Ознакомление с окружающим. 21 страница
Материалы.Элементы русского костюма и украшений для воспитателя (бусы, ленточки ит.п.). Некоторые предметы русского быта (чу-
гунок, крышка, глиняные мисочки, чашечки), деревянные расписные ложки (по 2 шт. на каждого ребенка). Элементы русского костюма для детей (фартучки, бусы, пояски). Блюдо с пирожками, баранками и др. (муляжи).
Содержание занятия. В драматизации участвуют двое взрослых: один исполняет роль Сороки, второй — организует детей. Педагог читает потешку.
Сорока, сорока, Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей скликала. Гости услыхали, Быть обещали.
Гости на двор, Кашицу — на стол. Этому дала на блюдечке, Этому — на тарелочке, Этому — на ложечке...1
Воспитатель: «Дети, хотите пойти в гости к Сороке-белобоке?» Предлагает пройти к зеркалу в уголок ряжения. Каждый малыш получает какую-то деталь русского национального костюма, например девочкам раздаются фартучки, косыночки, бусы; мальчикам — цветные пояски, кепочки).
Воспитатель: «Какие красивые у нас ребята! Подойдите к зеркалу, и вы увидите, что это действительно так».
Дети приходят в дом Сороки-белобоки.
Воспитатель: «Тук-тук! Здесь живет Сорока-белобока?»
Сорока встречает гостей низким поклоном. На ней расписная рубашка в русском стиле, на голове платочек, к которому пришит «клюв» (сложенный пополам треугольник), на плечи наброшена шаль или большой расписной платок с кистями, который зрительно вырисовывает крылья, когда сорока разводит руки в стороны.
Сорока: «Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в котором я кашу варю. Вот печка: здесь я пироги пеку, бараночки, кренделечки, калачики». Показывает блюдо с муляжами пирожков, баранок.
Воспитатель: «Ой, горячи-горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Сорока-сорока, ты их положи на окошко, чтобы остудились,
а потом нас угостишь. А сейчас расскажи, пожалуйста, сорока-сорока, где была? Ребята, попросим вместе».
Воспитатель и дети громко приговаривают: «Сорока-сорока! Где
была?»
Сорока отвечает: «Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашку варила, детишек скликала, кашкой угощала... Прошу за стол, гости дорогие!»
Достается горшочек с кашей, ставится на стол.
Воспитатель помогает детям сесть за стол: «Сорока-сорока! Где
была?»
Сорока-белобока, как бы подхватывая: «Где была? Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашку варила, детишек скликала, кашкой угощала!» Сорока раскладывает понарошку кашу в заранее приготовленную посуду. Дети понарошку едят кашу.
Воспитатель: «Ребята, вкусная ли кашка? Кого еще угостить? Нам понравилась твоя каша. Сорока. Дети, споем песенку и сыграем на ложках для Сороки».
Педагог снова читает потешку, дети проговаривают отдельные
слова.
Сорока: «Какие молодцы! А я для вас попляшу». Сорока исполняет русский танец. При этом дети отбивают ритм на деревянных ложках.
Сорока: «И играть детки умеют! Молодцы! А теперь садитесь, отдохните. Птенчик мой очень устал и хочет спать». Сорока укачивает своего сыночка-птенчика и подпевает.
Воспитатель: «Тихо, дети, птенчик спит. Спасибо тебе, Сорока за кашу, за потешку, за песенку. Ребятки, скажем Сороке спасибо! Нам пора домой, в группу. До свиданья, Сорока».
Сорока: «Приходите, гости дорогие! Ждать вас буду. Возьмите гостинцы — мои бараночки, булочки, калачики, пирожки с пылу с жару из печи. Они уже остыли. Будете пить чай с моими гостинцами».
Воспитатель: «Спасибо, дорогая Сорока, за гостинцы!» Берет заранее приготовленное блюдо с печеными изделиями (настоящими).
Дети прощаются с Сорокой, машут ей рукой и на цыпочках выходят, чтобы не разбудить ее птенчика.
Физкультура. № 45-46
1 Завойко Г. К. Колыбельные и детские песни и детские игры у крестьян Владимирской губернии // Этнографическ. обозрение. 1915. № 1—2.
