Решение школой задач стимулирования самообразования

«Все существо школьника всегда на стороне самообразования; от товарищей, из книг, из живых наблюдений школьник научает­ся гораздо большему, чем из казенных уроков; последние — неиз­бежная повинность, которую так или сяк нужно отбывать, а пер­вое — излюбленное, душевное дело. Из тех учеников, которые делают только то, что предписано программой и школьными вла­стями, и дальше не двигаются нина шаг, которые по всем пред­метам учатся почти прекрасно, позднее редко выходит что-ни­будь крупное, замечательное; видные деятели на самых разных поприщах обыкновенно выходят из школьников, у которых в школе были свои излюбленные занятия», — писал П.Ф.Каптерев.

Самообразование — целенаправленная, свободная и самостоя­тельная познавательная деятельность, направленная на удовлет­ворение стремлений, интересов, потребностей человека в различ-

Ных областях знания, познания окружающего мира, отыскание смысла собственной жизни.

Выявлен ряд закономерностей процесса самообразования:

- стремление к самообразованию взаимодействует с уровнем нравственного и умственного развития, образованности человека и совершенствуется по мере расширения взаимодействия и углуб­ления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышени­ем общественной активности человека;

- стремление к самообразованию растет по мере удовлетворе­ния его познавательных потребностей и интересов путем самооб­разовательной деятельности;

- стремление к самообразованию опирается на наличие у чело­века самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование;

- стремление к самообразованию находится в прямой зависи­мости от условий познавательной деятельности человека. Возник­новение непреодолимых трудностей в удовлетворении познава­тельных потребностей и интересов, а также повторяющееся недо­ведение до конца начатой самообразовательной деятельности вле­чет затухание стремления к ней.

Деятельность по самообразованию имеет возрастные характе­ристики. В младшем школьном возрасте интенсивная потребность в знании и открытость к нему побуждают к эпизодическим актам самообразования у многих и к элементарной систематической, относительно самостоятельной самообразовательной деятельно­сти у определенной группы. У подростков, оставаясь управляемой со стороны, она служит целям дополнения и расширения получа­емого образования и у некоторой части — удовлетворения возни­кающих познавательных интересов помимо школьных программ. Нередко она становится средством самоутверждения в среде свер­стников. Начиная с подросткового возраста, когда очевидно стрем­ление к самостоятельному поведению, формированию ^-концеп­ции, индивидуального мироощущения, скрипта (сценария, про­граммы жизненного пути), определенной работе над собой, че­ловек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобное пище, воздуху или условиям жизни, — он вырабатывает к образованию собственное отноше­ние, начинает образовывать себя сам. Подобный шаг — у кого раньше, а у кого позже — знаменует смыкание образования с самообразованием. В юности самообразование интенсивно направ­ляется в сферу возникающих профессиональных интересов, обла­дая всеми качествами подросткового самообразования.

К этапам развития деятельности по самообразованию от­носят:

- положительное отношение к знанию и ситуативное, стихий­ное самостоятельное удовлетворение возникающей познаватель-



Ия



Решение школой задач стимулирования самообразования - student2.ru ной потребности при отсутствии освоенной технологии самооб­разовательной деятельности;

- самообразование становится более систематическим, целена­правленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;

- самообразование — систематический, непрерывающийся про­цесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразователь­ной деятельности.

Для обеспечения развития самообразования в школьной прак­тике можно использовать три стратегии:

- облегчение школьной жизни ребенка, увлечение учащихся процессом познания, организация обучения и воспитания, осно­ванных на обоюдном доверии;

- и напротив, ужесточение, регламентация школьной жизни (детей необходимо держать в строгости и страхе — вот самый на­дежный путь воспитания подрастающего поколения);

- третью, сбалансированную, стратегию точно определил К.Д.Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».

Основой самообразования, очевидно, выступает субъектная позиция школьника в учебном процессе, которая предполагает:

устойчивую учебную мотивацию (достижение, познание, обще­ние в форме сотрудничества): «Мне это интересно, надо»;

способность ставить цель и определять условия ее достижения (це-леполагание и целеудержание): «Я понимаю, что и зачем делаю»;

владение действиями (предметными, мыслительными и др.), позволяющими решать учебную задачу (т.е. достигать цели): «Я знаю, как добиться результата»;

способность к самоконтролю и самооценке результатов учебной деятельности: «Я могу оценить полученный результат и собствен­ную работу по его получению; я вижу, что нужно еще сделать, чтобы улучшить результат».

В настоящее время предпринимается попытка на уровне органи­зации формального образования в школе обеспечить условия для интенсивного становления самообразования. В ее основе убеждение в том, что образовательные воздействия должны быть с определен­ного периода индивидуализированными (обеспечивать свободу выбора, индивидуальность образовательного пути личности).

Так, проект перехода отечественной школы на 12-летний пе­риод обучения и разработка в этой связи проекта базисного учеб­ного плана положили начало предметной разработке ученическо­го компонента в структуре формального образования. На уровне

Федеральный компонент (инвариант)

Национально-региональный компонент (инвариант)

Школьный компонент (вариативен)

Ученический компонент (вариативен)

Рис. 8. Вертикальная структура компонентов образования

государственных документов (проектов) структура компонентов образования выглядит следующим образом (рис. 8).

Другой подход, предлагаемый педагогической наукой, имеет горизонтальную структуру и позволяет органически соединить все четыре компонента, не противопоставляя их по степени государ­ственной значимости, поскольку они становятся равнозначными как части единого учебного плана, обязательного к выполнению в пределах того времени, пока школьник не освоит выбранные параметры (рис. 9).

Пример проекта индивидуального учебного плана (без выбора уров­ней) приводят Е.Александрова и Н.Крылова.

Семикласснику Сергею предстоит освоить по нынешнему учебному плану: математику — за 128 часов; русский язык — за 160 часов; биоло­гию, литературу, изобразительное искусство, технологию (каждый пред­мет) — за 64 часа; иностранный язык — за 96 часов и т.д. в соответствии с федеральным и региональным компонентами. Школьный компонент предоставляет Сереже право выбора, и он выбирает информатику.

Обязательными для Сергея будут предметы, требующие «линейно­сти» освоения: математика и языки. Все остальные предметы (литерату­ра, биология, география, история, технология и др.) осваиваются са­мостоятельно или на циклически организуемых занятиях по принципу

Наши рекомендации