Решение школой задач стимулирования самообразования
«Все существо школьника всегда на стороне самообразования; от товарищей, из книг, из живых наблюдений школьник научается гораздо большему, чем из казенных уроков; последние — неизбежная повинность, которую так или сяк нужно отбывать, а первое — излюбленное, душевное дело. Из тех учеников, которые делают только то, что предписано программой и школьными властями, и дальше не двигаются нина шаг, которые по всем предметам учатся почти прекрасно, позднее редко выходит что-нибудь крупное, замечательное; видные деятели на самых разных поприщах обыкновенно выходят из школьников, у которых в школе были свои излюбленные занятия», — писал П.Ф.Каптерев.
Самообразование — целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение стремлений, интересов, потребностей человека в различ-
Ных областях знания, познания окружающего мира, отыскание смысла собственной жизни.
Выявлен ряд закономерностей процесса самообразования:
- стремление к самообразованию взаимодействует с уровнем нравственного и умственного развития, образованности человека и совершенствуется по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека;
- стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности;
- стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование;
- стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека. Возникновение непреодолимых трудностей в удовлетворении познавательных потребностей и интересов, а также повторяющееся недоведение до конца начатой самообразовательной деятельности влечет затухание стремления к ней.
Деятельность по самообразованию имеет возрастные характеристики. В младшем школьном возрасте интенсивная потребность в знании и открытость к нему побуждают к эпизодическим актам самообразования у многих и к элементарной систематической, относительно самостоятельной самообразовательной деятельности у определенной группы. У подростков, оставаясь управляемой со стороны, она служит целям дополнения и расширения получаемого образования и у некоторой части — удовлетворения возникающих познавательных интересов помимо школьных программ. Нередко она становится средством самоутверждения в среде сверстников. Начиная с подросткового возраста, когда очевидно стремление к самостоятельному поведению, формированию ^-концепции, индивидуального мироощущения, скрипта (сценария, программы жизненного пути), определенной работе над собой, человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобное пище, воздуху или условиям жизни, — он вырабатывает к образованию собственное отношение, начинает образовывать себя сам. Подобный шаг — у кого раньше, а у кого позже — знаменует смыкание образования с самообразованием. В юности самообразование интенсивно направляется в сферу возникающих профессиональных интересов, обладая всеми качествами подросткового самообразования.
К этапам развития деятельности по самообразованию относят:
- положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познаватель-
Ия
ной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности;
- самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;
- самообразование — систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности.
Для обеспечения развития самообразования в школьной практике можно использовать три стратегии:
- облегчение школьной жизни ребенка, увлечение учащихся процессом познания, организация обучения и воспитания, основанных на обоюдном доверии;
- и напротив, ужесточение, регламентация школьной жизни (детей необходимо держать в строгости и страхе — вот самый надежный путь воспитания подрастающего поколения);
- третью, сбалансированную, стратегию точно определил К.Д.Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».
Основой самообразования, очевидно, выступает субъектная позиция школьника в учебном процессе, которая предполагает:
устойчивую учебную мотивацию (достижение, познание, общение в форме сотрудничества): «Мне это интересно, надо»;
способность ставить цель и определять условия ее достижения (це-леполагание и целеудержание): «Я понимаю, что и зачем делаю»;
владение действиями (предметными, мыслительными и др.), позволяющими решать учебную задачу (т.е. достигать цели): «Я знаю, как добиться результата»;
способность к самоконтролю и самооценке результатов учебной деятельности: «Я могу оценить полученный результат и собственную работу по его получению; я вижу, что нужно еще сделать, чтобы улучшить результат».
В настоящее время предпринимается попытка на уровне организации формального образования в школе обеспечить условия для интенсивного становления самообразования. В ее основе убеждение в том, что образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуализированными (обеспечивать свободу выбора, индивидуальность образовательного пути личности).
Так, проект перехода отечественной школы на 12-летний период обучения и разработка в этой связи проекта базисного учебного плана положили начало предметной разработке ученического компонента в структуре формального образования. На уровне
Федеральный компонент (инвариант)
Национально-региональный компонент (инвариант)
Школьный компонент (вариативен)
Ученический компонент (вариативен)
Рис. 8. Вертикальная структура компонентов образования
государственных документов (проектов) структура компонентов образования выглядит следующим образом (рис. 8).
Другой подход, предлагаемый педагогической наукой, имеет горизонтальную структуру и позволяет органически соединить все четыре компонента, не противопоставляя их по степени государственной значимости, поскольку они становятся равнозначными как части единого учебного плана, обязательного к выполнению в пределах того времени, пока школьник не освоит выбранные параметры (рис. 9).
Пример проекта индивидуального учебного плана (без выбора уровней) приводят Е.Александрова и Н.Крылова.
Семикласснику Сергею предстоит освоить по нынешнему учебному плану: математику — за 128 часов; русский язык — за 160 часов; биологию, литературу, изобразительное искусство, технологию (каждый предмет) — за 64 часа; иностранный язык — за 96 часов и т.д. в соответствии с федеральным и региональным компонентами. Школьный компонент предоставляет Сереже право выбора, и он выбирает информатику.
Обязательными для Сергея будут предметы, требующие «линейности» освоения: математика и языки. Все остальные предметы (литература, биология, география, история, технология и др.) осваиваются самостоятельно или на циклически организуемых занятиях по принципу