Раздел 2. Методика преподавания информатики

Вопросы к государственному экзамену

По информатике и методике преподавания информатики

Специальность – Физика с дополнительной специальностью информатика

Раздел 1. Информатика

1.Информатика как наука и вид практической деятельности. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук. Сущность информатизации современного общества.

2.Арифметические основы компьютера. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

3.Понятие информации. Информационные процессы. Виды и свойства информации. Способы кодирования и измерения информации.

4.Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Основы структурного подхода в алгоритмизации. Приемы структурирования алгоритмов.

5.Структурные языки программирования высокого уровня. Структура и синтаксис программ на языке Pascal. Арифметические операции и математические функции. Основные управляющие конструкции. Стандартные типы данных.

6.Прикладное программное обеспечение. Классификация прикладного программного обеспечения.

7.Программные средства реализации информационных процессов. Офисные программные средства.

8.Концепции объектно-ориентированного программирования и их реализация в Delphi.

9.Массив как составные данные статической структуры. Обработка массивов. Файлы. Работа с файлами.

10.Логическое программирование. Представление знаний о предметной области в виде фактов и правил базы знаний. Рекурсия в программах на языке Пролог.

11.Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. Модели представления знаний. Экспертные системы: структура, назначение, особенности.

12.Основные понятия теории графов. Степень вершины графа. Ориентированные графы, связные графы и компоненты связности. Эллеровы и Гамильтоновы графы. Деревья. Раскраска графов.

13.Машина Тьюринга. Правильно вычислимые по Тьюрингу функции. Сочетания машин Тьюринга. Тезис Тьюринга.

14.Понятие модели. Классификация моделей. Виды моделирования. Основные этапы математического моделирования. Понятие вычислительного эксперимента. Этапы вычислительного эксперимента.

15.Компьютерное моделирование. Решение научных задач с использованием компьютерных моделей.

16.История развития вычислительной техники, поколения ЭВМ. Классификация ЭВМ. Классическая архитектура ЭВМ.

17.Общие принципы построения современных ЭВМ. Процессоры, их развитие и сравнительная характеристика. Шины. Последовательная и параллельная передача данных.

18.Внутренние и внешние устройства ЭВМ. Хранение информации на современных носителях. Тестирование оборудования. Неполадки и способы их устранения.

19.Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики.

20.Численные методы решения нелинейных уравнений: способы отделения корней, методы половинного деления, хорд, касательных.

21.Метод итераций решения нелинейных уравнений. Оценка погрешности метода итерации.

22.Численное интегрирование. Погрешность формул.

23.Назначение и классификация компьютерных сетей. Локальные вычислительные сети: особенности организации, типовые топологии. Аппаратная реализация передачи данных.

24.Особенности организации глобальной сети интернет. Службы интернет. Технология разработки Web-документов.

25.Системное программное обеспечение. Операционная система как средство распределения и управления ресурсами. Файловые системы. Компьютерные вирусы и приемы борьбы с ними. Алгоритмы и методы сжатия данных. Архиваторы.

26.Прикладное программное обеспечение общего назначения. Системы обработки текстовой информации. Назначение и функциональное наполнение табличного процессора. Понятие базы данных, системы управления базами данных. Современные технологии, используемые в работе с данными.

27.Мультимедиа технологии. Программное обеспечение мультимедийных технологий.

28.Принципы формирования компьютерных изображений, их виды. Цветовые модели. Программы обработки графических изображений. Форматы графических файлов.

29.Информационные системы (ИС): понятие, структура, классификации, этапы развития. Процессы в ИС.

30.Информационные модели данных: иерархические, сетевые, реляционные. Взаимосвязи в информационной реляционной модели. Последовательность создания информационной модели. Язык запросов SQL.

Раздел 2. Методика преподавания информатики

1.Ретроспективный анализ этапов внедрения ЭВМ, программирования и элементов кибернетики в среднюю школу СССР и России (середина 50-х – середина 80-х годов ХХ века). Анализ исторических предпосылок формирования целей и задач введения в школу самостоятельного учебного предмета ОИВТ.

2.Предмет методики преподавания информатики: информатика как наука и как учебный предмет в средней школе; методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя информатики.

3.Цели и задачи обучения информатике в средней школе: общие и конкретные цели обучения информатике в школе; компьютерная грамотность школьников как исходная цель введения курса ОИВТ в учебный план школы; информационная культура учащихся.

4.Средства обучения информатике

5.Содержание школьного образования в области информатики. Общедидактические принципы формирования содержания курса информатики. Структура и содержание первых отечественных программ предмета ОИВТ.

6.Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики; система программных средств в поддержку школьного курса информатики.

