И средства работы по их формированию

Формирование и развитие навыков правильного литературного произношения и ударения должно начинаться уже с первого класса.

Задачи обучения орфоэпии, по мнению М. И. Гетманского, состоят в следующем:

1. Формирование и развитие речевого слуха детей, то есть способности фиксировать внимание на фонематических особенностях звучащей речи, а также анализировать ее с точки зрения соблюдения норм русского литературного языка.

2. Систематическая и целенаправленная работа по формированию орфоэпических
умений и навыков на основе соответствующих знаний.

3. Развитие языкового вкуса и чутья, формирование навыков речевого контроля.

4. Налаживание единого речевого режима в школе.

5. Языковое самообразование, речевое самосовершенствование учителя.

При обучении орфоэпии в целом, так и нормам правильного литературного ударения в частности, необходимо и целесообразно руководствоваться следующими соображениями.

1. Обучение должно проводиться рассредоточено.

2. Выбор норм по классам необходимо осуществлять с учетом доступности.

3. Проводить теоретическим и практическим путем с применением наглядности.

4. Использовать поклассные словари - минимумы.

Для решения этих задач должна быть система.

Принципы работы по формированию акцентологических навыков:

1. Связь работы по формированию навыков правильного ударения с развитием
мышления.

2. Взаимосвязь между устной и письменной речью.

3. Связь работы по акцентологии с уроками чтения и литературы, с уроками по
другим предметам.

«Развитие речи, - пишет известный психолог Д. Н. Богоявленский, - это сложный творческий процесс, протекающий в единстве с развитием мышления ребенка и с усложнением его речевой деятельности».

работа по акцентологии может вестись двумя путями: первый - подражание речи учителя или окружающих (путь имитации). Всем известно, что дети «впитывают» в себя поведение взрослых, с которыми общаются, копируют их манеры, речь. Естественно, что учиться гораздо легче на образцах устной речи, подражая ей. Полезно вспомнить совет Л. В. Успенского: «...едва дитя родилось..., говорите с ним». Следует еще добавить: правильно говорите с ним. Сущность подражания состоит в том, что усвоение происходит путем восприятия произношения на слух, то есть через показ учителя и последующего повторения за ним детьми. Н. Ф. Титова в книге

«Культура речи в начальном обучении» заметила: « Речь учителя как средство обучения и воспитания входит органическим звеном во всю систему обучения». Второй путь обучения акцентологии - усвоение норм правильного литературного ударения в результате обучения. Для усвоения норм немаловажное значение имеют наглядные пособия, технические средства обучения, занимательный материал, игры. Получены сводные таблицы «Говори правильно», «Запомни ударение в этих словах» и т. д.

Для того чтобы правильно строить работу по акцентологии, нужно знать наиболее характерные типы ошибок в ударении. Меньше всего ошибок в словах с фиксированным ударением, больше - с подвижным.

1. Ошибки, связанные с разной постановкой ударения в русском и белорусском языках («верба», «крапива», «гуся»)

2. Ошибки в произнесении кратких прилагательных, особенно женского рода
(«близка», «верна», «сильна», «весела»)

3. Неверное ударение в сравнительной степени прилагательных («красивее»,
«удобнее»)

4. Полных прилагательных («кухонный», «значимый»)

5. Глагольных форм («прибыть», «определим», «звонят», «дала»)

6. Ошибки в существительных («километр», «досуг»)

7. Не все различают омонимы по признаку ударения («орган - орган», «пропасть -
пропасть»)

8. Неправильное произношение терминов («алфавит», «дефис»)

Найти эффективные методы и приемы работы над русским словесным ударением - нелегкая задача для методики обучения русскому языку. В методических пособиях рекомендуется включать трудные в отношении ударения слова в упражнения, используемые на различных этапах урока, предлагать записывать эти слова в тетрадки-словарики, заучивать списки трудных слов и т. д.

Эффективную помощь в усвоении ударения оказывают упражнения, в которых трудные в отношении ударения слова рифмуются с другим ясным ударением. Рифма и ритм стихотворения подсказывают место ударения в слове и способствуют его запоминанию. Если нужно запомнить ударение в этих формах, то такой вид упражнений следует считать оптимальным. Например, переход ударения на частицу «не» при употреблении ее с некоторыми глаголами прошедшего времени мужского рода (не был, не жил, но не была, не жила) В тех случаях, когда учащимся следует запомнить ударение во всех формах изменяемого слова, такие упражнения не дают полной информации.

Например: А возле этой елки

Бродили злые волки.

Можно усвоить ударение в слове «волки», но не знать, как сказать: не видел волка или волка, волков или волков. Следовательно, работа должна носить системный характер.

Исходя из этого, можно выделить такие виды работы:

1. Запоминающийся образец слова, что достигается использованием стихотворных
отрывков.

2. Схема склонения или спряжения слова. Здесь может быть дано схематическое
изображение ударения во всех его формах. Например, вернемся к нашему примеру-
слову «волк».

  единственное число множественное число
  неконечный слог конечный неконечный слог конечный
И. п. +   +  
Р. п. +     +
Д. п. +     +
В. п. +     +
Т.п. +      
П. п. +     +

3. Другие слова этого же типа ударения. Здесь, наряду с трудными, могут быть представлены слова с ясным ударением - для сравнения и лучшего запоминания самого типа ударения (овощ, корень, стебель) Для запоминания учащимся могут быть предложены следующие задания:

1. Просклоняйте слова

2. Составьте словосочетания

3. Составьте предложения и т.д.

В общем виде можно выделить следующие упражнения по формированию акцентологических навыков:

1. Знакомство с произношением.

2. Умение применять в устной речи.

3. Слушание звукозаписи, передач по радио и телевидению, театра.

4. Чтение учителем и учащимися слов, предложений, текстов.

5. Работа над отдельными словами в связи с развитием речи: подбор однокоренных
слов, синонимов, антонимов.

6. Тренировочные упражнения: деформированный текст, диктант.

7. Творческие работы: составление предложений с данными словами, рассказа по
опорным словам, по картинкам, наблюдениям, на литературную тему.

8. Работа над материалом учебника.

9. Заучивание наизусть художественных текстов.

10. Упражнения занимательного характера.

Наши рекомендации