IV. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 20).

Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера.

– Что такое заклички? Прочитайте. («Раньше с помощью закличек природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку» (с. 20).)

– Когда надо было уговаривать, упрашивать природу? (Если долго лили дожди – звали солнышко, если была засуха – звали дождик.)

– Прочитайте заклички самостоятельно (с. 20–21).

а) Работа по вопросам и заданиям учебника (с. 21).

Познавательные УУД:логические–установление причинно-следственных связеймежду наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка.

(К первому случаю относятся заклички № 4, 6; ко второму – № 2, 3, 5; к первому – № 1; между собой похожи – № 2 и 3.)

б) Выразительное чтение закличек.

– Подготовьтесь к выразительному чтению понравившейся заклички. С какой интонацией надо читать заклички? (Ласково.)

IV. Изучение нового материала. - student2.ru Физкультминутка

Встанем, дети,

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять.

Приподнялись,

Чуть присели

И соседа не задели,

А теперь придется встать,

Тихо сесть,

Начать играть.

2. Спектакль*.

– А сейчас вас ждет сюрприз. Ребята приготовили для вас маленький спектакль, в котором вы все должны принимать активное участие.

Ведущий (учитель).

Был февральский денек,

Стоял у домика пенек.

Бабушка Дарья в доме жила,

Красавицу Весну в гости ждала.

Однажды вышла она на крыльцо,

Стало печальным ее лицо,

Грустная села она на пенек

В этот последний февральский денек.

1-й ученик. Бабушка Дарья, о чем ты грустишь?

2-й ученик. Бабушка Дарья, ну, что ты молчишь?

Бабушка. Жду не дождусь я в гости Весну.

А гостьи все нету, пойду-ка вздремну.

3-й ученик. Бабушка Дарья, лучше не спи,

К солнцу тропинку ты укажи.

Ведущий. Бабушка Дарья дала ребятам клубочек, который укажет им путь к солнышку, чтобы оно помогло привести Весну. А вот и первая встреча. Угадайте, с кем?

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Жук.)

Жук. Не знаю сказать как,

Но я в тревоге:

Весна не идет никак,

Медведь спит в берлоге.

Ведущий. Ребята, клубок привел ребят в заповедный лес. Ой, а это кто?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

* * *

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Ведущий. Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись праздники Рождество и Масленица, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую.

РАЗГОВОР ЗИМЫ И ВЕСНЫ

Ведущий. Весна с Зимушкой повстречалася,

О здоровьице все справлялася:

Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима. Бью челом тебе, Весна теплая!

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя привечают все,

Меня, Зимушку, проклинают все?

Весна. Потому что ты – больно лютая,

И холодная, и голодная!

Я же – теплая и приветливая!

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Зима. Я пушиста и бела,

Ребятишкам я мила,

Позволяю им кататься

И на горке, и на льду.

Я отсюда не уйду!

Ведущий. Нет, ребята, так ничего не получится. Как надо просить? (Ласково, уговаривать.)

Чтение учащимися стихотворения.

ЗИМА

Величава Зима –

Называть ее хочется

Не по имени просто,

А по имени-отчеству.

Ой, зима, ты Морозовна!

Ой, Зима, ты Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер в ветках березовых

Сыплет хлопья на головы...

Ой, Зима, ты Морозовна!

Ой, Зима, ты Метельевна!

К. Ибряев

Ведущий. Почему такое обращение к зиме у поэта?

Учащиеся. Русский народ любит зиму. Можно на санках покататься, в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание вьюги можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть.

Ведущий. Какие песни-просьбы придумывал народ? (Заклички.) Придумайте заклички, чтобы зима отступила.

Работа в группах (коммуникативные УУД).

– Используйте подсказки: Зимушка-зима, отступи. Прочитайте, что у вас получилось.

Ведущий (читает народный вариант заклички).

Уходи от нас,

Зима холодная!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги

Отморозила.