Задачи. Учить бросать мяч двумя руками воспитателю. Закрепить умение бегать за катящимися предметами.
Материалы. Мячи среднего диаметра по количеству детей, обручи среднего размера.
Место проведения. Зал.
Содержание занятия. Дети входят в зал. Воспитатель предлагает им пойти на прогулку в «зимний лес». Дети идут по залу врассыпную. «Холодно. Замерзли? Давайте погреемся: потопаем ножками, похлопаем в ладоши!» — говорит воспитатель. Дети за ним повторяют соответствующие движения. «А теперь побегаем!» Дети врассыпную бегают по залу в медленном темпе. «А теперь садимся в поезд, он довезет нас из леса домой». Дети становятся в колонну по одному за воспитателем. Ходьба в колонне друг за другом обычным шагом, на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения с мячами.
1. Стоя, мяч в руках внизу. Поднять руки вверх — потянуться.
Опустить руки (повторить 4 раза).
2. Стоя, мяч в руках внизу. Присесть, коснуться мячом пола.
Встать (повторить 4 раза).
3. Сидя, ноги вместе, мяч лежит на ногах. Взять мяч, поднять
вверх (посмотреть на мячик), опустить (повторить 4 раза).
4. Стоя, мяч в руках перед собой. Вытянуть руки вперед, при
жать мяч к себе (повторить 6 раз).
Дети выстраиваются в шеренгу по 3—4 человека с интервалом 1,5-2 м. Перед каждым ребенком на расстоянии 5 м обруч. Дети прокатывают мяч перед собой до обруча, затем встают в центр обруча, берут мяч в руки и поднимают его вверх, потянуться — повторить 2 раза. Затем воспитатель предлагает бросить мяч перед собой и постараться догнать его и взять в руки (повторить 3 раза). Подвижная игра «Прыгай, как мячик». Дети стоят полукругом. На небольшом расстоянии от них воспитатель с мячом. Отбивая мяч
о пол одной рукой, воспитатель приговаривает строки из стихотворения С. Маршака «Мяч»: «Мой веселый, звонкий мяч...»1
Затем воспитатель предлагает детям попрыгать на двух ногах, словно мячик, одновременно продолжая отбивать мяч и произносить текст.
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 319. |
Дети построены в полукруг. Напротив них воспитатель, в руках у него мяч. Он поочередно бросает каждому ребенку мяч,
поясняя при этом, как надо правильно ловить и бросать. Ребенок старается поймать мяч и бросает его обратно воспитателю.
Игра малой подвижности «Пузырь». Дети вместе с воспитателем становятся близко друг к другу и образуют круг, взявшись за руки, затем говорят вместе с воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся».
Медленно отходя назад, дети постепенно расширяют круг, продолжая держаться за руки. Как только воспитатель скажет: «Пузырь лопнул!», дети опускают руки, приседают и говорят: «Хлоп!». Игра повторяется 2 раза.
На прогулке и во второй половине дня.Упражнять детей в бросании и ловле мяча.
Конструирование. «Делаем самолетики»
Задачи.Учить строить самолет по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет; приучать к аккуратности при конструировании.
Материалы. Настольный (мелкий) строительный материал для каждого ребенка: 2 пластины, 1 кирпичик; 3 кубик, 1 кирпичик, 1 призма; матрешки.
Содержание занятия.Дети рассаживаются вокруг стола (4— 6 чел.), воспитатель обращает внимание на игрушку — самолет или показывает картинку с изображением самолета, рассматривает ее вместе с детьми и предлагает построить такой же красивый самолет. «Дети, сегодня мы будем строить самолеты, такие как у меня, посмотрите», — говорит воспитатель и предлагает два готовых образца: большой самолет и маленький. Затем объясняет с показом, как сделать большой самолет: «Возьму одну синюю пластину, потом на нее сверху положу другую синюю пластину — это крылья у самолета, а теперь возьму кирпичик тоже синего цвета и положу на другой конец пластины, это — хвост самолета (можно вместо кирпичика положить призму)».
