Рубеж 19-20 в россии. ( Вахтеров, Вентцель, Ласграфт, Катеров)

Педагогические течения начала 20 века были обусловлены особенностями эпохи: технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов.

Появляется антропологическое течение в педагогике. Обоснование антропологии как науки о душе, теле, назначении человека. Философия рассматривается как научная основа педагогики. Представители антропологического течения – К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Петр Францович Лесгафт, Петр Федорович Каптерев, М. Монтессори). В науку вводяться такие понятия как "сензитивные периоды в индивидуальном развитии", "воспитывающая и обучающая среда", "прогрессирующее воспитание". Предусматривается ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Этот период характерен еще и тем, что в педагогике появляется естественно научное течение (В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев, Август Вильгельм Лай, Эрнст Мейман, Эдвард Торндайк), обосновывается идея развития, как основополагающая в педагогике.

Ориентация на биологию, психофизиологию, медицины как главную теоретическую базу педагогики. Обосновывается значимость педалогии.

Социологическое течение в педагогике (Эмиль Дюркгейм (Франция), Пауль Наторп (Германия), П.А. Кропоткин, Н.А. Рубакин). Дано обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности. Образование ставит целью и идеалом воспитать интеллигентного человека. Образование рассматривается как "воспитание обществом" и образование как средство воспитания общества. Обосновывается значимость коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания.

Выделял большое внимание данным смежных наук изучающих ребёнка. Особое значение уделял проблеме развития ребенка, которое является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики" изложил своё понимание идеи развития, сформулировал подходы к основанной на ней пед. концепции, которая получила название "Эволюционная педагогика" представил обучение и воспитание как единый процесс.Много внимания уделял изучению возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Пропагандировал идею всеобщего начального образования, был широко известен как методист начальной школы, особенно по русскому языку.Он опирался на особенности познавательной деятельности учащихся различного возраста, говорил о необходимости использовать методы, которые опираются на все виды памяти.В книге "Предметный метод обучения": для лучшего понимания учебного материала необходимо задействовать все органы чувств.

Он предлагал отказаться от термина "наглядное обучение" и заменить его на "предметное обучение", которой предлагает использование в учебном процессе всех чувств детей.Много внимания уделял соотношению общего и профессионального образования, считали необходимым введение в школу уроков труда.

Школа призвана не только всесторонне развивать учащихся, но и готовить их к выбору будущей специальности, выявлять способности, склонности, интересы и возможности школьников.

П.Ф. Каптерев (1849-1922) – истрик об-я и воспитания. Его взгляды сформировались на основе Ушинского, Пирогова. По его мнению педагогика – это прикладная область человеческого знания, которая должна опираться на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Каптерев считал что школа должны быть отделена от государства, церкви и политической борьбы. Учёный отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание (восп-ем должны заниматься родители).

В.П.Вахтеров (1853-1924). Он создал эволюционную педагогику. Пед-ка по мнению В. процесс. в ходе которого необходимо выявлять у ребёнка врождённые эволюционные начала: естественное стремление к развитию ребёнка. Необходимо сформировать у ребёнка это чувство долга, тогда он будет высоконравственным человеком. Он также говорил: не желай человеку того, чего не желаешь себе.

П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Создал систему элементарных физических упражнений, лечебных упражнений. Он был профессором медицины. Предовал огромные значения развитию ребёнка в семье, выделил 7 основных школьных типов, которые формируются в семье и показал, какими дети приходят в школу: лицемерный тип, чистолюбивый тип, добродушный, мягко-забитый, угнетённый, нормальный

Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева

Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию семейного воспитания.

Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения.

Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важнейшая задача первоначального воспитания.

Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»: цветные мячи, шар, цилиндр, различные треугольники и папочки.

Сумел правильно оценить пед. и общественное значение детских садов и ратовал за их распространение.

В развитии ребенка большое место отводил играм, особенно совместным.

Товарищество — важнейшее условие детских игр.

Детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей.

Необходима «живая» связь семьи с общественными организациями.

Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)Представитель свободного воспитания. Самый известный последователь Толстого. Самое главное в воспитании - воспитание нравственной личности, развить у каждого ребенка самостоятельное системное мышление."Дом свободного ребёнка" в Москве просуществовал три года. Обучали детей, чьи родители могли платить. Развивали творческие способности, в основе лежала свобода. Ребёнок должен стать в центре воспитания и образования. В этом учереждении не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Обучались дети от трех до 13 лет, которые объединялись в зависимости от возраста и интересов в свободные группы. Постоянных учителей нет, их заменяют родители. Дети и родители составляют своеобразное объединение - "Дом свободного ребенка", куда дети приходят поиграть, побеседовать со взрослыми, и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематическое учение отсутствует. Центром занятий являются мастерские с разнообразными видами ручного детского труда.Таким образом Вентцель отрицает всякую школьную организацию. Сформулировал ряд принципов, один из которых - принцип самоценности детства, который исходил из огромной роли детства в жизни человека. Весь учебно-воспитательный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал: с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.Самой важной и трудной областью воспитания считал нравственное, цель которого пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить цели, но и достигать их.Особое внимание уделял производительному, творческому труду, как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка.

24. сов. Педагогика. Крупская, блонский, луначарский +зарубежье (гессен, зеньковский.

Просвещение 1917-1920

После Октябрьской революции 1917 г. и до середины 1980-х гг. в нашей стране формировался и развивался феномен советской педагогики. В сфере образования, в подходах к его осмыслению допускалось лишь следование «генеральной линии» коммунистической партии. Никакое инакомыслие не допускалось и жестко преследовалось. Во второй половине 1980-х гг. наметился отход от привычных педагогических стереотипов.

Советская школа

Переломным моментом в развитии отечественной теории и практики образования стала Октябрьская революция 1917 г. Учительство раскололось на два лагеря: одни поддерживали большевиков, другие не приняли революцию. Руководство Всероссийского учительского союза (ВУС) призвало учителей бойкотировать советскую школу. Советское правительство объявило забастовку учителей незаконной и распустило ВУС. Развитие теории и практики образования в Советской России, а позднее в Советском Союзе определялось особенностями коммунистической идеологии и тоталитарного общества.

Было введено деление школы на первую (5 лет обучения, для детей от 8 до 13 лет) и вторую (4 года обучения, для детей 14–17 лет) ступени. Школьному обучению должен предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет.

Главное направление новой школы – развитие здорового ребенка, поэтому были введены массовая ритмическая гимнастика, спортивные занятия, игры.

Павел Петрович Блонский (1884-1941) оказал заметное воздействие на становление русской педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография "Трудовая школа"(1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 1920-х.гг.П.П. Блонский – автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. В предреволюционные годы были изданы труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. Блонский не ограничивался созданием теоретических работ, а активно участвовал и в разработке новых школьных программ. Он организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-хгг., теоретические интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления ЦК РКП(б) "О педологических извращениях…"(1936) началась политическая травля Блонского, и его имя надолго было предано забвению. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют). Работы П.П. Блонского: "Педагогика", "Основы педагогики", первый учебник "Педология".

Педагогическая теория Н.К. Крупской. Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». В 1899 году Н. К. Крупская написала свою первую книгу - «Женщина-работница», в которой с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России. В то же время Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России. Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Н.К. раскрыла сословную сущность школы царской России, буржуазно-помещичью направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции. Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того, что успешно осуществлять воспитание мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно чтобы каждый препод. В своей деят-ти руководился материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Н.К. писала: нужно из науки всё что в ней важного и существенного и применить жизненно. Она справедливо требовала чтобы дети с ранних лет прониклись к физическому труду. Стране нужны умелые руки в быту и на всякой работе. А.В. Луначарский (1875-1933) выполняя волю Коммунистич. партии обратился к населению, учителям и учащимся. В своих словах он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное образование, общедоступность школы всех ступеней, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учёт местных особенностей, привлечение педагогов по строительству новых школ. В 1917г. все учебные заведения находившиеся в введение церкви перешли в ведение Наркомпроса

А. Луначарский. Анатолий Луначарский родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете. Главное внимание А. В. Луначарский сосредоточил на таких важнейших вопросах, как воспитание чувства коллективизма, организация школьного коллектива, воспитательное значение трудовой и общественной деятельности подростков, идейная направленность воспитательной работы, гармония интеллектуального и эмоционального развития личности, комплексный подход к решению задач и использованию средств воспитания, связь воспитания с практикой социалистического строительства. В детском коллективе должно вырабатываться чувство чести, чувство ответственности за свое поведение и стыда за неблаговидные поступки. "А стыд — это сила, которая вырабатывалась в человечестве веками, стыд этот является результатом социальных требований, и он умеет держать на вожжах дикий, неподатливый, как зверь, инстинкт". Социализм предоставляет каждой личности свободу выявления своих талантов и способностей, предоставляет каждому все необходимые условия для приложения своих сил в труде на благо всего общества. И главное, каждый постоянно чувствует поддержку всего коллектива, знает, что он не одинок в борьбе с трудностями, преодоление которых и составляет существо творческого труда, а находится в одном ряду с друзьями и соратниками по борьбе за общее дело. Это чувство вырабатывается благодаря воспитанию в коллективе.