7.Школьный кабинет ИВТ (функциональное назначение и оборудование). Организация работы в КИВТ, его обслуживание. Санитарные нормы и правила.

8.Методическая система и организация обучения информатике в школе: урок как основная форма обучения информатике. Подготовка к уроку информатики. Дидактические особенности учебных занятий по информатике.

9.Понятие педагогического программного средства (ППС). Типы ППС. Требования к разработке педагогических программных средств.

10.Цели и основные формы дополнительного изучения основ информатики и ее приложений в средней школе. Организационные формы и содержание внеклассной работы по информатике.

11.Содержание базового курса и методика изучения основных понятий

12.Методика изучения основных информационных процессов. Формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы.

13.Методика изучения аппаратных средств ВТ

14.Методика изучения программных средств ВТ

15.Методика обучения ИКТ.

16.Формирование общего подхода к решению задач в школьном курсе информатики. Методика изучения этапов решения задач на ЭВМ.

17.Методика обучения информационному моделированию.

18.Методика обучения алгоритмизации.

19.Методика обучения языкам программирования.

20.Методика изучения команд ветвления и выбора, их сопоставление и реализация на языке программирования.

21.Методика изучения команд повторения, цикл «пока», цикл «для», их сопоставление и реализация на языке программирования.

22.Последовательности и методика построения уроков по теме «Табличные способы организации данных. Алгоритмы работы с табличными величинами». Ввод массивов на языке программирования (Паскаль).

23.Методические рекомендации по изучению темы «Вспомогательные алгоритмы. Последовательное построение алгоритмов». Процедуры и функции на языке Паскаль.

24.Методика работы с символьными переменными и операциями над ними.

25.Методические рекомендации по теме «Первое знакомство с компьютером».

26.Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Текстовый редактор».

27.Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Электронные таблицы».

28.Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Базы данных».

29.Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Графический редактор».

30.Компьютерные сети в образовании. Методические рекомендации по изучению темы «Сетевые информационные технологии».

3 вопросзадачи на массивы и строковые величины

Литература для подготовки к экзамену:

1. Алексеев А.П. Информатика 2007 : Изд-во «СОЛОН-Р»: Москва, 2007. - 608с.

2. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В.Симоновича. – СПб.: Питер, 2006. -640с.

3. Информатика: Учебник /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. - М.:Финансы и статистика, 2006. - 767с.

4. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256с.

5. Информатика: Учебное пособие для студентов пед. вузов / А.В.Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., стер. - М.:Изд. центр «Академия», 2007.

6. Практикум по информатике./ А.В.Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., перераб. - М.:Изд. центр «Академия», 2007

7. Соболь Б.В. и др. Информатика: Учебник (Высшее образование).- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

8. Фигурнов В.Э. Windowsдля начинающих.- М.: ИНФРА–М, 2006.

9. Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика»: учебное пособие. – 3-е изд., перераб., доп. – М.:ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2008. (Высшее образование).

10. Соломенчук В.Г. Аппаратные средства персональных компьютеров. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

11. Немчинова Т.В., Токтохоева Т.А. Учебное пособие. Информатика. Улан-Удэ, издательство БГУ, 2009.

12. Тонхоноева А.А., Бадмаева Э.С. Начала программирования. Учебное пособие. Улан-Удэ, издательство БГУ, 2009.

13. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб.пособие для студентов пед.вузов /М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

14. Н.В. Софронова Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие – М.: высш.шк., 2004.

15. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: учеб.пособие. – Минск: Высшэйш.шк., 1998.

16. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. – М.:ЛБЗ, 2000

17. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001.

18. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001.

19. Стандарт школьного образования по информатике

20. Школьные учебники по курсу «Информатика и ИКТ»:

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 8 класс, Дрофа
2. Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 9 класс, Дрофа
3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и ИТ, 8 класс, Просвещение
4. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и ИТ, 9 класс, Просвещение
5. Макарова Н.В., Волкова И.В.,Николайчук Г.С. и др. Под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9 класс, Питер
6. Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков С.В., и др. Информатика и ИКТ, 8 класс, «БИНОМ. ЛБЗ»
7. Семакин ИГ., 3алоroва Л.А., Русаков с.В. и др. Информатика и ИКТ, 9 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»
8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»
9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 9 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И.и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни), 10 класс
2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни), 11 класс, Просвещение
4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф. mод ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, Питер Пресс
5. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. /Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 11 класс, Питер Пресс
6. Семакин И.Г., Хеннер Е.К Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10-11 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»
7. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»
8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 11 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»
9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень), 10 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»
10. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень), 11 класс, «БИНОМ. Лаборатория знаний»
11. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень), 10-11 класс, Дрофа

21. Журнал «Информатика и образование»

Наши рекомендации