Зима отступила, а весна все не идет.

1-й ученик. Весну, друзья, будить не надо,

Стихи, друзья, читать нам надо.

Власть кончится у колдуна,

Тогда проснется вновь Весна.

Ведущий. Какие стихи о весне вы знаете?

Учащийся читает стихотворение.

ВЕСНА

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков

Ведущий. Не идет весна. Надо сочинить закличку, попросить весну вернуться.

Работа в группах.

– Используйте подсказки: Весна-красна, Весна-весняночка, приходи – наступи.

Ведущий. Дай, весна,

Добры годы.

Годы добрые,

Хлебородные.

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

* * *

Идет матушка весна, отворяйте ворота.

Первым март пришел, всех гостей привел,

А за ним и апрель отворил окно и дверь,

А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй!

Птицы поют, солнышко пригревает, ручьи журчат.

Ходит матушка Весна

По полям, лесам одна.

1-й ученик. Грачи летят, на всю Русь кричат:

Гу-гу-гу-гу, мы несем весну!

2-й ученик. Журавли летят, на всю Русь кричат:

Ру-ру-ру-ру, не догнать нас никому!

3-й ученик. Воробьи чирикают,

Они весну кликают:

Ой, ладушки-лады,

Они весну кликают.

Ведущий. Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле... (весна).

– Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины и молодая травка, распускаются листья, расцветают цветы.)

– А только ли видно весну? (Ее еще слышно: журчат ручьи, капель, щебечут птицы, жужжат насекомые.)

– Давайте послушаем голоса весеннего леса.

Прослушивание записи.

Весна. Здравствуй, милая сестрица,

Уходить тебе пора.

Наступает мой черед,

Не была я целый год!

IV. Изучение нового материала. - student2.ru Физкультминутка

Для всех ребят у меня есть игра.

Выходи поиграть, веселей, детвора!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши),

Чтобы все метели разом улетели (взмахи руками)!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды (приседания),

Зимние морозы, неудачи, слезы, –

Пусть они сгорают, к солнцу улетают (прыжки на месте).

3. Обобщение.

Прилетела весна,

Принесла разноцветной одежки она,

Чтоб распрекрасной стала земля.

– Волшебный клубочек зовет нас в обратный путь.

а) Работа по тетради (с. 13, № 2, 3, 4, 5).

Ответы: № 2 – дождик, дождик; № 3 – весна, весна; № 4 – снег; № 5 – это закличка, летом.

б) Чтение авторской заклички.

– Самый главный подсолнух очень доволен вашей работой, и в награду вам – его любимое стихотворение. Как вы думаете, о чем оно? (О солнышке.)

Учащийся читает стихотворение.

Солнышко, солнышко,

Не скрывайся в тучу.

Не скрывайся в тучу –

Дождик нам наскучил.

Покажись нам, солнышко.

Посвети немножко,

Посвети немножко,

Просуши дорожки!

Обогрей нас, солнышко,

Яркими лучами,

Обогрей лучами,

Сделай силачами.

Г. Ладонщиков

V. Итог урока.

– Какое у вас настроение после урока? Какое впечатление он на вас произвел?

– Понравилось вам быть артистами?

Урок 10
ТРУДНОСТИ СКОРОГОВОРОК

Страницы: (учебник) с. 22–23; (хрестоматия) с. 15–16; (тетрадь)
с. 15–16, № 1–5.

Цель деятельности педагога:создать условия для ознакомления со спецификой жанра скороговорки, совершенствования навыков чтения.

Планируемые результаты: личностные УУД:познают основы для развития творческого воображения; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу; познавательные – ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания; коммуникативные – следят за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; предметные УУД: научатся различать малые жанры фольклора, понимать причины трудности при произнесении скороговорок; понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.

Образовательные ресурсы: карточки индивидуальных заданий, карточки для игры в «Телефон», хрестоматия.

Сценарий урока

Наши рекомендации