ЗАНЯТИЕ 1. Анализ основных научных идей

Ученых - педагогов (2 часа)

Ключевые понятия: объект, предмет, функции педагогики, основные категории: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.

Задачи:проанализировать педагогические идеи различных ученых. Выявить положительные (отрицательные) стороны. Обосновать актуальность данных идей в современной педагогике.

План занятия

1. Объект, предмет, функции педагогики.

2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.

3. Анализ основных научных идей ученых-педагогов.

4. Обоснование актуальности идей ученых-педагогов в современной науке.

Задание первое

1. Определите место педагогики в системе наук о человеке.

2. Раскройте сущность разделов педагогики как от­расли интегративного знания (используя схему).

3. Определите категории педагогики и проанализируйте функции педагогики.

4. Прочитайте текст о жизнедеятельности известного ученого-педагога (см. приложение к теме).

Задание второе

1. Определите основные педагогические идеи данного ученого.

2. Выявите их положительные и отрицательные стороны.

3. Заполните таблицу.

Таблица 1

Анализ основных педагогических идей ФИО педагога

Идея Положительное Отрицательное

Задание третье

Обоснуйте актуальность идей ученых-педагогов в современной науке (в виде дискуссии по группам).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей /[под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 15–27.

2. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 13–24.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / [под ред. А.И. Пискунова]. – М., 2001. – 512 с.

2. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / [сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский]. – М., 1988. – 416 с.

3. Корчак Я. Как любить ребенка : Книга о воспитании / Я. Корчак. – М., 1990. – С. 4–267.

4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1978. – Т. 1. – С. 58-72.

5. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Избр. пед. соч. : В 2-х т. – М., 1981. – Т. 1. – С. 208–399.

6. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов. – М., 1981. – 528 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж-Ж. Руссо // Пед. соч. : в 2-х т. – М., 1981. – Т.1. – С. 19–592.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1953. – Т. 1. – С. 229–263.

ЗАНЯТИЕ 2. Методы педагогических исследований (2 часа)

Ключевые понятия:метод, наблюдение, изучение опыта, педагогический эксперимент, тестирование, шкалирование, моделирование, проектирование.

Задача –научиться определять тип образовательной среды методом векторного моделирования.

План занятия

1. Методы исследования в педагогике.

2. Использование различных методов в практике.

3. Построение векторных моделей образовательных сред.

Задание первое

Изучите классификацию методов изучения педагогической действительности.

Задание второе

Обоснуйте целесообразность применения того или иного метода в практике преподавания.

Задание третье

1. Ознакомьтесь с методом векторного моделирования (приложение к теме).

2. Пользуясь материалами к теме 1, постройте векторные модели образовательных сред, созданных различными учеными-педагогами.

3. Постройте векторную модель образовательной среды факультета.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей /[под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 35–48.

2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 23–56.

3. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 43–64.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – 330 с.

2. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.

3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988. – С. 56–72.

4. Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.

Наши рекомендации