Ио́сиф Влади́мирович Ге́ссен. Родился в Одессе, в купеческой еврейской семье, занимавшейся хлеботорговлей. вклад С. И. Гессена в становление системных идей педагогике за-ключался в том, что он:

– обосновал педагогическую методологию, базирующуюся на понятии системы

– перенес в педагогику представления о сис-теме как особом объекте изучения, которые пре-жде сложились в иной науке (философии).

– выделил принципы системного изучения и преобразования учебно-воспитательного процес-са.

– обосновал роль системных представлений как основу, одинаково пригодную для исследо-вания и перестройки в равной степени обучения воспитания. И. Гессен выступил своего рода предтечей педагогов, которые плодотворно работали над системной организацией обучения и воспитания во второй половине ХХ века.

Василий Васильевич Зеньковский. Зеньковский как православный педагог и психолог обращал серьезное внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребенка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных. Разное их соотношение на различных этапах развития дает характерную картину поведения и психологического строя личности ребенка, что необходимо учитывать при работе с ним. В социально-биологическом плане всю жизнь человека В.Зеньковский разделял на три периода: детство, зрелость и старость. Детство охватывает период подготовки к самостоятельной жизни путём усвоения среднего уровня знаний, зрелость характеризуется способностью к самостоятельной жизни и творчеству, а старость отмечена постоянной утерей творческих сил и понижением способности к самостоятельной жизни. В деле духовно-нрвственного воспитания детей В.В.Зеньковский уделял особое внимание преподаванию Закона Божия. В религиозном воспитании ребенка семья занимает исключительное место, она является для него главным проводиком религиозных чувств. “Семья есть истинная малая Церковь, хранящая в себе огромное богатство религиозных сил. Благоухание религиозно живущей семьи наполняет детские души тем питательным материалом, который помогает детской душе духовно зреть” /6. С.121–122/. Поэтому религиозное воспитание в семье имеет главную силу и главное средство – саму семью как живую религиозную реальность, излучающую свет и тепло. Важным фактором нравственного становления личности в детстве В.В.Зеньковский считал педагогическую среду, а организующее начало такой среды – авторитет воспитателя. Он предостерегал от опасности вырождения авторитета в произвол, в тиранию, отстаивал дух любви и свободы в организации школьного дела. Хороший учитель – это, прежде всего, мукдрый наставник, духовно развитый, проницательный и гуманный, стремящийся к гармонизации отношений со своими учениками. Главное воспитательное средство в его руках – идущая из сердца любовь к детям. Проявлением которой В.В.Зеньковский считает заботу об их нравственном развитии

Макаренко и Шацкий.

Станислав Тиофилович Шацкий (1878-1934)Представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. Среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса:

• требования среды законны,

• необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения,

• учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни,

• школа может и должна участвовать в преобразовании среды.

Шацкий начал свою активную пед. деятельность в 1905 году, когда организовал общество "Стелемент". Цель этого общества: распространение культурных образцов, поиск новых путей, социальное воспитание детей. После закрытия организовал новое общество "Детский труд и отдых", продолжением которого стала деятельность колонии "Бодрая жизнь".

Этапы деятельности:

1. подход к ребенку как к высшей ценности,

2. стремление рассмотреть пед. процесс как "Детское царство", где свободно развивается природа ребенка, а педагог выступает в роли равного друга, товарища.

Как и Вентцель, создавая выездные детские организации, пытался хотя бы временно изолировать детей от среды. Указывал, что влияние среды на ребенка проявляется во всех его работах: в словах, в почерке, выражениях и т.п.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Макаренко встретил с восторгом, как он сам писал об этом позже. В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан. В течение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени А. М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского.

Пед. деятельность и взгляды Макаренко А.С.

В конце 20-х годов Макаренко участвовал в организации детской трудовой комунны в поселке под Харьковом. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. В коммуне было организовано промышленное производство – здесь впервые начали производить фотоаппараты и электросверла. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в пед. смысле, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Макаренко настаивал на том, что пед. теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он был сторонником систематического преподавания учебных предметов, придавал огромное значение воспитанию в труде.

Воспитание в коллективе и в труде. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

«Лекции о воспитании детей»

А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители должны проявлять к детям требовательную любовь, иметь в глазах детей заслуженный авторитет. А. С. Макаренко подчеркивал, что авторитет родителей — важнейшее условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

Наши рекомендации