Индивидуально-личностное воспитательное взаимодействие педагога и воспитанника

Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного кол­лектива как системы коллективистически воспитывающих отноше­ний, наряду с позитивными результатами, привело в теории и на. практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противо­поставление понятий коллективизма и индивидуализма при одно­значном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и за­бвении, даже осуждении, воспитания индивидуальности средства­ми парно-индивидуального взаимодействия,

Ортодоксально-коллективное воспитание, хотя и имеет в виду формирование каждой личности, все же во многом проходит мимо тончайших сфер жизни и свойств индивидуальности ребенка. Об­щим, часто массовым, характером воздействия и взаимодействия оно усредняет личность не только с точки зрения общих нрав­ственных свойств, но и ограничивая возможности творчески-инди­видуальных проявлений. На общем фоне одних только коллектив­ных отношений блекнет и нивелируется интимный мир каждого отдельного ребенка, его натура не находит выхода к общению. самоутверждению, обогащению. Как ни парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребенка, противостоит действи­тельной коллективности, суть которой во взаимообогащающих вза­имодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально-парное воспита-

ние, игнорирующее общественное начало, подавляет коллективи­стические устремления ребят, ведет к замкнутости в узком и затхлом мирке личных интересов, к укреплению в сознании и привычках ребенка эгоистического индивидуализма.

В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно-индивидуальное взаимодействие детей и взрослых орга­нически и неразрывно переплетаются между собой. Они не только he противостоят друг другу, но взаимодополняют и взаимообогащают. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многограннее, эмоциональнее, духовно-нравственнее и одновремен­но мягче, эстетичнее, светлее и человечнее. Во взаимопереплете­нии, содействии и противодействии коллективного и парно-инди­видуального воспитания рождается качественно новая третья сила коллективно-парного, коллективистически-индивидуального фор­мирования общественной личности и одновременно творческой ин­дивидуальности. Подлинный мастер, педагог-воспитатель, органи­зуя жизнь детского коллектива по всем законам коллективо-образования, одновременно выходит и на обустройство личной жиз­ни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивиду­ально-личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя, класс­ного руководителя. Его задача, конечно, в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребенка возможностью педагогически целесо­образного, парного и многостороннего, удовлетворяющего его, ин­дивидуально-личностного, духовно-нравственного общения. Необхо­димо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащаю­щего и взаимоудовлетворяющего парного взаимодействия. Система парного общения, ставшая привычной, помогает завоевать доверие ребенка, проникнуть в святая святых его внутреннего мира, помочь ему в трудном и сложном деле самостановления.

К этой ответственной, тонкой и сложной работе воспитатель-классный руководитель с учетом особенностей, способностей и дарований своих ребят привлекает взрослых различного статуса, профессии, увлечений. Среди них не только собственно педагоги, но и любые другие граждане, способные понять свойства натуры, характер детей, откликнуться на душевный порыв, интерес, стрем­ление ребенка. Осуществление широкомасштабного воспитатель­ного взаимодействия детей и взрослых — один из важнейших путей сближения старшего и подрастающего поколения, достижения вза­имопонимания, содействия взаимному духовно-нравственному ста­новлению и очищению.

Цель индивидуально-личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на две одинаково важные: внешнюю, очевид­ную для взрослых и детей — деловую, лежащую в основе общения, и внутреннюю, скрытую, духовно-нравственную, педагогическую. Деловая, внешняя цель состоит в том, что наставник-воспитатель

делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умени­ями и навыками. Он учит работать на станке, машине, тракторе, комбайне, выращивать фрукты и овощи, ходить в походы, работать в лаборатории, на компьютере, рисовать, петь, играть на инст­рументе, печь хлеб, готовить еду, содержать дом, выбирать и читать книги, развлекаться, нести службу, общаться с людьми и служить их интересам, руководить группой помощи престарелым, играть в спортивные игры, овладевать актерским мастерством, ухаживать за животными.

Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставни­чества. Реальный критерий успешности такого парного взаимодей­ствия—овладение школьниками конкретными знаниями, умения­ми, навыками, отношения доверительности и товарищества с пе­дагогами в совместном труде.

Внутренняя, собственно педагогическая цель состоит в том, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии и эмпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, жела­ние и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, ин­тересов, давать оценку событиям общественной жизни, анализи­ровать ход-личной жизни, многообразные отношения с миром. В таком индивидуально-личностном взаимодействии воспитателю легко изыскать средства и способы утверждения в ребенке нравст­венной устойчивости, оказания духовной поддержки, формирова­ния оптимистической психологической установки. Товарищеская привязанность позволяет эффективно влиять на мотивы, пробуж­дать общественные и личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу, удержать от бурных эмоциональных порывов, необуз­данных страстей и необдуманных действий, стабилизировать пси­хику. Конечно, очень важен подбор психологически совместимых людей, объекта и субъекта парного воспитательного взаимодейст­вия с учетом их интересов и индивидуальных особенностей. Боль­шое значение имеет и то обстоятельство, что мальчишки испыты­вают нужду в твердой и надежной мужской руке, а девочки — в чутком и отзывчивом сердце. В разные периоды своей жизни и экстраординарных ситуациях мальчишки и девчонки чувствуют потребность одновременно и в мужской требовательности, и в сдержанной женской ласке.

Какие же сферы жизни ребенка, его духовного мира естествен­но включаются в орбиту парного, детей и взрослых, педагогиче­ского осмысления, что является содержанием субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия? Область проявления дет­ских потребностей, 'интересов, эмоциональных переживаний, раз­мышлений, перспективных устремлений широка и многообразна. Совместная целесообразная деятельность двух субъектов воспита­ния и жизни направлена прежде всего на утверждение и самоут­верждение статуса ребенка в мире общественных отношений, яв­лений, предметов, и вещей. Вместе с юным другом педагог осмыс­ливает и помогает ему обрести смысл существования, жизненную

перспективу, понимание того, зачем жить и к чему стремиться, как добиться нормального положения в коллективе, защищенно­сти, сознания своих человеческих прав и нравственно-правовой ответственности. Воспитатель содействует школьнику в достиже­нии успеха в учебе, повседневных делах, удовлетворении здоровых интересов, развитии контактности и избежании конформизма. В результате ребенок постепенно обретает чувство свободы, осоз­нание необходимости и желание отстаивать ее.

Парное общение и взаимодействие становятся сегодня едва ли не важнейшим каналом формирования отношения к событиям в обществе. Педагогу и любому гражданину как естественному вос­питателю необходимо разбираться во всех актуальных проблемах общественной жизни не только с коллективом, на уровне массового восприятия, но и с каждым ребенком в отдельности. Для эффек­тивного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы. Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суж­дения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеж­дениях.

Огромное место в духовной жизни и практическом взаимодей­ствии школьников занимают отношения к разным людям: окру­жающим сверстникам и взрослым, педагогам и техническим слу­жащим, родителям и представителям другого пола. Вопросов, под­лежащих обсуждению исключительно с доверенным старшим дру­гом, бесчисленное множество. Нередко ребенок переживает в душе целый сонм противоречий, мыслей и чувств: индифферентное от­ношение к родным и близким, симпатия, эмпатия, казалось бы, к чужому человеку, антипатия к учителю, эмоции стадности, зависти, презрения, ненависти и злобы, рождающиеся в толпе. Одновре­менно к иным людям испытывает чувства привязанности, това­рищества, приятельства, страдания, коллективности, дружбы, влюбленности и любви. В общении и взаимодействиях ребят с людьми все эти чувства и сопровождающие их мысли далеко не всегда объективны, адекватны реальному психологическому состо­янию отношений. Любовь бывает слепа, ненависть безоснователь­на, презрение — незаслуженным, а дружба и преданность — без глубоких оснований. И в этой стихии истинных и ложных чувств, мнений, переживаний старший товарищ, педагог, доверительный друг всегда поможет разобраться: выслушает, обсудит, посоветует, подскажет нужное решение, вселит уверенность, побудит к дейст­вию, поможет самоутверждению.

Интимное парное общение охватывает и область увлечений, интересов, проявления способностей, таланта в творческой дея­тельности. На почве индивидуально-личностного творческого са­мопроявления сближение между взрослыми и ребенком происхо­дит особенно быстро, становится продуктивным, рождает сотвор­чество, остается длительным, выдерживает проверку временем. Дети, особенно мальчики и девочки подростки, высоко ценят людей увлеченных, талантливых, удачливых, оптимистичных, способных

одарить и обогатить их. Они без раздумья вручают свою судьбу таким людям, верят им, смело идут за ними. Индивидуально-лич­ностные творческие отношения между детьми и взрослыми возни­кают на почве совместного увлечения каким-либо ремесленным искусством (выжиганием, резьбой по дереву, вышиванием, рисо­ванием, ваянием, ковкой металла, лепкой, гончарным делом, ху­дожественно-изобразительным промыслом, плетением из прутьев и т. п.). Реальную почву для сближения подготавливают также совместное коллекционирование, моделирование, туризм, благо­творительность, увлечение шахматами; художественной самодея­тельностью, общественной работой в самодеятельных обществен­ных организациях. Все начинается с общих интересов, обсуждения деловых вопросов, совместной творческой деятельности, устройства выставок и соревнований. А порождается переплетение симпатий, доверительность, посвящение в личные дела и проблемы.

Сближение воспитателя и воспитанника на почве реальных деловых увлечений открывает для взрослого детскую душу. Теперь ему позволено приподнять занавес, заглянуть и проникнуть в уди­вительно хрупкий, неустойчивый, полный туманных миражей, ил­люзий и фантазий, решительных намерений и закомплексованно­сти интимный мир ребенка. Сближение с ним требует величайшей осторожности, постоянной оглядки на детские реакции, сознания возможного изгнания или обретения величайшего доверия.

Парное воспитательное взаимодействие осуществляется в сис­теме форм и методов, обеспечивающих эффективную контактность и взаимовлияние. Как деловым, так и эмоциональным отношениям присущи свои, специфические формы воздействия. Деловое со­трудничество ребенка и взрослого осуществляется в форме учени­чества, индивидуального обучения какому-либо ремеслу, искусст­ву, навыкам управления машиной, станком, приборами, аппара­тами, производственными процессами. На селе добавляется еще и совместная работа на ферме, в поле, в саду, выпас стада или лошадей в ночном. Межличностное сближение осуществляется и в таких формах деятельности, как совместное участие в охоте, рыбалке, сборе грибов, ягод, лекарственных трав. Деловые и до­верительные контакты легко налаживаются в совместных, вдвоем или небольшой группой, походах по родному краю, памятным местам, связанным с боями времен войны, с жизнью и деятельно­стью выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей. Парное взаимодействие обогащается в систематических разнооб­разных, особенно спортивных играх, в оздоровительных мероприя­тиях. Духовно-идейное единение ребенка и взрослого укрепляется в процессе активного участия в общественных собраниях, выбор­ных кампаниях, митингах, манифестациях. Посещения кино, те­атра, выставок, спортивных зрелищ дают ребенку и взрослому богатую пищу для обсуждения и личных проблем. Особое много­образие и разнообразие форм индивидуального взаимодействия придумывается и используется родителями и детьми в семье. Здесь и совместные просмотры, прослушивания телепередач, ра-

диопрограмм, звуковоспроизводящей аппаратуры; семейные чте­ния вслух; целевые прогулки по городу, в лес, в поле; совместная работа по уборке дома или квартир, уход за домашними живот­ными, совместные творческие увлечения.

Рождающиеся в парном, индивидуально-личностном деловом сотрудничестве товарищеские, порой дружеские отношения детей и взрослых требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них — заинтересованное обсуждение общих и личных проблем, принятие взаимных обязательств, например, по самовос­питанию или индивидуальному совершенствованию в каком-либо мастерстве; дача советов; доверительная беседа, рассказ о себе, исповедь; дружеские споры, дискуссии, обмен критическими заме­чаниями; взаимные отчеты, взаимоподдержка; доверительный об­мен личными тайнами.

Все формы делового индивидуально-личностного взаимодейст­вия и духовного взаимообмена органично, неразрывно связаны между собой. Чем более глубоки по содержанию и разнообразны по формам дела и деловые отношения парного взаимодействия, тем крепче становятся духовные человеческие связи, богаче обще­ние, многообразнее формы и способы эмоционально-интеллекту­ального обмена.

Таким образом, парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое значение в становлении детской лично­сти и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально-личностное взаимо­действие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение метода воспитания, раскройте его общественную психологи­ческую природу, обоснуйте классификацию методов воспитания.

2. Охарактеризуйте методы организации и самоорганизации детского воспитатель­ного коллектива, повседневного общения, организации жизни, делового и друже­ского взаимодействия, воздействия, стимулирования, торможения, саморегуляции и условия их эффективного применения.

3. Раскройте сущность педагогического общения и значение индивидуально-лично­стного взаимодействия.

Литература для самостоятельной работы:

1. Бодалев А. А. Личность и общение.—М., 1983.

2. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей.—М., 1971.

3. Методика воспитательного процесса/Под ред. В. М. Коротова.—М., 1969.

4. Л и х а ч е в Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников.— М., 1979.;— Гл. XII.

5. Л и х а ч е в Б. Т. Воспитательные аспекты обучения.— М., 1982.— Гл. V.

6. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.— М., 1983.— Т. 4.

Лекция XI ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО

Наши рекомендации