Наблюдение за появлением различных видов самооценки школьника на уроке и во внеурочное время

Материал к организации наблюдения:

1. Критерии проявления видов самооценки.

2. Форма протокола

Критерии проявления видов самооценки.

Завышенная Заниженная Адекватная
Самоуверенность в поведении Неуверенность в ответе Общительность
Высокомерие Тревожность Уверенность в ответе
Вспыльчивость Замкнутость Контактность
Бестактность Боязнь общения Доброжелательность
Пренебрежение Нерешительность Решительность

*Примечание: Критерии проявления видов самооценки фиксировать в протоколе наблюдения: знаком «+» - проявляется,

знаком «-» - не проявляется.

Протокол наблюдения за проявлениями видов самооценки

Этапы урока Деятельность учителя Реакция учащихся Проявление видов самооценки у учащихся Анализ проявлений самооценки
Завышенная Заниженная Адекватная
             

Материал для анализа.

1. Адекватная самооценка- это (реальное, объективное) самооценка личностью своих возможностей. Она обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

2. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной:

· Завышенные самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.

· Занижение самооценки формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.

Методики психологического исследования

Методика № 1 Корректурная проба [12., С.128 – 130; 17., С. 47 – 50.]

Цель: исследование особенностей объема, распределения и концентрациивнимания.

Метод: эксперимент.

Материал: бланк и секундомер.

Ход выполнения задания: Испытуемого предупреждают, что предстоит проверка внимания. Дается следующая инструкция: «Вам следует просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать, буквы «к» и «р». Вычеркивать нужно нот так (экспериментатор на примере первой строчки показывает, как вертикальной чертой следует вычеркивать буквы). Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать необходимые буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к»и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. По истечении каждой минуты по моей команде вам следует вертикальной чертой отметить то место, где вы работаете, и продолжать работу дальше».

Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По прошествии каждой минуты экспериментатор дает команду поставить знак в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Общая длительность эксперимента — 10 минут или две серии по 5 минут (с перерывом 5 минут).

Анализ результатов:

1. В результате эксперимента можно получить следующие данные:

· количество просмотренных знаков (букв) – показатель объёма внимания;

· количество правильно зачеркнутых знаков;

· количество пропущенных или неправильно зачеркнутых букв (учитывать вместе) – показатель концентрации внимания.

Эти данные далее также можно использовать для вычислений точности внимания и динамики работоспособности.

2. Коэффициент точности внимания вычисляем по формуле:

А = ___Е__ ,

Е + О

где Е— число правильно зачеркнутых знаков;

О — число пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, коэффициент точности внимания будет равен единице; при наличии ошибок он всегда будет меньше единицы.

Вычислить коэффициенты точности внимания: за работу в целом, т.е. за 10 минут; за работу по каждой минуте в отдельности (А1, А1,….А10).

Бланк корректурной пробы

«___ »___________________ 200__ г.

(фамилия, имя, отчество) (возраст)

А К С Н В Е Р А М П А О Б А С З Е А Ю Р А Ц К А Ч П Ш А Ы Т

О В Р К А Н В С А Е Р Н Т Р О Н К С Ч О Д В И О Ц Ф О Т З О С

К А Н Е О С В Р А Е Т Г Ч К Л И А Ы З К Т Р К Я Б Д К П К Ш У

В Р Е С О А К В М Т А В Н Ш Л Ч В И Ц Ф В Д Б О Т В Е И С М В

Н С А К Р В О Ч Т Н У Ы П Л Б Н П М Н К О У Ч Л Ю Н Р А В Н Ф

Р В О Е С Н А Р Ч К Р Л Б К У В С Р Ф Ч З Х Р Е Л Ю Р С Р К И М

Е Н Р А Е Р С К В Ч Б Щ Д Р А Е П Т М И С Е М В Ш Е О Л Д Т Е

О С К В Н Е Р А О С В Ч Б Ш Л О И М А У Ч О И П О Е О Н А Ы

В К А О С Н Е Р К В И В М Т О Б Щ В Ч Ы Ц Н Е П В М И Т Б Е З

С Е Н А О В К С Е А В М Л Д Ж С К Н П М Ч С И Г Т А Ш П Б С

К О С Н А К С А Е В И Л К Ы Ч Б Щ Ж О Л К П М С Ч Е Г Ш К А

О В К Р Е Н Р Е С О Л Т И Н О П С О Ы О Д Ю И О З П С Ч Я И Е

А С К Р А С К О В Р А К В С И Н Е А Т Б О А Ц В К Р Н А И О Т

3. Показатель чистой работоспособности F вычисляем по формуле:

F = А * S,

где А — коэффициент точности внимания; S — число просмотренных знаков.

Вычислить показатели чистой работоспособности: за работу в целом; за работу по каждой минуте (F1, F2 … F10).

4. Приготовить сводную таблицу показателей А и F:

Показатели Время (поминутно)
F                    
А                    

5. Начертить сравнительную диаграмму показателей А и F.

6. Если эксперимент носил групповой характер, составить сводные таблицы значений для всей группы; построить кривые распределения величин.

7. На основании сравнительного анализа количественных данных описать динамику устойчивости и распределения внимания.

Методика №2. Изучение кратковременной памяти[12, С. 95 - 99]

Цель: определение объема кратковременной памяти учащегося.

Метод: эксперимент (индивидуальный).

Материал: секундомер, матрица информационного поиска. На листе плотной бумаги вырезают рамку, равную размеру одной строки.

Ход выполнения:

Испытуемому предъявляют одну строку из матрицы для запоминания, с помощью вырезанной рамки, а затем он воспроизводит то, что ему удалось запомнить в письменном виде в протоколе. Время предъявления строки 3 — 5 секунд и оно зависит от возраста.

Экспериментатор предлагает испытуемым следующее задание: «Вы должны просмотреть ряд из 10 цифр с целью запоминания, за очень короткое время. Затем по памяти воспроизвести предъявляемые фигуры, сохраняя, порядок их следования друг за другом».

Процедура выполняется 10 раз. Вначале надо выполнить пробную для того, чтобы выяснить правильно ли вы поняли инструкцию.

Матрица с цифровым материалом_

Анализ результатов:

Подсчитать:

1) общее число воспроизведенных символов (01), учитывая как правильно воспроизводимые символы, так и с ошибками:

2) количество правильно воспроизведенных символов, учитывая перестановки (02);

3) только те символы, которые строго сохраняют порядок предъявления (03), переставленные и привнесенные символы: не содержащиеся в предъявленном ряду, не учитываются.

Ниже приведены показатели объема памяти на цифровые символы в зависимости от возраста. На основании полученных данных оценки объема кратковременной памяти можно выделить три основные группы учащихся на основе величины параметра 03:

• Первая группа. Показатель 03, т.е. количество запоминаемых символов с сохранением порядка следования в случайном ряду, свыше 4, 5 единиц (эта группа наиболее успешно справляется с обучением),

• Вторая группа. Показатель 03 находится в диапазоне от 4, 5 до 3 единиц (это группа, занимающая среднее положение по успеваемости).

• Третья группа. Показатель 03 ниже 3 единиц. Обычно это группа слабо успевающих детей, с которыми следует проводить дополнительную работу по развитию памяти, овладению формами запоминания.

Наши рекомендации