«А маленький самолетик будем делать так, — рассказывает и показывает педагог: — Берем красный кубик, к нему приставляем еще один и еще один, на первый кубик кладем красный кирпичик, это крылья; а на последний — красную призму — хвост».
Затем педагог предлагает мальчикам построить большие синие самолеты, а девочкам — маленькие красные. В процессе создания самолетов помогает детям советом и практически. В заключение дети рассматривают созданные ими конструкции, а воспитатель еще раз обращает внимание на то, что они разные, потому что построены из разных деталей.
Заканчивается занятие чтением стихотворения:
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
(А. Барто «Самолет»)
Лепка и бумажная пластика. «Кормушка для птиц»
Задачи.Воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам, живущим в городе рядом с человеком. Использовать умение работать с бумагой (приемы наклеивания, обрывания); дополнять композицию макета кормушки лепкой.
Материал.Лист плотной бумаги или картона 20x30 см с бортиком (макет кормушки), белые бумажные салфетки, веточки, собранные во время прогулки. Пластилин, клеящие карандаши, мольберт.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за птицами, зимующими в городе: воронами, воробьями, голубями, синичками. Рассматривание картинок, иллюстраций о жизни птиц, чтение рассказов, стихов, о том, как надо заботиться о птицах зимой.
Содержание занятия.Воспитатель спрашивает детей, кого они видели на прогулке, кто на зиму остается в городе, о ком надо заботиться? После ответов ставит на мольберт картину с изображением зимующих птиц: «Как тяжело птичкам добывать зимой
корм! Жучки, червячки спрятались в свои норки и птицам нечего кушать. Чтобы им помочь, взрослые и дети делают кормушки, на которые насыпают зернышки, семечки. С помощью людей птицы перезимуют в городе. Сегодня на занятии мы сделаем для наших игрушечных птиц кормушку, посыплем на нее зернышки».
Воспитатель показывает детям макет кормушки, объясняет, что у бортика (показ) потом будут «расти» веточки. Из пластилина красного цвета надо налепить на веточки маленькие шарики («ягодки рябинки»), чтобы птички могли их «клевать». Снегом на веточках будут кусочки мягкой бумажной салфетки, которые можно наклеить. Кормом для птичек будут комочки пластилина («зернышки»).
Воспитатель раздает детям по веточке и предлагает налепить шарики («ягодки рябинки»). Затем дети способом обрывания покрывают веточки «снегом». После этого воспитатель говорит: «Кормушку надо повесить на дерево (с помощью пластилина закрепляет ветки у бортика). Теперь птички могут прилететь, садиться на ветки, „клевать ягодки рябины", прыгать на кормушку». Он предлагает детям посыпать «зернышки». Дети подходят и посыпают маленькие шарики из пластилина («ягодки»). Когда макет будет закончен, воспитатель говорит: «Все ребята постарались, приготовили корм для птичек, зимующих в городе. Скоро прилетят воробьи, синички, маленькие птички-невелички. И другие птицы — вороны, голуби тоже могут прилететь на кормушку».
После занятия воспитатель располагает кормушку в природном уголке так, чтобы дети могли подойти, рассмотреть ее и использовать в игре.
В вечернее время они самостоятельно могут развернуть игру, используя деревянные народные игрушки-птички.
Воспитатель также дает детям бумагу, фломастеры, чтобы они по своему желанию могли нарисовать деревья, птичек или слепить их из пластилина и покормить «зернышками».
Действия с предметами. «Фигурные пирамидки»
Задачи.Учить составлять пирамидки из разных геометрических фигур, подбирая их в разных вариантах. Закреплять умение действовать с предметами разной формы. Способствовать накоплению сенсорного опыта при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства. Развивать тонкую моторику кончиков пальцев.
Материалы. Кубики, шарики, цилиндры, кольца разного цвета и размера (5—6 штук); стержни для нанизывания предметов высотой 12—15 см (по 2 штуки на каждого ребенка).
Содержание занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у каждого есть 5-6 разных фигур, которые можно нанизывать на стержень (стержни располагаются на середине стола). Предлагает придвинуть к себе стержни и собрать пирамидки из этих фигур.
