Требования к минимуму содержания дисциплины

НОУ ВПО

«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Факультет среднего профессионального образования

Кафедра общеобразовательных дисциплин

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100105.51

ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС

Балашиха 2011

Составитель:Алистратов Олег Николаевич, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Рецензент: Семибратов Виктор Семенович, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию учебно-методическим советом Института социально-экономического прогнозирования и моделирования.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом и с принятой в Институте социально-экономического прогнозирования и моделирования концепцией подготовки специалистов с инновационным мышлением.

Обсужден

на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

Протокол от “_____”____________20___ г. №_____

Обсужден и одобрен

на заседании Учебно-методического совета Института

____________________________________

Протокол от “_____ ” ______________20___ г. №____

© Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 4

ВЫПИСКА ИЗ ГОС.. 7

ПРОГРАММА КУРСА.. 7

ЛИТЕРАТУРА.. 12

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 13

Практические занятия.. 14

7. ПРИМЕРНЫЕ задания К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ.. 17

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 18

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ студентов, освобожденных от практических занятий на длительный срок. 19

ТЕСТЫ... 20

ГЛОССАРИЙ.. 34

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ.. 34

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цели и задачи изучения дисциплины

Предлагаемая программа отражает обязательный минимум содержания данной дисциплины общеобразовательного и общегуманитарного компонента ГОС СПО.

Дисциплина «Физическая культура» призвана сформировать у студентов устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

Цель курса.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

· понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

· знание научно- биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом:

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Требования к минимуму содержания дисциплины

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета

«Физическая культура» студенты должны: объяснять:

1) роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;

2) цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

3) роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведения здорового образа жизни.

Студенты должны:характеризовать:

1) индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

2) особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;

3) особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;

4) особенности обучения и самообучения двигательным действиям;

5) особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

6) особенности форм урочных и неурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

7) особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, характеристика их оздоровительной и развивающей эффективности.

Студенты должны: соблюдать правила:

1) личной гигиены и закаливания организма;

2) организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

3) культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

4) профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

5) экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культуры.

Студенты должны: проводить:

1) самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;

2)контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

3) приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;

4) приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах,

5) приемы массажа и самомассажа;

6) занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; 7) судейство по виду спорта.

Студенты должны: составлять:

1) индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

2) планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Студенты должны: определять:

1) уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

2) эффективность занятий физическими упражнениями;

3) функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

4) дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Студенты должны: демонстрировать:

Физические способности Физические упражнения Юноши Девушки
Скоростные Бег 30 м (с) 5,0 5,4
  Бег 100 м (с) 14,3 17,5
Силовые Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)  
  Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине (кол-во раз)  
  Прыжок в длину с места (см)
К выносли-вости Кроссовый бег на 3 км (мин, с) 13,50  
  Кроссовый бег на 2 км (мин, с)   10,00

В результате изучения физической культуры студент должен:

знать / понимать:

· влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

· формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

· требования безопасности на занятиях физической культурой;

· способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

уметь:

· планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

· выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;

· преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;

· выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;

· комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

· соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;

· осуществлять судейство в избранном виде спорта;

· выполнять простейшие приемы самомассажа;

· оказывать первую до врачебную помощь при травмах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

· подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России;

· организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

ВЫПИСКА ИЗ ГОС

ОГСЭ.05 Физическая культура:

Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка.

ПРОГРАММА КУРСА

Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

· социально-биологические основы физической культуры;

· основы здорового образа и стиля жизни;

· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

· теоретический,формирующий мировоззренческую систему научно-практических знании и отношение к физической культуре;

· практический,состоящий из двух подразделов:

o методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности,

o учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию творчества в физической культуре и спорте и целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

· контрольный,определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный(базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции.

РАЗДЕЛЫ КУРСА

Теоретический раздел

Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Наши рекомендации