Тексты для стилистического анализа.

I вариант

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики.

И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки

багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру.

Запрыгали белками по сучкам...

(По Н. Сладкову)

II вариант

Под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл.

Хлорофилл — зелёный пигмент растений, содержащийся в хлоропластах.

В процессе фотосинтеза поглощает световую энергию и превращает её в

энергию химических связей органических соединений.

III вариант

Дадим мир планете Земля! Мир — это твёрдая уверенность отцов и матерей,

что их дети вырастут здоровыми и счастливыми. Мир — это смех детей и молчание пушек.

Пушки мы оставим только для праздничных салютов. Дадим мир планете Земля!

-5-

Раздел 2.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

Цель:закрепить теоретические знания по разделу; отработать умения транскрибирования текста, находить и объяснять фонетические процессы.

Задание: выполнить транскрипцию текста.

Теория: Запись устной речи в полном соответствии с ее звучанием не может быть осуществлена обычным орфографическим письмом. При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи. Указанные затруднения устраняются особым видом письма, который называется фонетической транскрипцией.

Инструкция:Транскрипция заключается в квадратные скобки, в словах из двух или нескольких слогов обозначается ударение. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад [фсат], [ф сат]

В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания (например, при транскрибировании предложений). В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение. Знаки, принятые в фонетической транскрипции:

Λ - редуцированный гласный [о], [а] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова: [вΛда], [Λна]

ие - звук, средний между [и] и [е]

ыэ - звук, средний между [ы] и [э]

ъ, ь - редуцированные гласные [о], [а], [е] во всех безударных слогах, кроме первого предударного

т' - обозначение мягкости согласного звука

- обозначение долготы согласного звука

[] - выделение звука, слова или его части.

Образец:

Текст

На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселий, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми, некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием.

Фонетическая транскрипция текста

[Нъдругоi д'êн'/в'eс'т' Λ пΛжар'ь/ръз'н'иеслас' пъфс'иемуΛкΛлотку // фс'е тълкΛвал'и Λн'ом срΛз'л'ûчным'и дΛгаткъм'и ипр'ьтпълΛжэн'иjьм'и // иныie /ув'иер'ал'и/штъл'уд'и дуброфскъвъ/нΛп'ифшыс'п'jаны нъпъхърΛнах/зΛжгл'и дом из'н'ьΛстΛрожнъс'т'и/друг'и и Λбв'ин'ал'и/пр'иказных/пъдгул'афшых нънъвΛс'êл'ии/мног'иie ув'иер'ал'и/штъон сам згΛр'ел/'емск'им судом исΛфс'êм'и двΛровым'и // н'екътърыи дΛгадывъл'ис' Λбыс'т'ин'ь/иут'в'иерждал'и/штъв'иновн'икъм с'иево ужаснъвъ б'êц'с'т'в'иjъ/был сам дуброфск'и/дв'ижымы злобъ иΛ'а ьн'иjьм //.]

Текст для разбора

В чём выражается культура природы? Будем говорить о живой природе. Прежде всего она живёт обществом, сообществом... Деревья тянутся к солнцу по-разному – иногда шапками, чтобы не мешать друг другу, а иногда, чтобы прикрывать и беречь другую породу деревьев, начинающую подрастать под их покровом. Под покровом ольхи растёт сосна. Сосна вырастает, и тогда отмирает сделавшая своё дело ольха (Д.С. Лихачёв).

-6-

Раздел 3.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Цель: закрепить теоретические знания по разделу, определять нарушение употребления форм различных частей речи.

Задание: определить нормативное употребление различных частей речи

Теория: морфологическими нормами называются нормы употребления форм различных частей речи

Инструкция:в данных предложениях необходимо восстановить нормативное употребление форм слова

Образец:У вас нет туфель на размер больше? (Нарушена форма склонения существительного)

Предложения для разбора

Нарушение форм имени существительного:

Мы купили для ребят десять килограммов мандаринов.

На краю дороги стоял покосившийся домишко.

Я никак не могу подобрать к новой люстре подходящую бра.

ООН отметил юбилей своего существования.

Пестрое какаду сидело на ветке.

Нарушение форм имени прилагательного:

Для меня это наименее желательный исход.

Такие объяснения ошибочные в корне.

Вечером я чувствую самый наивысший подъем.

Это не более худший вариант решения проблемы.

Наш край богатый талантами.

Нарушение форм местоимений:

Уверенность в себя не покидала его.

В отношении нее необходимо принять меры.

Я не знаю педагогов лучше него.

Ученик нагрубил учителю, и его вызвали к директору.

Нарушение форм имен числительных:

С восьмистами студунтами была проведена беседа.

Речь шла о двести рублях.

Трое слонов было привезено в зоопарк.

Он родился в тысяче девятисот семидесятом году.

Нарушение форм глаголов:

Завтра я занята: буду стираться.

Мама сказала, чтобы я одел пальто.

Я увидел, как он издалека махает мне руками.

Положь учебник на стол.

Нарушение форм причастий:

Девочка, воспитываемая бабушкой, учится хорошо.

В деле не было материалов, засвидетельствовавших бы его причастность к случившемуся.

Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают в промышленные центры столицы.

В кухне моющие обои.

Нарушение форм деепричастий:

Ходя медленно, я всегда опаздывал.

Мы сошлись, скрестивши шпаги.

Сложа вещи в сумку, я вышел из кабинета

-7-

Раздел 4.

Наши рекомендации