Когда пирамидки будут готовы, взрослый предлагает поставить их на середину стола и рассмотреть: «У Саши пирамидка сделана из шариков и кубиков. Вот она какая, посмотрите». Поднимает пирамидку над столом, чтобы всем было видно. Затем каждый ребенок берет другой стержень и делает еще одну из оставшихся деталей.
Взрослый предлагает сравнить пирамидки. Называет сам и предлагает детям назвать детали, из которых они составили пирамидки (шарики, кубики, столбики, кирпичики и т.п.).
Варианты. На повторных занятиях или в свободное время можно не раздавать фигуры, а выложить их на середину стола широкой дорожкой. Это дает возможность большего выбора и большей вариативности при составлении пирамидок.
Речь. «Поиграем!»
Задачи. Вовлекать детей в общий разговор. Воспитывать ориентировку на сверстника. Учить вести диалог (отвечать на вопросы словом и выразительными движениями). Активизировать словарь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подводить к описанию предметов. В процессе звукоподражаний уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков.
Материалы. Игрушки: лошадка, машина, пароход, самолет, две куклы (лучше мальчик и девочка).
Содержание. Воспитатель приглашает детей посмотреть театр. Читает стихотворение И. Токмаковой «Поиграем!». Чтение сопровождается действиями с игрушками на столе.
На лошадке ехали, До угла доехали.
Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход. Пароходом ехали, До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
У-у-у!
(И.Токмакова «Поиграем!»)'
Детей приглашают поиграть на ковре. Показать: как дети ехали на лошадке (условные действия и звукоподражания: «но-но»); как будто едут на машине, сигналят — «би-бип»; едут на пароходе — «ту-ту»; летят на самолете, мотор заводится — «д-т, д-т, д-т» (в медленном темпе), полетели — «у-у-у», приземлились. Звукоподражания сопровождаются выразительными движениями. (Повторить 2 раза.)
Дети садятся на свои места и слушают повторное чтение стихотворения. Чтение сопровождается действиями с игрушками. Детям предлагают поиграть с игрушками: «На чем хотите покататься?» Вызвавшийся ребенок действует с выбранной игрушкой и произносит звукоподражание. (Повторить 4—5 раз.)
Во время манипуляций с игрушками педагог задает детям вопросы: «Что это?» — указывает на разные части и детали игрушек. Если ребенок не называет части, то педагог называет сам и предлагает ребенку показать их.
Воспитатель:
— А сейчас будем отгадывать загадки.
— У нее есть хвост и грива. Она умеет скакать. Кто это? (Ло
шадка.)
— У нее есть кабина, колеса. Она умеет ездить по дороге. Что
это? (Машина.)
— Он умеет плавать по реке. (Пароход.)
— У него есть крылья и хвост. Он умеет летать. (Самолет.)
100 любимых стихов малышей. — М.: Планета детства, 2005. С. 28.
— Что умеет делать лошадка (машина, пароход, самолет)?
— А что умеют делать дети? (Свободные высказывания.)
«Сейчас мы все как будто самолеты, — говорит воспитатель. —
Заведем мотор — „д-т, д-т, д-т"; полетели — „у-у-у", приземлились». Повторить 2-3 раза.
Лепка. «Прилетели птички, птички-невелички»
Задачи. Учить лепить фигурку птички разными способами (из частей или использовать приемы вытягивания, прищипывания для лепки хвоста, крыльев, клюва из целого куска). Вызвать интерес к сюжетно-игровому замыслу с использованием макета.
Материалы. Вылепленная воспитателем заранее фигурка птички. Пластилин, стеки, клееночки. Макет кормушки, сделанный воспитателем вместе с детьми.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок (клюют, прыгают по снегу, летают). Рассматривание иллюстраций, картинок, изображающих повадки зимующих птиц. Чтение рассказов, стихов, пение песенок.
Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит макет кормушки. «Птички узнали, что вы, ребята, сделали для них кормушку и насыпали в нее корм: они скоро прилетят». Незаметно достает вылепленную ранее птичку и говорит: «Вот одна птичка уже приле-
тела, посмотрите, какой у нее хвостик, круглая головка, клюв и перышки на крылышках. Птичке одной скучно клевать зернышки, она просит вас, ребята, слепить много-много птичек. Мы с вами видели на прогулке, как воробышки всегда прилетают клевать зернышки стайкой. Вначале один воробышек прилетит, потом зовет других: „Чив-чив-чив! Прилетайте, поскорей, клевать вместе веселей"».
Воспитатель предлагает детям из комочков пластилина слепить фигурки птичек: круглую головку, удлиненное, как морковка, туловище и потом соединить комочки. А чтобы птичка стала похожей, надо вытянуть пальчиками клюв, хвостик. Дети лепят птичек, используя разные по величине комочки. Ребенок может, экспериментируя с комком пластилина, использовать знакомые ему способы лепки (из целого куска).
Воспитатель обращает внимание детей в процессе лепки, как «птичка может наклонить или поднять головку, расправить крылышки, чтобы взлететь». Для передачи характерных признаков детям можно посоветовать использовать стеку, чтобы изобразить глаза, перышки. В результате всех действий у каждого ребенка получается фигурка птички. При желании он может слепить еще одну птичку. Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие фигурок птиц («клюют, подняли головку или повернули ее» и т.д.).
С вылепленными фигурками птичек дети совершают игровые действия. Воспитатель просит их показать, как птички летают. Дети берут фигурки и совершают с ними «полет» по групповой комнате. Затем «птички подлетают к кормушке и садятся, чтобы поклевать ягоды рябины, зернышки». В процессе «полета» воспитатель произносит: «Птички прилетели, на кормушку сели, поклевали, поклевали, снова полетели». Ритм слов доставляет детям радость, они эмоционально проявляют свои чувства (улыбаются, смеются). В конце занятия воспитатель говорит: «Как хорошо птичкам всем вместе клевать зернышки, послушайте, они даже весело щебечут» (можно включить звукозапись птичьих голосов).
В вечернее время дети продолжают рассматривать в природном уголке фигурки птичек, объединенных на макете в общую композицию, рассказывать о том, как надо о них заботиться, кормить.
Организация детской игры
В процессе наблюдения за живой природой (кормлением птиц), в результате рассказов воспитателя и чтения соответствующей литературы, дети получают информацию о жизни птиц зимой, о том, как человек может о них заботиться.
21 Заказ 544
В играх с игрушками вспоминаются мотивы, связанные с живой природой: кто где живет, у кого какая норка, дупло, гнездышко. При наличии подходящих игрушек можно развернуть игру в кормление животных в лесу: покормить птичек около игрушечного (бумажного, тряпочного, сделанного из старой корзинки) гнезда, посыпать на «кормушку» корм — бумажные шарики, бусинки, желуди или просто воображаемые зернышки. Зайца около норки покормить морковкой, другими игрушечными овощами, белку — орехами (не расколотыми большими настоящими, а лучше — свернутыми из цветных бумажек комочками). Корм можно развозить на игрушечной машине, разносить в корзинке или сумочке. Если дети хотят «сварить» обед для животных и раздать его в тарелках — не надо их исправлять: они реализуют свой личный игровой и жизненный опыт, учатся передавать его в игре с игрушками, включать в игровой контекст.
На улице можно поиграть в подвижные игры, где роль птичек и зверей (синичек, петушков, зайцев, белок и других) будут исполнять уже не игрушки, а сами дети: они ходят, как вороны, прыгают, как воробышки и синички, скачут, как зайки и т.д. Воспитатель организует игру, в которой «птички» должны прилетать, «клевать» корм, чирикать, искать зернышки, пугаться кошки и улетать от нее к маме-птичке и т.д. После нескольких игр со взрослым многие дети легко начинают играть сами (при условии, что они овладели необходимыми способами изображения нужных действий). Реалистические действия, свойственные птицам и животным в природе, дети охотно дополняют типично человеческими, знакомыми из своего жизненного опыта: птички могут танцевать, ездить на санках или «ледянках», кататься с горки, лепить снежную бабу. Такие игры становятся предпосылкой формирования игрового ролевого поведения, развивают фантазию и воображение.
