Придерживайся темы разговора
Две сороки
Две сороки повстречались
И тотчас же растрещались!
— Я на ярмарку летала,
Там обновку покупала —
Алые сапожки,
С камушком сережки.
- Расскажу я о своем:
В городе была я днем,
Там топила печку
И варила гречку,
Ча-ча-ча, ча-ча-ча!
Печка очень горяча!
Рестрещались две подруги,
Позабыли друг о друге.
Очень громко растрещались,
Очень скоро распрощались.
Вопросы: Можно ли сказать, что сороки внимательны друг к другу? Действительно ли они забыли друг про друга? Почему можно так сказать? С каким правилом не были знакомы сороки?
Пословицы о нарушении правила «Придерживайся темы
диалога»
• В огороде бузина, а в Киеве дядька.
• Я про Фому, а ты про Ерему.
Избегай грубости в разговоре
Пословицы
• Доброму слову — добрый совет.
• Ласковым словом и камень растопишь.
• Ласковым словом многого добьешься.
• Малое слово большую обиду творит.
• От вежливых слов язык не отсохнет.
• Добрые слова лучше мятного пирога.
• Где слова привета, там и улыбка для ответа.
• Кто ругается, у того лошадь спотыкается.
• Гневное слово пороги не держит.
• Ласковое слово и приветливый вид и свирепого зверя
усмиряют.
• Недоброе слово больше огня жжет.
• Худое слово доведет до дела злого.
• От худого слова да навек ссора.
• Не беда — ошибиться, беда — не исправиться.
• Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
• Доброе слово окрыляет.
• Хорошее слово всегда к месту.
• Доброму слову — добрый ответ.
• Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
• Кто ругается, грубит — с тем никто не говорит.
Игра «Закончи пословицу»
Цель. Закреплять у детей знания пословиц, отражающих представления о предпочтительности доброжелательного общения.
Ход игры
Ведущий произносит первую часть пословицы и бросает мяч кому-нибудь из игроков, стоящих кругом (полукругом). Поймав мяч, нужно быстро, без промедления сказать вторую часть пословицы. Если игрок не смог закончить пословицу, он выходит из игры. Побеждает оставшийся в круге (полукруге) игрок.
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
ИГРЫ
Дидактическая игра «Волшебное эхо»
Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.
Ход игры
Вигре участвуют 10—12 человек.
Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».
Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант.
Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:
—Лови мяч, пожалуйста.
—Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.
Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».
Дидактическая игра «Вежливые отгадки»
Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.
Ход игры
Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:
Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.
Настольная игра «Пряничная избушка»
Цель. Закрепить в речи детей различные варианты выражения просьбы.
Материал. Игровое поле, фишки и кубик.
Ход игры
Вигре участвуют от 2 до 4 участников. Игра построена по типу «гусек». Играющие по очереди бросают кубик и отсчитывают игровые ходы. Смысл игры заключается в том, что сестра с братом должны убежать от медведя. Первый ход делает играющий за детей. Далее ходы чередуются.
Когда «дети» добегают до красного кружка (до орехового кустика, лисы, уточек), они должны вежливо попросить спрятать их от догоняющего медведя. Дети должны назвать как можно больше вариантов просьбы. За каждый удачно названный вариант «медведь» делает один ход назад, за неудачный остается на месте; если же «дети» не называют ни одного варианта просьбы, то они должны вернуться назад, на указанный красной стрелкой кружок.
Детям в этой игре может помогать добрая волшебная сила (ветер, эхо, солнце, фея, лесовичок), подсказывающая нужную фразу, которую играющие дети повторяют. В роли волшебной силы выступают дети или воспитатель.
После того как дети усвоят игру и могут играть без участия воспитателя, назначаются арбитры. Их задача — оценивать ответы играющих объективно. Если мнения арбитров не совпадают, они обращаются к педагогу. Арбитры обязаны быть предельно вежливыми и корректными.
За что спасибо?
Цель. Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания».
Воспитатель. Вдетском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут:
- А спасибо кому? — спрашивает она.
- Светлане Юрьевне.
- А спасибо за что? — не унимается обезьянка.
- За то, что нас завтраком накормила.
Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять:
- А спасибо кому?
- Маше, - отвечает Вера.
- А спасибо за что?
- За то, что шарф помогла завязать.
Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали.
Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает.
Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей:
- Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть.
Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят:
- Спасибо, Светлана Юрьевна, за вкусный обед.
- Спасибо, Светлана Юрьевна, борщ был очень-очень вкусный.
