Основные этапы исторического развития этических учений.

Понятие и предмет этики.

Этика– философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «Этика» введен Аристотелем. Этика теоретически призвана была решать практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом).

Постепенно в этике обозначились два рода взаимосвязанных проблем: 1) вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика) и 2) теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

Связь этики с другими науками.

этика тесно соприкасается с целым рядом гуманитарных дисциплин:психологией и педа­гогикой, социологией и экологией, с профессиональной дея­тельностью человека в различных сферах (наука, техника, хо­зяйственная деятельность).

Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе сущест­вуют эталоны личности как комплекса формируемых психо­логических свойств и качеств

стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические ис­следования в различных социальных группах Ну, и конечно, на с экологией исследуются, решают­ся проблемы поведения человека во взаимодействии с окру­жающей средой.

Виды и структура этического знания

Прежде всего в системе этического знания можно выделить два блока: теоретическая и прикладная этика. Теоретическая этика изучает мораль, ее природу, сущность, происхождение. Прикладная исследует различные моральные ситуации и проблемы современного общества. Профессиональная этика изучает особенности профессионального поведения, а также конкретизирует общечеловеческие принципы морали применительно к конкретным видам профессиональной деятельности: юридической, педагогической, медицинской и др

Основные этапы исторического развития этических учений.

  1. Архаичного периода(Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.)
  2. Мораль античности(Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода.)
  3. Мораль феодального общества(Мораль феодального общества была полной противоположностью морали античного общества. Ее акцент сменился с личности, как носителя нравственности в сторону внешних факторов, не зависящих от воли человека. Эта мораль оправдывала духовное угнетение людей, зависимых от воли господина.
  4. Мораль возрождения и протестантизма(лавным принципом нравственности эпоха Возрождения провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку— принцип гуманизма, проявившийся в ориентации насамоценность и свободу человеческой личности и привнесший новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей. Протестантская идеология эпохи Реформации (XVIв.) провозглашаетверу в Бога и каждодневное совершение добрых делспособом морального очищения и самосовершенствования. Важнейшая сфера этого совершенствования – протестантская трудовая мораль, ориентированная на бережливость и приумножение капитала, на прилежание и честность, на трудовое воспитание детей и семейные ценности.
  5. Мораль новейшего времени.( Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, яв­ляется в то же время общеобязательной, социально организующей силой.

Наши рекомендации