Физкультминутка-логоритмика. €

• Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем»

Мы с картинками играем, По слогам их называем, Мы руками хлопаем, А ногами топаем.

Дети должны одновременно отхлопать и оттопать количе­ство слогов в словах по изучаемой теме. Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]. Буква Ш

• Характеристика звука (согласный — не поется, только твер­дый, глухой — произносится без голоса, шипящий звук — его можно тянуть: «Ш-ш-ш»).

Дети выполняют упражнение «чашечка»: широкий язык в форме чашечки поднять кверху, края языка прижать к верх­ним зубам.

• «Найди "шипящую" картинку». На игровом поле лежат картинки. Логопед предлагает детям найти «шипящие» кар­тинки.

• «Повтори чистоговорки»: шу-шу-шу — Маша кушает лапшу; ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши; ше-ше-ше — шепчет Паша в шалаше; шо-шо-шо — Шура пишет хорошо.

• «Разложи картинки». Определение места звука [ш] в слове.

На доске — три картонных домика (одноэтажный, двухэтаж­ный и трехэтажный). Дети должны разложить картинки в до­мики в зависимости от количества слогов в слове.

• «Мы со звуком Ш играем». На доске в четыре ряда рас­ставлены картинки из лото.

Мы со звуком Ш играем И картинки подбираем: Карандаш, машина, книжка, Шляпа, бабушка, малышка, Ландыш, дедушка, подушка, Мишка, шорты и лягушка.

Логопед повторяет звучалку, а дети определяют место зву­ка [ш] в словах. Затем они повторяют звучалку за логопедом.

• « Что в мешке ?» Согласование числительных с существи­тельными.

Логопед показывает цифру (от 2 до 5), вынимает из мешка картинку и спрашивает: «Сколько лягушек в мешке?» Дети от­вечают: «В мешке две лягушки. В мешке пять лягушек». И т. д.

• «Назови имя». Дети называют имена, в которых встреча­ется звук [ш]: «Наташа, Антоша, Гриша, Алеша, Миша, Да­ша, Катюша, Саша, Паша, Андрюша, Валюша». И т. д.

• «Измени слово». Логопед показывает детям картинки и пред­лагает изменить слово так, чтобы в нем появился звук [ш]: пе­тух — петушок, орех — орешек, мама — матушка, хлеб — хле­бушек, черепаха — черепашка, муха — мушка, муравей — муравьишка, рыба — рыбешка и т. д.

• «Договори слово». Знакомство со словами-друзьями, по­хожими по звучанию.

Логопед произносит первую часть слова, а дети договари­вают его: пету... (шок), гребе... (шок), реме... (шок), лопу... (шок), коре... (шок), поро... (шок), гор... (шок); кату... (шка), лягу... (шка), поду... (шка), хлопу... (шка), верту... (шка), ват-ру... (шка), петру... (шка).

Логопед. Какая часть в каждой группе слов общая?

• Знакомство с буквой Ш: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскива­ние в алфавите.

• Отработка правописания слога ши (после ш не бывает ы): шипы, уши.

• Чтение слов: ухо, шаг, шаги, каша, шахта, шуба, сушка.

• Преобразование слов: мишка — мышка — мушка — мош­ка — кошка — кашка — каша — ваша — Маша — Паша — Да­ша — Саша.

• «Что спрятано в предмете?» На картинках с изображе­нием различных предметов разбросаны буквы. Дети должны составить слова и отгадать, что спрятано в предмете: на до­мике — кошка, на кастрюле — каша, на сумке — сушка, на шкафу — шуба и т. д.

• «Играем в школу». Составление, чтение и анализ предложе­ния. Составление его графической схемы: «Вот у Саши сушка».

Тематический цикл «Рыбы»

(восемнадцатая неделя)

Беседа

Названия рыб; их особенности; строение; среда обитания; чем они питаются; рыбопродукты, рыболов, рыбозавод. Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Подбери слово». Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, со­лить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.

• «Запомни и повтори». Формирование обобщающих поня­тий у детей.

Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.

• «Вопросы — ответы». Усвоение притяжательных прилага­тельных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.

• «Рыбы-великаны». Формирование навыка словообразо­вания, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: пескарь — пескарище, окунь — оку-

нище, ерш — ершище, акула — акулища, карась — караси- |
ще, рыба — рыбиша. .;

• «Составь предложение». Дети становятся в круг. Логопед : бросает кому-либо мяч и просит сказать два (три, четыре) ! слова про акулу (пескаря, щуку, окуня и т. п.).

• «Рыболов». Согласование числительных с существитель­ными.

Логопед показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спра­шивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Ры­болов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Ры­болов поймал одного окуня». И т. д.

Развитие связной речи

• Составление по картинке рассказа-описания «Щука»: «Перед нами щука. Это речная рыба. Она хищная. Щука питается

мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, туловище, плавники,

хвост, острые зубы. Туловище щуки покрыто чешуей. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты».

Наши рекомендации