- Спасибо, Светлана Юрьевна, за заботу о нас.
Обезьянка только моргает от удивления.
Вопросы:
1.О чем спрашивала детей обезьянка?
2.Почему ей потом было не о чем спросить детей?
3.Позже рассказ инсценируется.
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Оля, Поля и Ладушка
Цели. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута; показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.
Материал. 3 матрешки разной величины, кукла.
Показ.
У одной девочки жили три говорящие матрешки: Оля, Поля и Ладушка. Стоят они на полочке, хозяйку поджидают. Как девочку увидят, радуются.
Оля говорит:
—Здравствуй!
Поля говорит:
—Здравствуй, Танюшенька!
Ладушка, самая старшая, самая приветливая из сестер, говорит:
—Здравствуй Танюшенька, мы так рады видеть тебя.
—Поиграй с нами, пожалуйста, — просит маленькая Оля.
—Пожалуйста, Танюшенька, поиграй с нами, - просит Поля.
— Поиграй, Танюшенька, с нами. Пожалуйста. Нам было скучно без тебя, и мы тебя долго и терпеливо ждали.
Поиграет девочка с матрешками, они ее благодарят.
—Спасибо, - говорит Оля.
—Спасибо, Танюшенька, нам было так хорошо с тобой, так весело! - говорит Ладушка.
Девочка уходит, а матрешки прощаются с ней:
—До свидания, — говорит маленькая Оля.
—До свидания, Танюшенька, — говорит Поля.
— До свидания, Танюшенька, до завтра. Мы будем тебя ждать, будем скучать без тебя, — говорит старшая матрешка, очаровательная Ладушка.
Капитан
Цели. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута, показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей.
Материал. Плоскостные изображения кораблей и капитана.
Показ.
В одной гавани стояли маленький катер, большой пароход и огромный корабль. Они стояли и мечтали выйти в море.
Однажды на пирсе появился настоящий капитан, катер ему прокричал:
—Здравия желаю!
Пароход прогудел:
—Здравия желаю, товарищ капитан!
А огромный корабль проревел:
—Здравия желаю, товарищ капитан, мы очень рады видеть вас!
Капитан поприветствовал корабли, а катер ему прокричал:
—Выведи меня в море, пожалуйста.
И пароход прогудел:
—И меня, капитан, выведи в море, пожалуйста.
— Капитан! Сил нет стоять на месте, выведи и меня в море, пожалуйста! — проревел огромный корабль.
Капитан послал куда-то матроса, и вскоре на берегу появились еще два капитана.
Когда катер, пароходик и огромный корабль отплывали, на берегу стоял мальчик, будущий капитан, и желал им счастливого плавания.
—Счастливо оставаться, — отвечал ему катер.
—Счастливо оставаться, наш друг! — гудел в ответ пароход.
— Счастливо оставаться, дружок, жди и встречай нас! — ревел огромный корабль.
Тим и Том
Цель. Показать на конкретных примерах привлекательность использования тона и мимики при вежливом обращении. Материал. 2 медвежонка, мама-медведица, белый медведь.
Показ.
Жили-были два брата медвежонка: Тим и Том. Том был вечно чем-то недоволен, часто хмурился и разговаривал сердито. А Тим всегда улыбался и был приветлив со всеми. По утрам медвежат будила мама.
—Доброе утро, мамочка, я так по тебе соскучился, — говорил Тим, он сиял и светился от счастья, когда мама подходила поцеловать его.
—Доброе утро, — бурчал Том, — почему ты так долго не приходила.
—А я разную кашу для своих детей варила, — отвечала мама. —
Для ласковых да приветливых — с молоком и малиновым вареньем, а для хмурых и ворчунов - без сладкого.
Вот однажды пошли медвежата за мороженым к Белому Медведю.
— Здравствуйте, — пробурчал Том. — Одну порцию шоколадного пломбира, пожалуйста.
Белый Медведь посмотрел на медвежонка и сказал: «Доброе слово, да иначе бы молвить!». Тут подбежал Тим:
—Здравствуйте, дядюшка Белый Медведь, как вы поживаете? — И он так хорошо, так приветливо улыбнулся, что Белый Медведь заурчал от удовольствия. — Нам мама денег дала на шоколадное мороженое. Оно сегодня есть в продаже?
—Есть, как не быть! Но приветливым и вежливым медвежатам
я сегодня даю его за улыбку, а ворчунам и неулыбам — за деньги.
Однажды медвежата были в гостях. Их там медом кормили, книжку читали, фломастеры подарили.
