Требования к минимуму содержания дисциплины
НОУ ВПО
«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Факультет среднего профессионального образования
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100105.51
ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС
Балашиха 2011
Составитель:Алистратов Олег Николаевич, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин
Рецензент: Семибратов Виктор Семенович, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию учебно-методическим советом Института социально-экономического прогнозирования и моделирования.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом и с принятой в Институте социально-экономического прогнозирования и моделирования концепцией подготовки специалистов с инновационным мышлением.
Обсужден
на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин
Протокол от “_____”____________20___ г. №_____
Обсужден и одобрен
на заседании Учебно-методического совета Института
____________________________________
Протокол от “_____ ” ______________20___ г. №____
© Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 4
ВЫПИСКА ИЗ ГОС.. 7
ПРОГРАММА КУРСА.. 7
ЛИТЕРАТУРА.. 12
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 13
Практические занятия.. 14
7. ПРИМЕРНЫЕ задания К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ.. 17
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 18
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ студентов, освобожденных от практических занятий на длительный срок. 19
ТЕСТЫ... 20
ГЛОССАРИЙ.. 34
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ.. 34
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цели и задачи изучения дисциплины
Предлагаемая программа отражает обязательный минимум содержания данной дисциплины общеобразовательного и общегуманитарного компонента ГОС СПО.
Дисциплина «Физическая культура» призвана сформировать у студентов устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Цель курса.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
· понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
· знание научно- биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом:
· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Требования к минимуму содержания дисциплины
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
«Физическая культура» студенты должны: объяснять:
1) роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;
2) цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
3) роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведения здорового образа жизни.
Студенты должны:характеризовать:
1) индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
2) особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;
3) особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
4) особенности обучения и самообучения двигательным действиям;
5) особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
6) особенности форм урочных и неурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
7) особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристика их оздоровительной и развивающей эффективности.
Студенты должны: соблюдать правила:
1) личной гигиены и закаливания организма;
2) организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
3) культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
4) профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
5) экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культуры.
Студенты должны: проводить:
1) самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
2)контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
3) приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
4) приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах,
5) приемы массажа и самомассажа;
6) занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; 7) судейство по виду спорта.
Студенты должны: составлять:
1) индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
2) планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Студенты должны: определять:
1) уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
2) эффективность занятий физическими упражнениями;
3) функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
4) дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Студенты должны: демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м (с) | 5,0 | 5,4 |
Бег 100 м (с) | 14,3 | 17,5 | |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | ||
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | |||
Прыжок в длину с места (см) | |||
К выносли-вости | Кроссовый бег на 3 км (мин, с) | 13,50 | |
Кроссовый бег на 2 км (мин, с) | 10,00 |
В результате изучения физической культуры студент должен:
знать / понимать:
· влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
· формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;
· требования безопасности на занятиях физической культурой;
· способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
уметь:
· планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;
· выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;
· преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
· выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;
· комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;
· соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;
· осуществлять судейство в избранном виде спорта;
· выполнять простейшие приемы самомассажа;
· оказывать первую до врачебную помощь при травмах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
· подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России;
· организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
ВЫПИСКА ИЗ ГОС
ОГСЭ.05 Физическая культура:
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
· социально-биологические основы физической культуры;
· основы здорового образа и стиля жизни;
· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:
· теоретический,формирующий мировоззренческую систему научно-практических знании и отношение к физической культуре;
· практический,состоящий из двух подразделов:
o методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности,
o учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию творчества в физической культуре и спорте и целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
· контрольный,определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.
Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный(базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции.
РАЗДЕЛЫ КУРСА
Теоретический раздел
Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.