Например; - работа с мячом; - лазание по гимнастической лестнице; - приседания; - прыжки в длину
Использование схем-карточек
на занятиях по физической культуре»
Практика показывает, что наиболее уязвимым местом в области физического воспитания дошкольников является развитие самостоятельности. Дети должны освоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой возрастной группе движения. Педагогу необходимо формировать у детей способность самостоятельно оценивать качество выполнения движений товарищей и своих собственных. На таких занятиях надо не только проявить интерес и в свободной деятельности использовать полученный двигательный опыт, но и творчески развить его, внести своё. На самостоятельных занятиях дети часто проявляются с совершенно неожиданной стороны.
Так развивающая двигательная среда детского сада даёт возможность детям действовать по своему усмотрению на базе приобретённых знаний и умений в различных ситуациях:
- Спортивный комплекс позволяет детям выполнять основные виды движений (лазанье по канату, шесту и лестнице, раскачивание и висы на кольцах и перекладине), а также проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и достижения.
- Тренажёры в работе с детьми используются для развития физических качеств, совершенствования умений и навыков, повышения двигательной активности, улучшения физической работоспособности. Старшие дошкольники уже способны анализировать свои достижения и действия, контролировать своё самочувствие. Во время занятия на тренажёрах они не только стараются поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявляют свои физические возможности: силу, ловкость, выносливость, а также самостоятельность, настойчивость и целеустремлённость. В работе со старшими дошкольниками в нашем саду используются велосипедный и беговой тренажёры, тренажёры «Диск здоровье» и эспандеры.
- Наряду с заводскими тренажёрами мы широко используем своё оборудование из бросового и природного материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости и координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
- Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
Для повышения эффективности физкультурных занятий используется картотека разнообразных игр, движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематично изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы хождения на лыжах, и других подвижных игр
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках
Учить работать по карточкам можно начинать со второй младшей группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы домашнего обихода.Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять.Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках.
Для старших и подготовительных групп при проведении физкультурных занятий также используется карты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды. На карте схематично изображены спортивные снаряды,вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.
Например; - работа с мячом; - лазание по гимнастической лестнице; - приседания; - прыжки в длину
Дети изучают карту и по сигналу инструктора идут на первый этап. Выполняют упражнение самостоятельно и по сигналу делают переход к следующему снаряду.Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке. А воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.
Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях - соревнованиях.
Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.
Только здесь надо обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.
В конце занятия проводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки, составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т.е. расставляют пособия. При проведении подвижных игр используется карточка -схема ,где изображена игра и ее правила.
Рассказывать о карточках и их применении можно очень много. Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги: «Найти клад», «Прогулка по лесу», "Зарница"
Опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание.
Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.