Особенности тренинга в психотерапевтической и учебной практике

№ п/п Признак Тренинг
в психологической практике в учебном процессе
Организация тренинга Основан на добровольном участии каждого, включает право выхода из ситуации по желанию клиента Является обязательным учебным занятием, обучающийся не может его прервать преждевременно
Количество участников Группа состоит из 12–15 человек Количество учащихся класса 25–30 человек
Комплектование группы, состав участников Гомогенная группа (группа людей, имеющих общую или схожую психологическую проблему) Гетерогенная группа по целому ряду признаков (пол, интеллект, эмоциональная устойчивость, успеваемость, мотивация и т. д.)
Ведущий Психотерапевт – специалист, выполняющий только профессиональные функции в связи с оказанием психологической помощи; клиент вправе самостоятельно принимать решение, с каким из тренеров ему комфортнее работать Педагог (учитель, преподаватель) включён в разнообразные контексты совместной деятельности с обучающимися, что затрудняет выстраивание адекватных отношений в процессе тренинга; обучающиеся, как правило, не выбирают себе педагога
Оценка результата Эффективность тренинга оценивается субъективно самим участником (клиентом) Выполнение учебных заданий подлежит оцениванию и может повлиять на итоговую оценку результатов обучения
Время и продолжительность Проводится методом “погружения” и требует специфической пространственно-временной организации Учебные занятия проводятся по расписанию в сочетании с другими видами работ в течение дня и недели

Как видим, тренинг в качестве метода обучения имеет весьма существенные особенности, которые в значительной мере ограничивают его применение. Только в случае успешного преодоления педагогом указанных трудностей в организации и проведении тренинга он может использоваться в учебном процессе.

Метод проектов

Этот метод возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Американский педагог У.Х. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи) считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. При таком построении учебного процесса учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их для достижения учебной цели. Метод проектов Особенности тренинга в психотерапевтической и учебной практике - student2.ru основан на теоретической концепции прагматической педагогики, провозглашающей “обучение посредством делания” (Дж. Дьюи).

У.Х. Килпатрик различал четыре вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Основная задача проектов – вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Выполняя постепенно усложняющиеся практические задания – проекты, учащиеся приобретают знания и умения.

В 20-х годах XX в. метод проектов был признан близким целям построения социализма и начал применяться в отечественных школах с целью обеспечения развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся, осуществления связи между приобретением знаний, умений и применением их в решении практических задач, включения школьников в выполнение общественно полезных дел. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и метод проектов был исключен из школы вместе с его преимуществами.

Сегодня в стране происходит его возрождение. Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта.

Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Его тема для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту носит исследовательский характер.

4. Проект имеет педагогическую ценность, т. к. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя, цели сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, учитывает имеющиеся ресурсы.

Тематика образовательных проектов разнообразна: экспериментальное изучение и использование природных явлений (дождь, изменение температуры, воздуха); исследование технических процессов (очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнализации); создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами; а также литературные, культурные, исторические темы и т. д.

Образовательный проект имеет традиционную структуру:

· название проекта;

· цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

· основная идея;

· цели и задачи;

· участники проекта;

· условия регистрации в проекте;

· сроки реализации;

· этапы проведения;

· условия участия в проекте (организационные, технические и др.);

· виды деятельности участников;

· формы взаимодействия участников проекта с другими субъектами;

· критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта;

· диагностическая и оценочная группы;

· результаты проекта, их оценка, призы и награды;

· возможное продолжение и развитие проекта;

· авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. Стиль оформления проекта может соответствовать его основной идее. Так, описание проекта, посвященного историческим событиям, может иметь, например, форму “Вверительной грамоты” [8, с. 567–568;12, с. 337–341].

Наши рекомендации