VII. Выбор цветового решения маски
Конечно же, маску нельзя оставлять белой. Чтобы она не была скучной, ее надо раскрасить. Например, маска кошечки может быть как естественного цвета — рыжая в полоску, так и совершенно фантастическая, например, розовая в голубых цветочках. У коричневой собачки одно ухо и брови могут быть оранжевыми. Поросенок также может быть хоть розовым, хоть пятнистым. Если вы сделаете две одинаковые маски, то одну из них можно раскрасить как грустную, вторую — как веселую, используя детали, которые вы рассматривали в пиктограммах.
Если вы изготовили маску клоуна, то ему для большего веселья надо сделать раскрашенные румяные щеки.
— Какими можно нарисовать брови клоуна?
(Педагог обобщает ответы школьников).
Брови, опущенные вниз, придадут лицу клоуна печаль, а брови, поднятые вверх, сделают выражение его физиономии наиболее смешным и выразительным.
(Школьники раскрашивают маски.)
VII!. Вырезание маски
После раскрашивания маску надо вырезать по ее контуру. Но обратите внимание на одну деталь: старательно следует вырезать только верхнюю часть маски. С боков при вырезании лишнюю бумагу обрезать надо не всю: оставьте с боков кусочки бумаги — клапаны, которые потом надо будет подвернуть внутрь маски.
Теперь вам надо немного отдохнуть, а потом работу по выполнению своей полумаски вы продолжите.
IX. Физкультминутка
Сегодня физкультминутка будет посвящена театру. В новом упражнении вы встретитесь с героями сказки - царем и принцессой. Упражнение называется «Ехал царь по лесу». (Слова народные, с добавлением М. Давыдовой.)
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники!)
Ехал царь по лесу,
По лесу, по лесу.
(Вытягивают руки вперед, делают полуприседания, словно едут на коне.)
Встретил он принцессу,
Принцессу, принцессу.
(Встают на носочки, делают мелкие шаги на месте, руки вытягивают вниз, ладони отогнуты, корпусом покачивают из стороны в сторону.)
Небо было ясно,
Так ясно, так ясно.
(Руки вверх, наклоны в сторону.)
Все было прекрасно,
Прекрасно, прекрасно.
(Легкие прыжки на месте, хлопки в ладоши.)
X. Присоединение резинки
Вы добавили к маске нужные детали, раскрасили ее и вырезали. Но сама по себе маска ничего не значит: она должна накопиться на лице актера. Значит, осталось выполнить последние действия по ее изготовлению.
Чтобы маска держалась на лице, к ней надо прикрепить кусочек бельевой резинки. Резинка прикрепляется к боковым краям поделки. Помните, что специально для резинки вы и оставили клапаны по бокам маски, когда вырезали ее.
Теперь вырезанные клапаны загните внутрь маски, на ее изнаночную сторону. Таким образом резинка будет прикрепляться нa уплотненные края бумаги — двойные, подвернутые, — и поэтому сама маска прослужит дольше.
В центре каждого из этих подвернутых клапанов надо сделать отверстия для продевания в них резинки. Такие отверстия можно проделать кончиками ножниц. Только осторожно, не уколов пальцы.
Теперь отрежьте кусок резинки длиной около 15 см и на одном его конце завяжите узелок. Другой конец проденьте в оба отверстия маски и на оставшемся конце также завяжите узелок. Резинка нужна, чтобы маска держалась на голове, а сама резинка при этом слегка натягивается.
Ваша маска готова — можете ее примерить. Только делайте это осторожно и аккуратно, поскольку бумага после раскрашивания еще может быть очень хрупкой.
Остается только вспомнить повадки животных, маски которых вы надели. Так, кошечка — грациозная, ходит крадучись, изящно ставит лапки. Те ребята, которые сделали и надели на себя маски кошечек, покажите, какие движения лапками могут быть у этого зверя.
Собачка любопытна, она оглядывается по сторонам, принюхивается, сурово рассматривает незнакомых людей.
Поросенок веселый, он беззаботно покачивает головой и кажется, что он еще поет свою песенку «Нам не страшен серый волк!»
XI. Игровой момент
Раз вы так хорошо преобразились в артистов, надев свои полумаски, то пусть наши классные животные покажут, у кого какой голос и исполнят веселую песенку хором — каждый по-своему. Споем хорошо знакомую песенку «Во поле береза стояла». Только петь мы ее будем смешными голосами разных животных. Например, первую строчку споем голосом кошечки.
— Какое слово может петь кошечка? Правильно, «мяу». Вот на это слово и надо спеть 1-ю строчку песенки.
(Пробное исполнение строчки.)
Вторую строчку споем как собачки — «гав», третью — как поросенок — «хрю-хрю».
Чтобы каждый из вас знал, каким голосом он должен петь, поделимся на три ряда. Первый ряд - кошечки, второй - собачки, третий — поросята. Каждый поет по одной строчке. А последнюю строчку вам надо спеть все вместе, но каждый ряд поет ее своим голосом. Приготовились - начали!
(Шуточное исполнение песенки голосами животных.)
На сегодняшнем уроке вы изготовили поделку, которую можете дома самостоятельно выполнить для вашего домашнего праздника. Пусть каждый член вашей семьи нарядится в костюм, наденет смешную маску и споет песенку, расскажет стихотворение или станцует. Вот какой веселый театр у вас дома получится!
XII. Рефлексия
— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какую поделку вы сегодня научились ВЫПОЛНЯТЬ?
С какими новыми материалами вы работали?
Какова роль братьев-Мастеров при создании театральных масок? А теперь сочиним синквейн на тему «Маска». (11сдагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Приведите в порядок свои рабочие места. На следующем уроке продолжите изготовление маски, только на этот раз она будет предназначена для карнавала. Принести лист бумаги, лоскут ткани, принадлежности для шитья, сантиметровую ленту, декоративные элементы для украшения (бисер, стеклярус, обрезки золоти и серебряной тесьмы, кусочки сеточки, перышки, блестящие пуговицы), кусочек резинки длиной около 15 см.
Урок 2 3. Театральные маски {завершение темы)
Цели: дать понятие о карнавале; рассказать о принципах проведения карнавального праздника; научить изготовлению карнавальной маски; познакомить с понятием «карнавал».
Вид деятельности: работа с тканью и вспомогательными материалами.
Планируемые результаты: школьники расширят знания о театральной маске; познакомятся с информацией о карнавале; научатся изготавливать карнавальную маску из разных материалов и оформлять ее.
Оборудование: образцы карнавальных масок разных видов, кусочки тканей, вспомогательные декоративные материалы, принадлежности для шитья.
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Вводное слово
Что нового вы узнали на прошлом уроке? Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на прошлом уроке.
— Показывали ли вы свои маски дома?
— Понравились ли они вашим родным?
Сегодня вы вновь узнаете много нового о театральных масках и о том, где они часто используются. Вы займетесь созданием нового вида маски — карнавальной.