Рекомендации по подготовки и проведению воспитательных дел

В основе организации и проведения воспитательных дел - два подхода: деятельностцый и комплексный. Деятельностный подход указывает направленность, требует организации различных видов деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной, спортивной, свободного общения и др.); а комплексный подход, определяя характер содержания воспитания, предполагает органичное взаимодействие всех видов деятельности, их влияние на развитие и формирование личности в целостном педагогическом процессе.

В технологии организации и осуществления воспитательного дела условно выделяются следующие этапы:

1 - целеполагания;:

2 - планирования;

3 - организации и подготовки;

4 - непосредственного осуществления дела;

5 - анализа достигнутых результатов.

Одним из источников целеполагания и проектирования воспи­тательного дела служит педагогический диагноз сформированное необходимые качеств и черт формируемого типа личности. Другим источником организации и проведения воспитательного дела выступает социальная ситуация, обусловленная общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками и юбилейными датами, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. И наконец, еще один источник - общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Задача педагога на этапе целеполагания - поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию того реального воспитательного дела, в которое он реально вовлекается. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: каков коллектив, на который направляется педагогическое воздействие; какие потребности и интересы учащихся актуализируются на данном этапе; каков уровень развития воспитанников по данному направлению; что необходимо достигнуть в результате осуществления дела; какую систему воспитательных средств необходимо использовать.

Общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно, без спешки и штурмовщины подготовлены и качественно проведены, будут, безусловно, выполнены и принесут коллективу класса удовлетворение, переживание радости успеха. При этом устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела, являются, сами учащиеся. Необходимо, чтобы подросток входил в общественную деятельность не статистом, а заинтересованным участником, чередуя роли творца и исполнителя. По образному выражению К.Д.Ушинского: «Деятельность должна быть моя увлекать, меня исходить из души моей». Если этой стороной пренебречь и планировать воспитательные дела, ориентируюсь на собственные интересы и возможности, то успеха не будет. Недооценка прекрасного детского стремления «Я сам» непременно приводит к просчетам. Только практическое участие Детей в управлении своими общественными делами закрепляет в их создании культурно-ценностные установки.

На этом этапе перед педагогом стоит важная; задача - вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

Технология организации воспитательных дел опирается на следующие положения:

- ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала до конца;

- точное определение задач для каждого участника (каждому участнику дела отведите определенную функцию наиболее соответствующую его возможностям и желаниям, не навязывайте ему поручений);

- точное инструктирование исполнителей (учитывайте, что школьники не имеют навыков организации, придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успехе, вселяйте надежду на благополучный исход);

- подготовка необходимого инструментария и оборудования, создание благоприятных, комфортных условий для предстоящей работы

- организация микрогрупп для подготовки коллективных творческих дел, подготовка материалов, изучение литературы, организация пресс-центра и т.д.

На этапе осуществления воспитательных дел у педагога немало ответственных моментов. Во-первых, он следит за реализацией намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции. Во-вторых, педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированное этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. В-третьих, педагог следит за четким решением организационных вопросов (старайтесь не сковывать ребят своим присутствием; не мешайте им свободно выражать свои мысли и чувства, но в то же время внимательно следите за развитием событий, не допускайте, чтобы они приняли нежелательное направление и вышли «из-под контроля»). На завершающем этапе дела подводятся итоги. Коллективное подведение итогов может быть на общем собрании коллектива, на специальном сборе, «огоньке» и в других формах. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.

О методике коллективных творческих дел (КТД)

Если Вам чужда авторитарная педагогика, если Вы хотите яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших, смело используйте в своей деятельности методику коллективного творческого воспитания, которую разработал ученый - педагог Игорь Петрович Иванов, опираясь на теоретическое наследие и опыт Антона Семеновича Макаренко. Эту методику называют методикой интенсивного формирования личности и творческого развития коллектива, поэтому используя ее, Вы сможете решить те основные задачи, которые стоят перед Вами: развитие творческих способностей каждого ребенка, формирования дружного сплоченного коллектива, организация жизнедеятельности в нем.

Коллективное творческое воспитание реализуется через коллек­тивные творческие, дела (КТД)

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и их старшими товарищами как их общая забота.

Дело это - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что твориться сообща, всегда выступая в разных вариантах, выявляя новые возможности детей, ведь оно частица жизни.

Основные этапы, формы, технология

I этап Предварительная работа воспитателя.

На этом этапе определяются педагогические задачи (воспитательные, развивающие, образовательные) предстоящего КТД, его место в общей системе воспитательной работы с коллективом. Будет ли оно продолжением, завершением уже осуществляемого или положит начало решению новой педагогической задачи.

Продумывается общая идея, замысел дела, различные варианты проведения КТД. Что это будет: состязание в знаниях, дискуссия, защита каких-либо идей?

Итак, создается примерный «образ» будущего дела, продумываются все последующие - организаторские действия. Поэтому следует рассказать ребятам, какие КТД можно провести, для кого, вместе с кем; увлечь их перспективой интересного и полезного дела. Поиском оптимального решения нескольких важных жизненных практических задач. Идет обсуждение. При этом педагог не диктует, не навязывает свои идеи, а размышляет вместе с ребятами не до конца понятное. Тон разговора доброжелательный, заинтересованный.

II этап. Коллективное планирование и выборы совета дела.

На этом этапе каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД. Каким быть делу? Как к нему готовится? Кто станет организатором подготовки? Кому, что поручить? Чтобы каждый высказал свое мнение, дал ответы на поставленные вопросы. А для этого следует распределить учащихся по творческим микрогруппам с учетом их интересов, желаний, особенностей в общении. Затем весь коллектив слушает представителя каждой микрогруппы. Коллективное планирование может состоятся на общем сборе, собрании. А можно провести аукцион идей, ньюбанк, конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану, самый интересный проект дела разведку интересных и полезных дел, выставку «молний» от микрогрупп с предложениями по плану и др.

Определяющую роль на этом этапе играет взаимные убеждения в необходимости и пользе дела и взрослых и воспитанников.

Педагог сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи или критикует, ставить дополнительные задачи «на размышление». В это время и происходит совместный Творческий поиск лучшего-варианта КТД. Выбирается Совет дела, определяются задания микрогруппам, отдельным школьникам.

III этап. Коллективная подготовка дела.

Сообща составленный проект уточняется и конкретизируется Сначала - Советом дела в месте с-педагогом, а затем передается на обсуждение в микрогруппьг, которые планируют свое поручение и начинают работу по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А, в общем получается общее дело.

Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая верное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие-то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива.

IV этап. Проведение КТД.

(Содержание и методика КТД зависят от темы, целей, его формы: деловая игра, трудовой десант, ярмарка солидарности и др.)

На этом этапе педагогу важно обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.

Следует помощь ребятам правильно поддерживать время и силы, не подменять, пусть каждый действует гак, как намечено, делает то, что ему поручено. Пусть каждый воспитанник почувствует всю меру ответственности и силу организации. Задача педагога на этом этапе -находится там, где он нужнее : рядом с ведущими в какой-то микрогруппе, в, каждой из них с гостями, родителями и т.д. Главное своим участием отношением, переживаниями подчеркивать, что все происходящие - это общее дело и оно педагогу также дорого, как и ребятам.

V этап .Коллективный анализ дела.

Всегда ли нужно непременно коллективно анализировать проведенное дело? Всегда. Потому что анализ помогает осмыслить как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт главное - извлечь уроки на будущее. Как. это сделать? В одном случае дается письменная анкета, которую заполняет каждый из ребят, в другом обстоятельный разговор, сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе: что удалось и почему? Что не получилось и почему? Что ..надо учесть в будущей работе? Выступить может каждый. Задача взрослого - помочь детям дать адекватную оценку проведенному КТД и самооценку.

При этом педагог опирается на положительный опыт, который приобрели ребята в процессе подготовки и проведения КТД, вновь по-товарищески убеждает ребят в необходимости дальнейшей работы по улучшению их самих, школы, окружающей среды.

Коллективно анализирую и оценивая сделанное, ребята приучаются выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Они учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

VI этап. Ближайшее последствие.

Главный смысл этого этапа - расширение круга добрые дел.

Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания закрепить и способствовать улучшению отношений – отношений дружбы, творческого сотрудничества взрослых и детей, отношения взаимопонимания, подлинного товарищества, которые и были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД. Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодолевши замкнутости на своем «детском» мире, Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят в нашей стране. Главное , чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели общие жизненно важные задачи, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Пусть эти девизы станут законами Вашей и Ваших ребят:

• Каждое дело с пользой, иначе - зачем?

• Каждое дело - людям, иначе -зачем?

• Каждое дело творчески, иначе -зачем?

• Наша цель - счастье людей!

Приложение Ж

Чтобы произвести анализ воспитательной работы, необходимо последовательное рассмотрение различных ее сторон. Традиционно анализируют деятельность педагога и учащихся в соответствии с этапами подготовки и осуществления воспитательного дела. Для этого последовательно ответьте на вопросы:

СТРУКТУРА АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(по О.А. Белобрыкиной)

1. Дата и место проведения мероприятия.

2. Тема мероприятия.

3. Цель и задачи мероприятия.

4. Содержание мероприятия:

• актуальность темы;

• место и роль мероприятия в системе воспитательной работы с данным ассом;

• план мероприятия и его выполнение;

• научность мероприятия;

• преемственность содержания учебной и внеурочной работы;

5. Организация мероприятия:

• оформление (художественное, музыкальное, ТСО);

• четкость, последовательность, продолжительность мероприятия;

• культура общения;

• отношения учащихся к проводимому мероприятию, уровень активности.

6. Форма и методика проведения мероприятия:

• целесообразность выбора формы мероприятия (диспут, беседа и пр.);

• учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

• уровень привлеченности, активности и самостоятельности учащихся;

• работа по развитию организаторских и исполнительских умений учащихся;

• общая оценка мероприятия с точки зрения

а) достижения поставленных целей и задач;

б) подготовки студента-практиканта к проведению внеклассного
воспитательного мероприятия.

Приложение З

СХЕМА САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ

1. Степень достижения поставленных целей.

2. Соответствие содержания выбранной форме.

3. Эффективность подготовки мероприятия (роль учащихся, студента-практиканта, педагога-психолога при подготовке и проведении мероприятия).

4. Воспитательная ценность мероприятия (активность детей, эмоциональный настрой, заинтересованность).

5. Коммуникативная и организаторская грамотность студента.

6. Выявленные недостатки и пути их преодоления.

Наши рекомендации