—До свидания! Нам было хорошо и весело у вас. Большое спасибо! - благодарил хозяев приветливый Тим.
—До свидания, малыш. Приходи еще, мы будем рады тебе.
— И я приду, — проворчал, как всегда, Том.
Но хозяева почему-то промолчали...
Утешение
Цель. Показать значение и привлекательность ласковой интонации.
Материал. Игрушки (зайчик, ежик, белочка).
Показ.
Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.
—Чего, косой, ревешь?
—Да вот, лапу подвернул.
—Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой.
А зайка сидит плачет — не унимается.
Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.
—Здравствуй, Заинька! Что с тобой?
—Да вот, лапу подвернул, больно мне.
Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:
— Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка.
Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало
так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.
Вопросы:
1.Почему плакал Зайка?
2.Что и как сказал ему Еж?
3.Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?
Приложение 1
БЛОК «ВОПРОС - ОТВЕТ» Карта распределения содержания работы по теме
Программное содержание | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Итого | Декабрь | Январь | Февраль | Итого | Март | Апрель | Май | Итого | За год | |||||||||||||||||||||||||||
Развивать умения: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Задавать вопросы, различные по содержанию: познавательные, социально-личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Пользоваться вопросительными словами и предложениями (кто, что, какой, где, когда, кому и т.д.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Задавать вопросы адресно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Не отвечать вопросом на вопрос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Проявлять тактичность, задавая вопросы и отвечая на них | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Не оставлять вопрос без внимания (ответа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Придерживаться темы разговора | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Говорить по очереди |
Приложение 2 Карта мониторинга усвоения диалогических умений детьми
Ф.И. детей | ||||||||||||||||||||
Содержание программы по развитию диалогической речи | ||||||||||||||||||||
Умения: | ||||||||||||||||||||
1. Задавать вопросы, различные по содержанию: познавательные, социально-личностные | ||||||||||||||||||||
2. Пользоваться вопросительными | ||||||||||||||||||||
3. Задавать вопросы адресно | ||||||||||||||||||||
4. Отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно | ||||||||||||||||||||
5. Не отвечать вопросом на вопрос | ||||||||||||||||||||
6. Проявлять тактичность, задавая вопросы и отвечая на них | ||||||||||||||||||||
7. Не оставлять вопрос без внимания | ||||||||||||||||||||
8. Придерживаться темы разговора | ||||||||||||||||||||
9. Говорить по очереди |
Приложение 3 Диагностическая карта развития диалогической речи у детей
№ п/п | Ф.И. детей | Умение задавать разнообразные вопросы | Умение отвечать на вопрос развернуто | Культура диалога | Средний балл | ||||
по содержанию | по форме | поддерживать тему | соблюдать очередность, не перебивать | 1 срез | II срез | III срез | |||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
10. | |||||||||
11. | |||||||||
12. | |||||||||
13. | |||||||||
14. | |||||||||
15. | |||||||||
16. | |||||||||
17. | |||||||||
18. | |||||||||
19. | |||||||||
20. |
Приложение 4 Методы обследования и критерии оценки
№ п/п | Аспекты изучения | Методы | Оборудование | Оценка овладения (в баллах) |
1. | Умение задавать вопросы 1. Использует разнообразные по содержанию формы вопросов. 2. Использует простые, двучастные, альтернативные, расчлененные вопросы | 1. Наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного общения. 2. Игры парами 3. Игры с телефоном | «Разрезные картинки» Иллюстрации к литературному произведению Игрушка-телефон | 5 баллов - в речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания; 4 балла - наличие вопросов делового и познавательного характера, изредка используются вопросы социально-личностного характера; 3 балла - вопросы однообразны (по поводу деятельности); 2 балла - крайне редко задает вопросы |
2. | Умение отвечать на вопросы | 5 баллов - использует все формы вопросов 4 балла - использует 2-3 формы вопросов 3 балла - преобладают простые вопросы, другие формы встречаются редко 2 балла - использует только простые формы вопросов | ||
3. | Культура диалога 1. Поддерживает тему разговора 2. Соблюдает очередность | 5 баллов - отвечает охотно, коммуникативно целесообразно, по теме 4 балла - изредка уходит от ответа на вопросы сверстников 3 балла - может оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью 2 балла - отвечает неохотно |
5 баллов - высокий уровень освоения умения, 4 - достаточный, 3 - средний, 2 - низкий.
Приложение 5
БЛОК «СООБЩЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ»