И только после всего этого каждый из ребят обзавелся личной коллекцией корней - "гербарием", который постоянно пополнялся новыми деревьями.
Правила для коллекционера
Коллекционер обязан следовать особым правилам:
1. все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах, вырастающих на ветках;
2. предпочтительны такие словоформы, когда гласная в корне -безударная;
В каждом слове, выросшем на дереве, обязательно отметить ко корень как таковой, расположенный в районе корневой системы дерева, должен быть написан крупно и ярко.
Остальное - дело фантазии коллекционера.
Наша среднерусская природа не видывала столь экзотических растений, какие стали появляться на страничках ученических гербариев.
С каждым новым деревом список корней на последней страничке гербария пополняется. Только теперь корень снабжен еще и соответствующей иллюстрацией. Каждый из учеников сам себе художник, сам придумывает, как воплотить в рисунке лексическое значение корня. Например, рядом с корнем "да" (дать) пишут "на!". А на корень "дав" (давить) удава рисуют. С корнем "вес" рядом оказываются различные весы (или три толстяка - сами или название книжки!). Ну, а рядом с корнем "вис", увы, часто красуется добротная виселица...
Б
бег (беж)
Бед
Бел
благ (блаж)
Близ
Бо
Бодр
бол(ь)
бор(ь)
В
Вал
Вар
Ве
Вед
Вез
Велик
Вер
Весел
весен (весн)
Вид
визг (визж)
Вин
вис (виш)
Вод
вод(вож,вожд)
воз (вож)
Волн
вол(ь)
враг (враж)
вяж (вяз)
Г
Глот
гляд (гляж)
год (гож)
Гон
Гор
гор(ь)
гост (гощ)
грех (греш)
Гриб
грож (гроз)
Д
Да
Дав
Давн
дал(ь)
Дар
двиг (движ)
Дев
дев (дежд)
Дел
Дерг
Держ
Див
Длин
Фрагмент нашего словарика русских корней
Кто символикой отделывается, кто батальные сцены выписывает - каждый своей иллюстрацией пытается сказать, "про что" тот или иной корень.
Варианты заданий
Но вот на дом задано нарисовать очередную пару деревьев, например, с корнями ЕДИН и КАЗ/Ж.
Еще на перемене ребята ставят стулья в круг - они привыкли к пятиминутной словесной разминке. Начало урока. Ребята садятся в круг с гербариями, открытыми на нужном дереве. В определенном ритме, который я отбиваю в ладоши, они передают по (или против) часовой стрелке свои блокноты (в театральной педагогике есть такое упражнение). Хоп! Направление поменялось. Стоп! - и по кругу каждый читает слово с корнем ЕДИН (или КАЗ/Ж) из того гербария, который сейчас оказался на коленях.
Так озвучиваются и замечательно интересные слова с нужными корнями - поединок, единорог, приказчик, и "огурцы" - съедено, седина, казак. Последние, впрочем, опротестовываются поднятием вверх скрещенных рук.
Рассевшись по своим местам за партами, ребята за минуту (я засекаю по секундомеру) добавляют к своему дереву три полюбившихся им слова из тех, что прозвучали. Можно ограничить круг прочитываемых слов (например, какой-нибудь частью речи), и тогда ребята кинутся записывать глаголы или причастия (чем не повторение и закрепление?) А я радуюсь тому, что сумела еще раз обратить внимание своих учеников друг на друга: может быть, кто-то удивился интересному слову и взглянул на его хозяина с любопытством?
Периодически мы устраиваем блиц-диктантики - по слову с каждого дерева. При этом диктую вовсе не обязательно я.
Или такое задание: за одну минуту написать как можно больше слов с данным корнем.
Знать в лицо
Так или иначе, а корень становится узнаваем всюду, даже в словах, с которыми раньше не встречался. Дети его просто, что называется, знают в лицо. И им нет надобности лихорадочно подыскивать проверочные слова. А уж их коварство-то известно, и мне совсем не хочется, чтобы мои дети принялись "проверять" корни с чередованием гласной. А это сплошь и рядом, и не только в начальной школе.
И вообще, привязанность к проверочному слову - прямо-таки болезненная. А что это за слово? Как устроено? Что проверяет? (Или вот "11 глаголов-исключений" - та же история. Большинство учеников отбарабанивают их наизусть, как только заслышат слово "спряжение". А что это за глаголы? Из чего исключения? В лучшем случае, говорят: "Из правила". Из какого правила, господа хорошие?)
Даже у старшеклассников подчас не срабатывает механизм обнаружения корня, слово одиноко чувствует себя в их головах: ни семьи, так сказать, ни детей. В таких случаях я включаю в работу гербарий, и он, представьте, еще ни разу меня не подвел.
Средство второе