Методика изучения коллективных отношений

.Успешная адаптация ребенка к школе также во многом зависит от готовности участвовать в общественно полезных делах коллектива, желания помогать окру­жающим, делиться с ними своими достижениями и неудачами. Для изучения кол­лективных отношений используется методика изучения коллективных отношений, которая состоит из рассказов-коллизий. В них описываются различные ситуации из повседневной жизни детей. Особенно большой интерес у детей вызывают рас­сказы из жизни школьников.

Рассказы-коллизии провоцируют определенное проявление коллективизма:

■ ответственное отношение к задачам коллектива;

■ готовность к выполнению общественных поручений;
" товарищескую взаимопомощь, заботу о коллективе;

■ доброжелательное отношение к успехам своих друзей;

■ отзывчивость, сострадание, доброту.

В рассказах-коллизиях сюжет обрывается в тот момент, когда герой оказывает­ся перед выбором: поступить в интересах коллектив.а товарищей или в своих личных интересах. Прослушав очередной сюжет, ребенок должен закончить его, сказав, как, по его мнению, поступит герой. Эмоциональная заинтересованность ребенка в судьбе героя приводит к тому, что он идентифицирует данного героя с собой и приписывает ему свои отношения.

Рассказ 1. Учительница попросила Сережу после уроков навестить своего друга Мишу. Он уже неделю болеет ангиной.

— Конечно, Нина Петровна, — сказал Сережа, — я сегодня же к нему схожу.





Методика изучения коллективных отношений - student2.ru Методика изучения коллективных отношений - student2.ru Методика изучения коллективных отношений - student2.ru Когда после уроков Сережа пришел домой, мама напомнила, что они идут к тете Вере надень рождения.

— Да, — вспомнил Сережа, — мы же давно собирались к тете Вере. Там будет мой
любимый шоколадный торт А как же Миша? Ведь я обещал Нине Петровне его навестить.

И Сережа решил...

Рассказ 2.Однажды учительница Анна Ивановна сказала, что сегодня все ученики бу­дут выполнять важное задание: она будет диктовать буквы, а все должны их писать. Саша очень старался, и ему казалось, что он написал букву «А» хорошо. Но когда он заглянул в тетрадь своей соседки Лены, то увидел, что у нее написано значительно лучше. «Значит, ее опять будет хвалить Анна Ивановна, а меня нет», — подумал Саша.

— Теперь напишите большое «3», — сказала Анна Ивановна. Вдруг Саша видит, что
Лена уже второе «3» пишет не так, как надо, а наоборот. Буква смотрит в другую сторону,
и у нее большое «Е» получается.

Саша решил...

Результаты оцениваются по 5-балльной шкале от 0 до 5 включительно. Общая оценка выставляется по количеству предложенных данным учеником концовок, отражающих черты коллективизма героя. Например, если на 5 рассказов-колли­зий ребенок дал 5 ответов, отражающих коллективистскую направленность ге­роя, ему ставят 5 баллов. Если же ученик не дал ни одного подобного ответа, он получает 0 баллов. Полученные оценки учитель может проанализировать по трем типам качеств: коллективистские, индивидуалистические и компромиссные.

Коллективистские качества свидетельствуют о том, что ребенок руководству­ется общественными мотивами. Его отношение к отдельным людям и коллективу основано на дружеской взаимопомощи, сознательном и добровольном подчинении личных интересов общественным, на уважении мнения коллектива и ответствен­ности перед ним за свои поступки. Например: «Сережа решил проведать больного дру­га»; «Саша решил помочь Лене написать правильно, чтобы ее похвалили».

Индивидуалистические качества характеризуются преобладанием мотивов, связанных с получением личного удовольствия. Ребенок, противопоставляя себя коллективу, сознательно принимает решение действовать в своих интересах, под­чиняя, таким образом, общественные интересы личным. Например: «Саша обрадо­вался, что у него будет лучше и учительница его похвалит». Ребенок вполне может осоз­навать коллизию, представленную в рассказе, понимать, какой в данной ситуации необходимо сделать выбор, но принять другое решение, объяснимое только его эгоистическими намерениями: «Саша решил сказать Лене, что она неправильно пишет. А я бы не говорил».

Компромиссные качества демонстрируют столкновение разных по силе кол­лективистских и индивидуалистических мотивов. Ребенок уже осознает важность требований коллектива, однако ему трудно преодолеть свои личные желания, в результате он не может отдать предпочтение тому или иному решению и пытается их совместить. Пример: «Нужно, чтобы мама позвонила тете Вере, чтоб она сама к нам

рришла с тортом, а Сережа в это время быстро навестит своего друга Мишу и вернется домой пить чай с тортом».

Таким образом, можно выявить три группы детей:

1. дети с развитым чувством коллективизма;

2. дети, у которых ярко выражена индивидуалистическая направленность;

3. дети, развитие личности которых характеризуется наличием разнонаправлен­ных мотивационных тенденций: коллективистской и индивидуалистической одновременно. .;'■• '

Результаты по изучению коллективных отношений могут служить для воспитате­лей и родителей важным ориентиром при формировании нравственных качеств учащихся.

Наши рекомендации