И на улице, и в группе развиваются игры с транспортными средствами: машинками, корабликами, самолетами, тележками и т.д. (особенно у мальчиков). Чтобы эти игры не превращались во внесюжетное манипулирование с игрушками, их желательно объединять в связанные цепочки сюжетных действий, привлекая других детей и игрушки: машинки перевозят кубики, пассажиров — игрушки, игрушечные продукты и т.д., чтобы осуществить какие-либо цели: построить дом, привезти лекарство для больных, доктора, еду для зверей и т.д.
III КВАРТАЛ
МАРТ. 24 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.Первая неделя весны связана с «маминым днем» — Восьмым марта. Кульминацией ее станет музыкальный праздник. Чувство любви к маме, желание радовать ее, дарить подарки, помогать будут эмоциональной доминантой событий этой недели. Педагог будет постоянно включать детей в диалог, беседу о маме, побуждать их высказываться на темы из личного опыта без опоры на наглядно представленную ситуацию. В течение недели дети послушают много стихов, рассмотрят, потрогают, понюхают веточку мимозы, а вызванные ассоциации педагог свяжет с нежным образом мамы. Многообразно будет представлена тема подарков для мамы: выбор картинки для нее, конструирование цветов из мягкой цветной бумаги, рисование их красками, лепка «оладушков». В процессе предметной и продуктивной деятельности дети будут совершенствовать следующие умения: идентифицировать предметы по признаку цвета; самостоятельно рисовать красками, заполняя лист мазками и пятнами разных цветов; ориентироваться на опорные линии при создании образа; ритмично раскатывать комок пластилина и расплющивать его в ладонях. Занимаясь физкультурой, дети будут учиться прыгать через две параллельные линии, упражняться в ходьбе по кругу.
Организация наблюдений.«Ветка мимозы»
Задачи.Организовать рассматривание детьми веточек мимозы. Вызывать ассоциации при сравнении цветов мимозы с лучиками солнца, желтыми «цыплятками», легкими пушинками, бубенчиками. Цветение мимозы связать с приходом весны и «маминым праздником». Обогащать речь детей новыми словами: «весна», «мимоза» и словосочетаниями: «пришла весна», «цветы мимозы», «мамин праздник» и др.
Содержание наблюдения.Предложить детям рассмотреть композицию «Ветка мимозы» (в вазе). Обратить внимание на особенность цветов мимозы — желтые, пушистые бубенчики. Создать
21*
возможность обследовать веточку тактильно, положив на ладошки детей опавшие «бархатные бубенчики». «Вот они, ребятки — желтые цыплятки, — весело говорит взрослый и добавляет: — Так цветет мимоза». Следует обратить внимание на резные листики и свежий душистый запах растения, дать возможность полюбоваться его красотой.
Сказать детям, что мимоза расцветает, когда приходит весна в теплых краях, где много солнца. Скоро и у нас будет много солнца и тепла, побегут ручьи, расцветут подснежники и весенние фиалки. А сегодня у нас в гостях мимоза, и мы подарим ее нашим дорогим мамам. Поздравим их с приходом весны, женским праздником.
МИМОЗА
Кончились морозы, Весна уже в пути. Веточку мимозы Хочу преподнести! В день 8 Марта, С раннего утра: «Вот, тебе подарок, Мамочка моя!
(Л. Павлова)
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог продолжает закреплять и совершенствовать у детей гигиенические навыки. Он обращает особое внимание на качество выполнения детьми навыков, связанных с водными процедурами, и умение малышей самостоятельно без помощи и напоминания взрослого своевременно мыть руки, умываться, полоскать рот после приема пищи; умение самостоятельно одеваться (отдельные детали одежды) при подготовке к прогулке; после дневного сна, при подготовке к занятиям физической культурой. Мокрую одежду дети обязательно выкладывают для просушки, а не засовывают ее в шкаф. Воспитатель объясняет: «На улице сейчас сыро и одежду обязательно надо просушить, для того чтобы можно было еще погулять, идти домой в сухой одежде, иначе можно заболеть».
