Зарождение воспитания в первобытном обществе
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".
Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности. Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.
Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.
Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.
2. Школа в странах древнейших цивилизаций.Месопотамия – родоначальник всех восточных культур. На ее терртитории возникли ранние классические государства с очень высокой цивилизацией(Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия)Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства.,разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат). Почти в каждом городе были учебные заведения..Школы:-школы писцов(дома табличек). Возглавлял школу "отец-учитель", остальные преподаватели именовались "братьями отца" Сами ученики делились на младших и старших "детей" школы.Обучение прежде всего предусматривало подготовку к ремеслу писца.Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами.Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание.Чтение и письмо на 2 языках:шумерском и аккадском.Изучали:историю,географию,право,домопроизводство,музыку,лит-ру.-жреческие ишколы-письмо,чтение,заучивание поэтических и религиозных текстов.Древний Египет. Школы:1.храмовые-мат-ка,мед-на,религиозно-нравственное восп-е.2.дворцовые(при дворе фараона)-физические и военные упраж-я,чтение и письмо иероглифов.3.школы писцов:-элементарная(5-12лет);-канцелярия(12-16)-заучивание титулов,геогр.названий,технич.терминов,овладения различными типами письма и разновидностями египетского языка,искусство спора,правила устного и письменного этикета.Со 2половины 2 тысячелетия до н.э. в египте и Месопотамии на смену шк.образ-ю приходит индивид.обуч-е в рамках семейного восп-я.Центрами образ-я стан. Храмы.Индия.сущ-ла кастовая система образ-я. Школы:1.д/высшей касты-брахманов(жрецы)-6-12до22-24-религиозное образование.2школа кшатрии(воины,правители)-филос я,история,мат-ка,грамм-ка,мед-на.эти школы готовили также сборщиков налогов и казначеев.3школа вайшья(торговцы,земледельцы,ремесленники)4шудры(неприкасаемые)-не образ-ю не допускались.В 6-5в. До н.э. появляется буддизм.Высшая цель человеч.стремлений-постижение духовного просветления как высшего сост-я удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела.Нравств.идеи буддизма:-братская любовь, не убивать живых сущ-в,не красть и т.д.Китай.Доконфуцианский период.привелигированные сословия-жрецы и аристократия.Аристократы обучались письму, чтению, счету,военно-физ. Воспитанию(стрельба из лука,владение колесницей,щитом и мечом).Жрецы-общеобразоват.предметы,космогония,магия.Конфуцианский период.В идеале образованного человека была заключена теория гуманитарно-этического образования.Зародилась идея всеобщего,но необзат.образования,положение в гос.иерархии зависело от уровня образ-я.Методика обуч-я:накопление материала через заучивание,осмысление через комментирование,интерпретация через написание сочинений.учеба без каникул;физ.наказания;экзамены 2 раза в год;после школы экзамены 1 раз в 3 года;
3.Зарождение элементов пед.теории в древнейГреции.В Др.Греции пед-ка развивалась как часть единой тогда науки-философии.Д/ч-ка в опр.пределах были сняты рамки восточной кастовости,религия не занимала господствующего положения.Цель воспитания-гармоничное развитие индивидуальности. Этапы развития педагогики:1.гомеровский (осмысление идеала воспитания и обучения.)2.классически(расцвет пед-ки как науки)3.эллинский(появл.новые идеи восп-я и обуч-я)Сократ Его главным дидактическим достижением можно назвать «повивальное искусство»- диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.Суть педагогических суждений Сократа-главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование,освобождение чел.интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизн.потребностей и способностей ч-ка,развиваемых интересом к знаниям.Платон-цель воспитания-подготовка подрастающего поколения к выполнению общественных функций законопослушных граждан.К методам воспитания Платон относил игры, чтение,внушение и убеждение,упражнения в плясках и песнопениях, пример старших.Аристотель-цели и задачи воспитания:1.развитие высших сторон души-разумной и волевой,выработка добродетели.2.воспитание деятельной,волевой,самостоятельной личности.3.для всех граждан нужно одинаковое воспитание,а забота о воспитании-дело государства.Аристотель выделял 3 стороны восп-я, кто.соответствовали 3 видам души:растительная,волевая,разумная;3вида восп-я:физич.,нравственное,умственное.Значение пед.теории Аристотеля:создал 1ю возрастную периодизацию в истории пед.мысли;указал на особ-ти каждого возраста,определив цели,содержание,методы восп-я;выдвинул треб-е в воспитании следовать за природой;большое внимание уделял воспитанию в раннем возрасте;дал общую хар-ку дошкольного возраста;исключал физ.труд из системы воспитания.
