Занятие №6

ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ.

ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОРФОЭПИЧЕСКИХ ПРАВИЛ.

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1984. С. 209-223.

2. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.

4. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 4-12.

5. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX в.в. М., 1990. С. 51-53, 146-149.

6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов. В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 36-40.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Расскажите о произношении слов иноязычного происхождения. Почему надо отдельно рассматривать произношение слов иноязычного происхождения? Какие тенденции действуют при произношении согласных в словах иноязычного происхождения (произношение мягких-твёрдых согласных перед гласными на месте «е»)? Каковы орфоэпические результаты ассимиляции иноязычных слов в русском языке, наблюдаемые при произношении твёрдых-мягких согласных? Каковы тенденции в произношении гласных в словах иноязычного происхождения (произношение гласных на месте «е», «о» в безударных слогах)? Каковы возможные орфоэпические изменения в произношении безударных гласных при освоении русским языком слов иноязычного происхождения?

2. Проанализируйте произношение иноязычных слов, предложенных в домашнем задании. Сгруппируйте эти слова, принимая во внимание особенности их произношения.

3. Дайте характеристику «Орфоэпическому словарю русского языка»/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983., сопоставьте с другими словарями и справочниками, определяющими нормы произношения.

II. Задания:

1. Подготовьте орфоэпический комментарий к стихотворным текстам. Сделайте пословный анализ текста, обращая внимание на вопросы: а) произношение безударных гласных; произношение согласных и сочетаний согласных; сочетаний гласных звуков; грамматических форм; б) допустимые варианты произношения и их стилистическая окраска; в) необходимость предупреждения диалектных ошибок в произношении учащихся.

2. Прочитайте текст в строгом соответствии с правилами орфоэпии.

Вариант 1.

Нехожеными кажутся леса,

Бездонными – озёрные затоны,

Неслыханными – птичьи голоса,

Невиданными – каменные склоны.

Здесь, словно в сказке, каждая тропа

Вас к роднику выводит непременно.

Здесь каждая деревня так люба,

Как будто в ней красоты всей вселенной.

(А. Яшин)

Вариант 2.

Книга жизни…

Только ль слова?

Сколько лет я сижу над ней!

Пожелтели страницы в ней,

Как трава в сентябре;

Как листва,

Поседела моя голова.

Но вдвойне даётся трудней

Заключительная глава.

(А. Яшин)

Наши рекомендации