространствен­ной ориентировкой, стремлением выполнять движения со­вместно, небольшими группами.

Дети пятого года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений; они стремятся самостоятельно выполнять различные сочетания движений, достаточно сложные упражнения. Но зачастую им не удается выполнить их качественно и до конца.

Движения детей уже в этом возрасте носят произвольный и целеустремленный характер. Дети самостоятельно различают все основные виды движений, частично умеют выделять их отдельные элементы, пытаются обсуждать результаты своих действий, сопоставляя их с образцом.

Отличительной особенностью детей четырех-пяти лет яв­ляется их познавательная активность и постоянное стремле­ние к выполнению различных действий: расставлять и убирать пособия, имитировать образы животных, птиц и т. д. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют у них ответственность за выполнение правил и достижение опреде­ленного результата. В процессе выполнения двигательных за­даний различной сложности дети пытаются прилагать воле­вые усилия: перепрыгивают через барьеры, пролезают под дугами, ходят по наклонному буму и т. д. У детей совер­шенствуются двигательные умения и навыки, развиваются такие физические качества, как быстрота движений, лов­кость, координация, выносливость.

Задачи физической культуры:

-создание условий для разнообразной двигательной активности детей; организация свободного места для игр и упражнений; рациональный подбор физкультурного обору дования;

-обогащение детей элементарными знаниями о многообра­зии физических и спортивных упражнений;

-обучение технике основных видов движений, добиваясь их правильного выполнения в соответствии с образцом;

-разучивание разных способов выполнения движений, со­вершенствуя координационные возможности детей;

-формирование навыков езды на велосипеде, катания на санках, ходьбы на лыжах, а также действий с различными пособиями (обручем, мячом, скакалкой и др.);

-знакомство с правилами разных подвижных игр и разви­тие у детей умений четко выполнять их, проявляя находчи­вость, выдержку, ловкость и самостоятельность;

-закрепление навыков самостоятельного построения и пе­рестроения в колонну, в круг, в шеренгу, парами;

-формирование у детей двигательных качеств и способно­стей (быстроты движений, ловкости, координации, гибкос­ти, выносливости) и пространственной ориентировки в раз­личных условиях (в физкультурном зале, на спортивной площадке, в лесу, парке);

-формирование потребности в здоровом образе жизни в семье и детском саду.

Педагогу необходимо позаботиться о создании двигатель­ного режима, который предусматривает рациональное содер­жание разных форм двигательной активности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо варьировать приемы повышения эффек­тивности использования физкультурного оборудования. К таким приемам относятся:

*создание эффекта новизны за счет смены переносного обо­рудования и внесения новых пособий;

*сочетание разных мягких модулей с целью обучения ос­новным видам движений;

*объединение разных пособий в определенные комплексы (построение полосы препятствий);

*размещение дополнительных пособий (гладкие и ребрис­тые доски, мишени, ленты и т. д.) на крупном оборудовании (на гимнастической стенке, на мини-стадионе и т. д.); различное пространственное расположение пособий;

*создание разных игровых зон (для игр с мячом, обручем, шнуром и скакалкой и т. д.).

В средней группе для организованной и самостоятельной двигательной активности детей необходимо иметь физкуль­турный уголок, который включает короткие гимнастические палки, мячи, плоские обручи, резиновые кольца, комплект «Следы», мелкие предметы разных геометрических форм и т. д.

Организация занятий

Основной организованной формой двигательной активно­сти является занятие по физической культуре, которое дол­жно доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, формировать двига­тельные умения и навыки, удовлетворять естественную по­требность в движении. Для реализации этих задач особое зна­чение имеет характер общения детей со сверстниками и взрослыми. Дети пятого года жизни нередко нуждаются в своевременной помощи, поддержке и поощрении.

Одним из факторов, способствующих уменьшению пси­хической напряженности детей, является музыка. Она по­вышает эмоциональный тонус, способствует развитию вни­мания, чувства ритма и т. д. во вводной части и во время выполнения различных ритмических движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может являться пре­красным средством снятия возбуждения и усталости у ре­бенка.

Предлагаем вводить в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года занятия контрольно-проверочного типа (всего 8—10 занятий в год). Основная их цель — выявить отстава­ния в развитии моторики детей и наметить пути их устране­ния. Ребятам предлагаются следующие контрольные задания: бег на 10 м с хода, прыжки в длину с места, метание тен­нисного мяча вдаль удобной рукой, упражнения на гибкость и на сохранение равновесия.

Занятия включают разные упражнения в ходьбе, беге, ползании, лазанье, бросании и ловле мяча (разного размера и веса). Важно не забывать о включении упражнений для развития мелкой моторики: вращение кистями рук, сжима-v ние и разжимание резинового кольца, перенос мелких пред­метов с помощью пальцев ног и т. д. Циклические движе­ния: ходьба, бег, лазанье, ползание — благоприятны для развития координации движений. Сохранение устойчивого положения тела достигается за счет сбалансированной дея­тельности многочисленных групп мышц, что важно для формирования умения владеть телом и поддер­живать нужную позу.

С детьми начинается разучивание техники основных ви­дов движений (ходьбы, бега, бросания, лазанья и удержива­ния равновесия). Обращается внимание на правильность выполнения каждого элемента в соответствии с образ­цом (педагог показывает отдельные элементы, разъясняет и оказывает помощь детям). К концу учебного года воспита­тель по физической культуре привлекает детей к оценке вы­полнения двигательных заданий — как своих, так и сверст­ников.

К концу года дети умеют:

Хорошо ориенти­роваться в пространстве, используя всю площадь зала;

Быстро сменяют положение тела и направление.

Реагируют на сигналы во время различных действий: кружения, легких прыжков на батуте, удержива­ния равновесия на балансире, бега по мягким бумам и т. д.; при этом необходима страховка со стороны педагога.

Наши рекомендации