4.Воспитание и образование в Др.Греции.2 ведущих центра-Спарта и Афины.Спарта-цель воспитания-подготовка воинов.До 7 лет воспитание шло в семье,с 7 до 18-в агеллах(воен.отрядах).Руководитель агеллы назывался педаном.Занимались физ.воспитанием(привычка к лишениям:голод,холод,жажда,боль),военно-гимнаст.упр-я,нравств. И политич.воспитание;с 18до20-переход в группу эфебов и несение военной службы.Афины-цель воспитания-всесторонне формирование личности.До 7 лет-домашнее воспитание;с7до14-обучение в школах грамматиста и кефариста.Обучение осуществляет учитель-дидаскал;с14лет-переход в палестру(школу борьбы).Главное-пятиборье(бег,прыжки,борьба,метание диска,плавание);с18до20лет-переход в эфебию(военное и политич.воспитание:строительство укреплений,управление военными машинами,несение службы в городских гарнизонах)
5. Система воспитания и образования в Римской империи.Основа Римского воспитания-это греческая педагогика.Открытие школ являлось монополией гос-ва.Цель воспитания-формирование верноподданной массы и чиновников.До 7 лет-домашнее воспитание;с 7-начальная ступень-тривиальная(обычная)школа.Образоват.программы не было,осн.цель-обучение грамоте и началам арифметики.С 9до12-средняя ступень-грамматические школы-развернутая программа обучения по 5 дисциплинам-латинская лит-ра,римское право, философия, греч.язык,математика.Хар-ны небольшие группы учеников,индивидуальный подход.С 12до16-школа повышенного типа(школа ритора)-насыщенная программа обуч-я,куда входили 5 предметов со ср.ступени,а также ораторское искусство и музыка.Использовался метод диспутов на заданную тему.С 16до20-переход в оегионы.Учителя назначались от имени императора,контроль за их деятельностью осуществляло гос-во.Вывод:система образ-я в Др.Риме обеспечивала воспроизводство опр.типа личности,распространение начальной грамотности среди широких масс.
6. Педагогическая мысль в Римской империи.Цицерон.основная пед.проблема-формирование оратора. «высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую культуру»
Сенека.Критиковал школу за формализм и пренебрежение нарвств.воспитанием.Полученные в школе знания должны использоваться для выработки собств.точки зрения,а не превращаться в комментарий к чужим идеям. Педагогика должна пребывать в тесном объединение с этикой.Квинтилиан Марк Фабий.Осн.труд-«О воспитании оратора».Конечная цель воспитания и обучения в школе-подготовить общественного деятеля.выступал за творчество учащихся,за мягкую, но выдержанную дисциплину,за самостоятельность в обучении.Стадии и методы обучения:подражание;теоретическое наставление;упражнение.Требования к учителю и метод.рекомендации:шк.занятия дБ построены в условиях маленьких групп учащихся,которые приходятся на 1го преподавателя;д/большего успеха учения необходимы продолжительные перерывы м/у занятиями;нельзя прибегать к физ.наказаниям;предпосылкой успешных занятий будет развитие устной и письменной памяти;одновременно надо изучать несколько предметов.
7.Воспитательно-образовательные идеи и практика ранних христиан. Воспитание было ориентировано на Библию. Философские и педагогические воззрения авторов Нового Завета вобрали в себя ветхозаветные и эллинистические взгляды на воспитание, в основе которых лежит любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Вначале христиане учили своих детей в общественных учебных заведениях.
Однако уже в I в. христианская церковь приступила к организации собственных школ катехуменов, то есть тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. Во главе обучения было изучение Библии. Давалось музыкальное образование. Учащиеся находились под надзором, регулярно выслушивая нравственные наставления священника.Школа катехуменов стала предшественницей школы катехизиса, которая давала образование повышенного уровня. Школы катехизиса были трансформированы в кафедральные и епископальные школы. Юноши-христиане посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе семи свободных искусств.
8.Школа и пед.мысль Византии.Школа и образование были унаследованы от греко-римской культуры.Специфика византийской культуры определялась также тем, что она формировалась на разнородной по своему составу этнической основе.Высокий соц.статус образования и образованности-одна из ведущих тенденций в развитии византийской культуры.наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных,так и в церковных учреждениях.Просветительская деятельность таких видных представителей византийской культуры как патриарх Фотий, Лев Математик,Михаил Пселл,Иоанн Итал способствовала утверждению светской направленности образования.Идеалом образованной личности в Византии явл. человек,получивший классическое образование и сочетавший православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.высокая культура домашнего воспитания-характерная черта византийской жизни.В Византии не существовало соц.ограничений на получение образования.Учебные заведения могли посещать все,кто хотел и имел возможность учиться.Обучение было платным,за исключением монастырских и дворцовых школ.Система образования включала:1.школа грамоты-давали элементарное образование.Срок обучения-2-3года с 5-7лет.2.грамматические школы- Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой"-преддверием высшей философии - богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В 1ю входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во 2ю - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.3.высшие учебные заведения- Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII -VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке В XV в. вновь стало обязательным изучение
латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки. Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение все более отдавалось юридическому образованию.