Приучает детей к опрятности в одежде, напоминает им о необходимости быть всегда аккуратно и чисто одетыми, учить детей замечать небрежность в одежде и уметь ее исправить (например, подтянуть носки, колготы, поправить воротничок, застегнуть пуговицу и т.п.).
Воспитатель постоянно напоминает детям о необходимости быть аккуратными во время приема пищи — есть не спеша, не
крошить хлеб, правильно держать ложку, чашку, жевать бесшумно.
Аккуратным ребенку нужно быть в разных ситуациях — в том числе и во время игры (не разбрасывать игрушки, убирать их на место), а по окончании игры — мыть руки, независимо от того, каковы будут его дальнейшие действия.
Педагог обязательно хвалит малыша, умеющего правильно и хорошо выполнять все требования, предъявляемые детям, ставить их в пример другим детям, но не обижая и не порицая их.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Что подарим маме?» 2. Физкультура. № 47-48 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение песен «Солнышко» и «Маме к дню 8 Марта». Разучивание упражнения под музыку «Польки» И. Штрауса: 1-я часть — бегут парами, одна рука на поясе; 2-я часть — остановились, кружатся парами, держа друг друга за обе руки. Повторение движений русской плясовой, свободная пляска 2. Конструирование. «Подарок для мамы» |
Среда | 1. Рисование. «Цветы для мамочки» 2. Действия с предметами. «Забавные ленточки» |
Четверг | 1. Речь. «Мама дорогая крепко любит нас» 2. Физкультура. № 47-48 |
Пятница | 1. Музыка. Праздник, посвященный дню 8 Марта. Упражнение с шарами (без подготовки), муз. М. Карминского, ел. Я. Акима. Автор Н. Фок. Выполняется по показу воспитателя и сопровождается пением взрослых. Вступление — дети стоят свободной группкой, у каждого ребенка в правой руке воздушный шарик, который он держит за основание. Запев — все маршируют по комнате, подняв шарики. Припев — покачивают шарики, стоя на месте. Заключение — спрятав шарики за спину, покачиваются вправо и влево. По окончании музыки воспитатель говорит: «Салют!», и дети подбрасывают шарики вверх. Песни «Маме к дню 8 Марта» и «Солнышко». Упражнение под музыку «Польки» И. Штрауса и свободная пляска под музыку русской плясовой 2. Лепка. «Оладушки для любимой мамочки» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Что подарим маме?»
Задачи.Закреплять знания о знакомых предметах (посуда, игрушки, цветы, предметы быта). Связать выбор картинки-подарка маме с праздником 8 Марта («Мамин праздник»). Развивать речь. Учить строить предложения, грамматически правильно употребляя существительные.
Материалы.Серия картинок: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи», «Растения», «Посуда», «Одежда» и др.
Содержание занятия.Педагог: «Кто вас, детки, крепко любит? Кто вас нежно так голубит? Не спуская ночью глаз. Все заботится о вас? — Мама дорогая!»
Воспитатель побуждает детей рассказать о своей маме, о том, что она любит, что ей нравится и т.п. У каждого малыша педагог спрашивает имя его мамы. В процессе диалога подводит детей к пониманию смысла праздника 8 Марта как «маминого дня». Разговаривая с детьми, воспитатель читает стихи о маме, например, Е. Благининой «Мамин день»)1: «Все хожу, все думаю, смотрю...»
Воспитатель расставляет картинки на подставках, на столе. Говорит о том, что это выставка картин. Каждый малыш может выбрать любую картинку для мамы. Дети выбирают картинки.
Воспитатель побуждает каждого ребенка показать, какую картинку он выбрал. Используя вопросы, побуждает детей к диалогу, к рассказу о том, почему выбрана именно эта картинка, а не другая. Например: «Ты выбрал красный цветочек. Почему? Твоя мама любит цветы? А ты выбрал красивую чашку. Почему? Твоя мама любит пить чай?» и т.д. Стремится включить в диалог знакомые детям обобщающие слова — имена существительные: посуда, фрукты, одежда, игрушки.