Лексико-грамматические игры и упражнения.
• «Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
• «Придумай слово». Образование родственных слов: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — сне-говичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — засне-жило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.
• «Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.
Логопед уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять (мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.
• «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.
Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».
• «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью...
Зимой бывает снег, а летом...
Зимой снег падает, а весной...
Зимой катаются на санках, а летом...
Зимой лес спит, а весной...
Зимой катаются на коньках, а летом...
Зимой бывает холодно, а летом...
Зимой деревья белые, а осенью...
Зимой растут сугробы, а летом растут...
Зимой лепят снеговика, а летом...
Зимой насекомые прячутся, а весной... Развитие связной речи
• Пересказ рассказ «Гостья-зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов.
«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму».
Вопросы для пересказа: Кто пришел к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы? Физкультминутка-логоритмика
• Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Уточнение артикуляции и произношения звука [в]. Буква В
• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, звонкий, произносится с помощью верхних зубов и нижней губы, его можно тянуть: «В-в-в»).
• «Найди картинку». На доске в ряд расположено несколько картинок. Дети находят те из них, в названии которых есть звук [в].
• «Угадай слово»:
со-со-со, ва-ва-ва, получается... (сова); бук-бук-бук, ва-ва-ва, получается... (буква); и-и-и, ва-ва-ва, получается... (ива); хал-хал-хал, ва-ва-ва, получается... (халва); ди-ди-ди, ван-ван-ван, получается... (диван); и-и-и, ван-ван-ван, получается... (Иван).
44
• «Распутай слово»: силеква — василек; бустоав — автобус; дикигвоз — гвоздики; тикхвос — хвостик.
• «Дружные звуки-»
Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки.
[И], [в], [а];
[к], [в], [а], [с]; [с], [о], [в], [а]; [в], [а], [т], [а]; [в], [о], [с], [к].
Логопед. Что получилось?
• «Прошагай слова». Деление слов на слоги. Начинает логопед:
Мы с ребятами шагаем, Части слова мы считаем.
Ва-та, вой, ав-то-бус, клюк-ва, ва-го-ны, двои-ка, у-мы-валь-ник, и-ва, ваф-ли, ди-ван, тык-ва, хвост, ва-за, буквы и т. д.
• Знакомство с буквой В: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква В? (Вправо.)
• Чтение слов: сова, вата, хвост, воск, свист; ива, ивы; буква, буквы.
• «Отгадай слово». Логопед выкладывает звуковую модель: синий-синий-красный-синий. Затем говорит: «Вкусненький напиток этот очень любят люди летом». (Квас.)
• Составление, чтение и анализ предложений: «У куста сова. Вот буквы. У Вовы квас».
• «Живые буквы» (квас, вата, буква).
Тематический цикл «Новогодний праздник»
(четырнадцатая неделя)
Беседа
Значение Нового года; его персонажи.