9.Образование в западной европе в Ср.века.Представители-Августин,Боэций, Кассиодор. Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе с тем воспитание являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание "чистоты сердца" путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля желаний, мыслей, поступков. Важную роль в развитии педагогической мысли раннего средневековья сыграла схоластика (от латинского scola -школа). Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в течение XI - начала XVI в. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли. Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии, в том числе обучения и воспитания, сыграл философ и теолог Фома Аквинский. Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии.Воспитание и обучение в ср.века можно разделить на:ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Во многих договорах об ученичестве оговаривалось, что мастер позволял посещать ученику в течение года или двух лет школу или сам брался выучить его грамоте. Завершивший учебу становился подмастерьем, работая у мастера за плату, пока не открывал собственное дело. Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения - рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. программа "семи рыцарских добродетелей": владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Юношей обучали прежде всего военному искусству.
10.Воспитание и школа в странах Ближнего и Среднего востока в ср.века. Время своеобразного восточного ренессанса наступило в IX - XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась прежде всего в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества. Главным ретранслятором образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейского письма. Овладение арабской письменностью было непременным условием для образованного человека и учителя.
По средневековым восточным представлениям, между обучением и воспитанием существовала неразрывная взаимосвязь: без воспитанности знание что огонь без дров, без знания воспитанность - как дух без тела. При обучении и воспитании практиковали поощрения и наказания. в соответствии с традицией, число ударов ограничивалось тремя. Подчеркивалось, что недопустимо физическое наказание детей до 10 лет, а также поручение наказывать старшему ученику. Образование в исламском мире делилось на два уровня (в отдельных странах имелись непринципиальные различия).
В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы начального обучения (китаб). Учились шесть дней в неделю (кроме пятницы), утром по средам и четвергам повторяли пройденное. Изучали прежде всего арабскую грамоту. Обучение строилось на чтении и запоминании текстов Корана. Проводились также диктанты. Содержание обучения, прежде всего соблюдение канонов ислама, контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие ученики.
Основную часть учеников китаба составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Второй (высший) уровень образования преподавали платные учителя или в специальных учебных заведениях. Занятия чаще всего проходили в мечетях (обычно с рассвета до полудня). В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов). Преподаватель на занятиях сидел на ковре в кругу учеников.
Программа должна была содействовать формированию благородного мусульманина, и предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились прежде всего религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммада, мусульманское право, богословие). Сюда относились арабская филология и риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки в связи с философскими концепциями Аристотелева толка.
Второй уровень образования можно было получить в создаваемых при мечетях просветительских кружках - фикхах и каламах. В них изучали шариат (мусульманское право) и теологию. Заметным событием в развитии просвещения явились дома мудрости,где собирались и дискутировали крупные ученые. Здесь накапливались богатые собрания рукописей.
Заметные изменения в деле высшего образования произошли в XI -XII вв., когда появились новые учебные заведения такого образования - медресе. В первых медресе преподавали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Постепенно программа расширялась: изучали и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов.
11.Педагогическая мысль эпохи Возрождения.Представители- (итальянцы)Томазо Кампанелла, Витторино да Фелетре и Баттисто Гуарини,(французы) Гюйом Бюде,Пьер Рамус, Франсуа,Мишель Монтень. Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум.
Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.
Представители эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив классический латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в извлечении из античной литературы воспитательно-дидактического материала: идей государственного устройства - у Аристотеля, уроков военного искусства - у Цезаря, агрономических познаний - у Вергилия и пр. Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.
Педагогика Реформации.
Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения. В отличие от римско-католической церкви, исповедовавшей истину как неизменное отражение божественного провидения, Реформация предполагала дополнить божественные по своему происхождению истины.
Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. В движении Реформации прослеживались умеренные и радикальные течения. Лидер последнего Томас Мюнцер (1490 - 1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. С целью создания новой школы Т. Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного образования.
В становлении педагогических воззрений Реформации особую роль сыграл ряд мыслителей: Жан Кальвин (1509—1564), Матюрен Кордьер (1479 - 1564), Уильям Тиндель (1484—1536), Мартин Лютер (1483 - 1546), Филипп Меланхтон (1497 - 1560) и другие.
Ж. Кальвин - главный идеолог французской Реформации - стоял особенно далеко от гуманистических воззрений Возрождения. Он выступил с проповедью "светского аскетизма", поставив во главу угла смирение и покорность Богу. "Отец" Реформации в Германии Мартин Лютер признавал важность и даже необходимость гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г.). Как считал Лютер, в научной подготовке, знании классических древних языков и литературы нуждаются власти предержащие в миру и церкви. Из этого следовало, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр. Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский вселенский собор (1545 - 1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание.