Тема 6. Вокально-хоровые навыки. Канон. (2ч)
Содержание программы 1-го года обучения
Тема 1.Вводное занятие. Техника безопасности. Диагностика (2 ч.)
Теория. Понятие «Хоровое пение». Цель и задачи программы «Хоровое пение». Роль музыки в жизни человека. Музыкальные способности человека. Правила поведения и техники безопасности на занятиях хора.
Практика. Диагностика музыкальных способностей учащихся.
Форма контроля. Диагностика, беседа
Тема 2. Певческий голос. Строение голосового аппарата (1 ч.)
Теория. Правила охраны голосового аппарата. Значение соблюдения и использования правил охраны голоса для развития певческих умений. Правила профилактики голосового аппарата. Роль профилактических упражнений по охране голоса.
Практика. Упражнения по охране и профилактике голосового аппарата.Беседа о голосе.
Форма контроля. Вокальные упражнения
Тема 3. Певческая установка.(1 ч.)
Теория. Правильное положение корпуса, головы, рук, ног при пении. Свободный плечевой пояс.
Практика. Упражнения на выработку правильной вокальной позиции.
Форма контроля. Упражнения на певческую установку
Тема 4. Дыхание. (3ч.)
Теория. Понятие «певческое дыхание». Три момента дыхания: вдох, задержка, выдох. Дыхание перед началом пения.
Практика. Дыхательная гимнастика. Вокальные дыхательные упражнения. Пение музыкальных произведений. Дыхательная гимнастика Н. Стрельниковой, В. Емельянова, Г. Струве.
Форма контроля. Упражнения на дыхание.
Тема 5. Распевание.(1ч.)
Теория. Понятие «Распевка», «Канон».
Практика. Разучивание вокально-хоровых упражнений на чистоту интонации, на расширение певческого диапазона. Разбор канона.
Форма контроля. Вокальные упражнения
Тема 6. Дирижерские жесты. (1ч.)
Теория. Понятие «Дирижер. Дирижерские жесты»
Практика. Показ и разбор основных жестов.
Форма контроля. Упражнения на дирижерские жесты.
Тема 7. Унисон (3ч).
Теория. Понятия «унисон», «чистое, стройное пение», «музыкальный слух». Рассказ педагога о стройном, чистом пении.
Практика. Интонирование упражнений и попевок. Ровное звучание унисона.
Форма контроля. Вокальные упражнения.
Тема 8. Звуковедение.(2ч.)
Теория. Правила звукообразования. Звукообразование гласных и согласных звуков. Отличительные особенности звукообразования гласных и согласных звуков. Приемы звуковедения.
Практика. Пение закрытым ртом. Певческие гласные и формирование певческих согласных звуков. Пение музыкальных произведений различными приемами звуковедения.
Форма контроля. Вокальные упражнения.
Тема 9. Дикция.(3ч.)
Теория. Понятие «дикция». Гласные и согласные, их роль в пении. Словесный текст и его содержание. Развитие дикционных навыков. Четкое произношение согласных во время пения. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Практика. Разучивание скороговорок. Работа над развитием языка, мягкого неба, глотки. Работа над развитием нижней челюсти, губ. Овладение приемам правильного дикционного произношения вокальных звуков. Артикуляционные упражнения по фонопедической системе Емельянова.
Форма контроля. Упражнения на дикцию
Тема 10. Музыкальные произведения композиторов-классиков (5ч.)
Теория. Творчество композиторов-классиков (М.И. Глинка, П.И. Чайковский)
Практика. Разучивание и исполнение 1-2 произведений композиторов - классиков. Исполнение вокальных произведений композиторов-классиков. Доведение исполнения произведения до уровня, пригодного для сценического выступления.
Форма контроля. Беседа .
Тема 11. Работа над репертуаром: Народная песня (4ч.)
Теория. Детский фольклор – песни, потешки, прибаутки. Народная песня. Показ-исполнение песни. Рассказ или беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни народа. Основа репертуара - песни небольшого мелодического объема, единого динамического нюанса, с плавным голосоведением. Народная песня, ее специфические особенности. Особенности исполнения народных песен. Роль народной песни в жизни народа. Показ-исполнение песни.
Практика. Показ, исполнение народной песни педагогом. Беседа о музыке и тексте песни. Разучивание календарных песен, потешек, прибауток, загадок, дразнилок, скороговорок. Разучивание народных песен небольшого мелодического объема, единого динамического нюанса, с плавным голосоведением. Доведение исполнения произведения до уровня, пригодного для сценического выступления.
Форма контроля. Слушание музыки.
Тема 12. Произведения современных композиторов (6ч.)
Теория. Знакомство с творчеством современных композиторов и жанрами песен (вальс, марш, колыбельная, джаз.) Показ-исполнение. Краткий рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей.
Практика. Жанры музыкальных произведений. Детские песни. Отличительные особенности детских песен от других музыкальных произведений. Композиторы – классики детских песен. Особенности исполнения детских песен. Разучивание и исполнение 1-2 песни современных композиторов. Разучивание сочинения с сопровождением с хором по слуху: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Доведение исполнения произведения до уровня, пригодного для сценического выступления.
Форма контроля. Беседа. Слушание музыки.
Тема 13. Музыкальные игры (1ч.)
Теория. Правила и условия проведения музыкальных игр. Основные движения, используемые в музыкальных играх (марш, элементы народного танца, хоровод, хлопки, щелчки, притопывания, коллективное дирижирование). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.
Практика. Показ и разучивание музыкальной игры и движений с детьми.
Форма контроля. Опрос по теме.
Тема 14. Беседы о музыке: «Выразительные средства вокально-хоровой музыки. Артистизм» (2ч.)
Теория: Понятие «артистизм». Должная (правильная) осанка. Жестикуляция выступающего на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.
Практика. Мимический тренинг. Формирование сценического образа. Упражнения на координацию движений.
Форма контроля. Фронтальный опрос.
Тема 15. Слушание произведений.(1ч.)
Теория. Вокально-хоровой материал, инструментальные произведения. Рассказ о музыке, о композиторе и его произведениях. Характер музыкального произведения. Понятия: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Практика. Прослушивание произведений в исполнении детских хоровых коллективов. Личный показ, использование аудио- и видеозаписей музыкальных произведений детских хоровых коллективов (коллекция вокально-хоровых произведений). Беседы с учащимися о полученных впечатлениях.
Форма контроля. Беседа.
Тема 16. Занятие-концерт.
Практика. Открытое занятие-концерт для детей и родителей.
Тема 17. Итоговое занятие. Диагностика вокально-хоровых способностей.(1ч.)
Практика. Повторение и обобщение пройденного материала. Оценка индивидуального продвижения учащихся хора в освоении программы. Итоговая диагностика динамики развития музыкальных способностей учащихся.
Содержание программы 2-го года обучения
Тема 1.Вводное занятие. Техника безопасности. Диагностика (2 ч.)
Теория. Цель и задачи программы хорового коллектива «Дружба». Задачи второго года обучения. Роль и место музыкального и вокального искусства. Правила поведения и техники безопасности на занятиях хора.
Практика. Диагностика музыкальных способностей.
Форма контроля. Беседа.
Тема 2. Певческий голос. Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. (1 ч.)
Теория. Правила охраны голосового аппарата. Определение различий между мужским и женским голосом. Типы голосов.
Практика. Упражнения по охране и профилактике голосового аппарата.
Форма контроля. Слушание музыки.
Тема 3. Певческая установка (1 ч.)
Теория. Правила пения, гигиена и охрана голоса. Певческая установка (пение сидя, стоя), положение корпуса, ног, рук, головы, шеи во время пения.
Практика. Упражнения на выработку правильной вокальной позиции. Пение музыкальных произведений с соблюдением правил вокальной позиции.
Форма контроля. Вокальные упражнения.
Тема 4. Дыхание – основа пения. (3ч.)
Теория. Развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой. Ощущение опоры дыхания. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Практика. Дыхательная гимнастика. Пение учебно-тренировочного материала. Пение музыкальных произведений. Дыхательная гимнастика Н. Стрельниковой, В. Емельянова.
Форма контроля. Упражнения на дыхание.
Тема 5. Дикция и артикуляция (3ч.)
Теория. Скороговорка «Погода размокропогодилась». Активная артикуляция. Подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Прочтение текста в ритме. Работа над смысловой интонацией.
Практика. Разучивание скороговорок. Пение учебно-тренировочного материала. Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Чтение и проработка текста при разучивании музыкального произведения. Артикуляционные упражнения по фонопедической системе Емельянова.
Форма контроля. Упражнения.
Тема 6. Вокально-хоровые навыки. Канон. (2ч).
Теория. Понятия «канон». Элементарные навыки многоголосного пения. Правила исполнения канона. Разновидности канонов.
Практика. Разучивание канона «Куры, гуси да индюшки». Разучивание текста, мелодии.
Форма контроля. Вокальные упражнения.
Тема 7. Работа над репертуаром: Народная песня (4ч.)
Теория. Формирование музыкальных вкусов детей на основе художественного творчества народов, духовная красота, богатство, искренность, эмоциональность народных песен.
Практика. Показ, исполнение народной песни педагогом. Беседа о музыке и тексте песни. Разучивание календарных песен, потешек, прибауток, загадок, дразнилок, скороговорок. Разучивание народных песен небольшого мелодического объема, единого динамического нюанса, с плавным голосоведением. Доведение исполнения произведения до уровня, пригодного для сценического выступления.
Форма контроля. Слушание музыки.
Тема 8. Звуковедение и звукообразование (2ч.)
Теория. Правила звукообразования. Звукообразование гласных и согласных звуков. Отличительные особенности звукообразования гласных и согласных звуков. Приемы звуковедения.
Практика. Пение закрытым ртом. Певческие гласные и формирование певческих согласных звуков. Пение музыкальных произведений различными приемами звуковедения.
Форма контроля. Вокальные упражнения.
Тема 9. Музыкальные произведения композиторов-классиков (6ч.)
Теория. Творчество композиторов-классиков. Рассказ о картинах родной природы, богатых красках смены времен года, жанровые картинки в произведениях Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ш. Гуно, Ф. Шуберта.
Практика. Разучивание и исполнение 1-2 произведений композиторов - классиков. Хоры с мелодической естественностью, удобной фразировкой, небольшим и удобным диапазоном. Доведение исполнения произведения до уровня, пригодного для сценического выступления.
Форма контроля. Беседа. Слушание музыки.
Тема 10. Беседы о музыке «Песня – один из видов музыкального искусства» (2ч.)
Теория. Возникновение песенного жанра. Роль пения в жизни человека. Песенные произведения: народная, современная песня, классическая музыка. Форма песни, её характер, содержание и замысел, авторы.
Форма контроля. Слушание музыки.
Тема 11. Произведения современных композиторов (5ч.)
Теория. Хоровые произведения для детей Р. Паулса. Влияние вокально-песенной культуры Латвии, тематика, своеобразие форм, простота и доступность изложения детских песен Р. Паулса. Особенности музыкального языка, ритма, формы в хоровом цикле «Пять сказочек».
Практика. Разучивание сочинения с сопровождением с хором по слуху: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Доведение исполнения произведения до уровня, пригодного для сценического выступления.
Форма контроля. Беседа.
Тема 12. Музыкальные игры (1ч.)
Теория. Правила и условия проведения музыкальных игр. Основные движения, используемые в музыкальных играх (марш, элементы народного танца, хоровод, хлопки, щелчки, притопывания, коллективное дирижирование). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.
Практика. Показ и разучивание музыкальной игры и движений с детьми. Форма контроля. Опрос по теме.
Тема 13.Выразительные средства вокально-хоровой музыки. Динамика (2ч.)
Теория: Понятие: « Динамика». Основные динамические оттенки: pianissimo (очень тихо), piano (тихо), mezzo forte (умеренно), forte (громко), fortissimo (очень громко). Связь динамики с работой над певческим дыханием и звукообразованием.
Практика: Вокально-хоровые упражнения на применение динамических оттенков. Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов. Форма контроля. Упражнения на выразительность.
Тема 14. Слушание произведений (1ч.)
Теория: В. Шаинский, Е. Птичкин, Г. Гладков, Е. Крылатов - композиторы - песенники. Основные направления творчества, музыка к спектаклям, телефильмам, мультфильмам, музыка кино. Доступность текстов и музыкального языка, простые песенные формы хоров. Яркость, жанровость образов песен, доступность мелодий, ритма, темпа.
Практика: Овладение хоровым исполнительством через знакомство с лучшими образцами композиторского творчества нашего времени.
Форма контроля. Беседа.
Тема 15. Итоговое занятие. Диагностика вокально-хоровых способностей (2ч.)
Теория. Повторение и обобщение пройденного материала. Оценка индивидуального продвижения участников хора в освоении программы. Итоговая диагностика динамики развития музыкальных способностей детей.
Содержание программы 3-го года обучения
Тема 1.Вводное занятие. Техника безопасности. Диагностика (1 ч.)
Теория. Цель и задачи программы хорового коллектива «Дружба». Задачи третьего года обучения. Ознакомление с репертуарным планом года. Правила поведения и техники безопасности на занятиях хора.
Практика. Диагностика музыкальных способностей.
Форма контроля. Беседа
Тема 2. Певческий голос. (1 ч.)
Теория. Голосовые связки - источник звука. Типы голосов. Высота, сила, тембр певческого голоса. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса.
Практика. Упражнения по охране и профилактике голосового аппарата. Форма контроля. Вокальные упражнения.
Тема 3. Певческая установка (1 ч.)
Теория. Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Практика. Упражнения на выработку правильной вокальной позиции. Пение музыкальных произведений с соблюдением правил вокальной позиции.
Форма контроля. Вокальные упражнения.
Тема 4. Дыхание – основа пения. (3ч.)
Теория. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Практика. Дыхательная гимнастика. Упражнений на укрепление певческого дыхания.
Форма контроля. Упражнения на дыхание.
Тема 5. Дикция и артикуляция (2ч.)
Теория. Закрепление полученных ранее навыков правильного формирования гласных и согласных звуков. Совершенствование техники исполнения и произношения текста произведения. Умение раскрывать смысл произведения с помощью слов.
Практика. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова). Анализ словесного текста и его содержания в целом.Знание текстов произведений.
Форма контроля. Упражнения на дикцию.