Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
В коррекционной педагогике, как и в общей педагогике, происходит уточнение и развитие понятийного аппарата по следующим направлениям:
1. Уточнение содержательной части понятий
Например, пересматривается содержание и соотношение понятий «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика», «педагогика детей с проблемами в развитии».
Введению термина дефектология в России предшествовало использование в Западной Европе (особенно в Германии) термина лечебная педагогика.
Первоначально становление педагогики лиц с отклонениями развития шло в единстве с медициной и на ее научной платформе, с заимствованием ее терминологии. Уже в начале 19 века медики предложили классификацию "встречающихся в педагогике" нарушений развития (В.Э. Мильде, 1811-1813), а также основные средства преодоления этих нарушений: диететика, лечение (физической, сенсорной, интеллектуальной сферы), обучение и саморазвитие. При этом нарушения развития рассматривались в рамках медицинского мышления как индивидуально-биологическая категория: причина нарушений локализуется в самом человеке, и наука (медицина и педагогика) должна исправить, вылечить имеющимися у нее средствами "поломку" в организме и личности человека.
В этом смысле применение термина «лечебная педагогика» вполне корректно и полностью согласовывается с особенностями эпохи, когда медицина обладала определенным арсеналом средств медицинской помощи человеку, в т.ч. и в лечении психических заболеваний (душевных болезней). Кроме того, общество обладало оптимизмом и надеждой на излечение нарушений сенсорной, моторной и интеллектуальной сферы (открываются лечебницы для детей-кретинов, для глубоко умственно отсталых, лечебно-педагогические учреждения для детей с отклонениями в психической, интеллектуальной и других сферах).
Параллельно стали развиваться и собственно образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии, в "лечении" которых медицина признавала себя бессильной (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость). Шло накопление эмпирического опыта воспитания и обучения таких детей, подготовка их к предстоящей жизни в обществе.
Т.о. основной задачей лечебной педагогики являлось развитие путем сенсомоторных тренировок, медикаментозного лечения, психотерапии тех физических и психических функций, которые имеют отклонения от нормы. Лечебная педагогика акцентировалась на том, что эти дети - "больные" и их в большей степени нужно лечить, чем особым образом воспитывать и развивать.
Вместе с тем, медицина должна лечить болезнь, а педагогика - учить жить с ним или смягчать его педагогическими методами, насколько это возможно.
Термин дефектология был введен в научно-педагогический обиход в начале ХХ века В.П. Кащенко. В дальнейшем Выготский Л.С. понимал под этим понятием две взаимообусловленные сферы деятельности: "область теоретического знания о качественном многообразии развития аномальных детей и научно-практическую деятельность поиска и использования специальных путей и средств их воспитания и обучения". Таким образом, дефектология – область научного знания, направленная на изучение развития, поиск путей обучения и воспитания лиц, имеющих психические и физические отклонения.
К середине ХХ века термином дефектология стали пользоваться значительно реже, появились новые категории: специальная педагогика, коррекционная педагогика.
Специальная педагогика - та часть педагогики, проблемной областью которой являются необычные, не такие как все учащиеся, воспитанники, все те, кто не может воспитываться, учиться, развиваться в обычных, традиционных условиях, при помощи методов и средств, традиционных для общей педагогики.
Центром интереса в данном случае является не диагноз и не лечение и исправление недостатка (ср. дефектология), а особая, специализированная помощь тем, для кого характерно несоответствие их возможностей социокультурным ожиданиям. В американской терминологии в этот термин включаются все нестандартные случаи воспитания и обучения, в т.ч. работа с одаренными детьми.
Коррекционная педагогика (по Н.М. Назаровой и Г.Ф. Кумариной) - ситуации риска в развитии ребенка, нарушения во взаимодействии индивида со средой во всем многообразии обусловливающих их факторов, явления социально-психологической депривации вне зависимости от характера порождающих их причин.
В число ситуаций риска входят и такие, с которыми одному педагогу не справиться, может потребоваться диагностико-коррекционная работа на психологическом, медицинском уровне.
Практически важной задачей коррекционной педагогики является обеспечение педагогов и родителей знанием о характере и возможных причинах возникновения таких ситуаций у детей, способах их педагогического выявления, предупреждения и устранения, возможных методах оздоровления условий их воспитания (семейного и общественного), конструирования среды жизнедеятельности, способной противостоять негативным тенденциям.
Коррекционная педагогика - предметом ее является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-писхологической адаптации индивидов, трудностей в их обучении и освоении ими соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей (дети с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями слуха, зрения и т.д.).
Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью - раздел коррекционной педагогики, занимающийся вопросами обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью, задержкой психического развития).
Олигофренопедагогика – раздел коррекционной педагогики, занимающийся вопросами обучения и воспитания детей с недоразвитием интеллекта.
2. Пересмотр процессуальной (операционной) стороны понятий.
Пересмотр содержания влечет изменение понимания явления, процесса. К примеру, изменение понимания термина «воспитание», влечет изменение процесса (подходы к организации воспитательного процесса, методы, средства его реализации).