Классические /древние языки
Цель дисциплины:расширитьлингвистический кругозор студентов,содействовать развитию научно-аналитического подхода к современным живым языкам, подготовить специалиста, владеющего общими понятиями латинской грамматики и минимумом лексического запаса.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-13; ПК-1, ПК-5, ПК-8.
Место дисциплины в учебном плане:общепрофессиональный цикл (ОП), базовая часть (ОП.Б) направлений «Прикладная филология» (код дисциплины – ОП.Б.07: изучается в 1-м семестре; «Отечественная филология» (код дисциплины – ОП.Б.07: изучается во 1-м семестре); «Искусства и гуманитарные науки» (код дисциплины –П.Б.15: изучается в 1-м семестре); «Реклама и связи с общественностью» (ГСЭ.Вв.02.2), «Зарубежная филология» (немецкая): ОП.Б.07 (1-2 семестр, экзамен, 144 часа: 68 ауд.: 34/34; 76 сам.), 035400.62 – История отечественного искусства (направление: история искусств): ГСЭ. Во.03: 108 часов: 50 ауд.: 16/34; 58 сам.; 2 семестр, зачет; 030600.62 – История: ГСЭ. Во.02: 108 часов: 50 ауд. (практич.); 58 сам.; 2 семестр, зачет.
Содержание дисциплины:Введение. Индоевропейское происхождение латинского языка. Периодизация истории латинского языка. Краткая характеристика исторического развития латинского языка. Народная латынь как основа романских языков. Роль литературного латинского языка в истории европейской и мировой культуры. Роль латинского языка в формировании международной лексики и в создании (наряду с древнегреческим языком) современной научной терминологии.
Фонетика.Латинский алфавит, его происхождение. Буквы и звуки. Дифтонги и диграфы. Правила произношения и чтения.
Морфология.Имя существительное. Имя прилагательное. Наречие. Местоимение. Личные, притяжательные, возвратное, указательные, относительные, вопросительные и неопределенные местоимения. Числительные. Глагол. Общая характеристика системы латинского спряжения. Грамматические категории латинского глагола (время, наклонение, залог, лицо и число). Личные и неличные глагольные формы. Две системы времен латинского глагола. Три основы латинского глагола, их соотношение, способы образования и их роль в спряжении глаголов и в словообразовании. Основные формы глагола. Предлоги. Союзы сочинительные и подчинительные. Виды отрицаний. Вопросительные, неопределенные, указательные и усилительные частицы.
Синтаксис. Члены предложения, порядок слов в нейтральном предложении; инверсия как выразительное средство латинского языка. Синтаксические функции падежей. Синтаксические функции инфинитива. Инфинитивные конструкции. Герундивная конструкция. Герундий, его функции и глагольные признаки. Атрибутивное и предикативное употребление причастий.
Второй иностранный язык
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
Изучение курса «иностранный язык/языки (практический курс) как специальности в университете направлено на достижение следующих целей:
Основной задачей курса иностранного языка в качестве второго иностранного языка в соответствии с требованиями ГОС ВПО является 1. владение лексико-грамматическим материалом, необходимым для общения в наиболее распространенных повседневных и профессиональных ситуациях. 2. развитие различных видов речевой деятельности и форм речи (устной, письменной, монологической, диалогической). 3. освоение лексико-грамматического строя языка. 4. реферирование и аннотирование литературы. 5. перевод текстов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина входит в блок ГСЭ при подготовке выпускников по специальности.
В ходе обучения второму иностранному языку (английскому) можно проследить межпредметные связи с учебными дисциплинами базового обучения и другими науками языкового цикла, такими как:
- Первый иностранный язык
- Введение в языкознание
- Русский язык и культура речи
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
-способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации;
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);
владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);
- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; (ПК-9);
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
- владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, - --комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);
- владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14);
- владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогичес-кой, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Фонетические основы языка, правила чтения на уровне слов и текста, нормативную грамматику и лексику в объеме, обеспечивающем речевую деятельность и основы перевода; владеть навыками письменной речевой деятельности в объеме, достаточном для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях.
Уметь: 1) Понимать дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.); 2) корректно переводить и употреблять свободные и устойчивые словосочетания и фразеологические единицы; 3) применять основные способы словообразования; 4) владеет грамматическими навыками, обеспечивающими коммуникацию общего характера в ходе письменного и устного общения; 5) извлекать нужную информацию из прочитанного; 6) делать сообщение по прочитанной литературе.
Владеть: практическими навыками адекватного произношения и различения на слух звуков изучаемого языка, соблюдения ударения и интонации в словах и фразах; навыками распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации бытового общения; произношения различных типов предложений, выражения чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации; распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации бытового общения, устойчивых сочетаний и клише.
Содержание разделов дисциплины
Вводно-фонетический курс.
Алфавит, транскрипция, правила чтения гласных, согласных, диграфов и сочетаний согласных, ударение, интонация.
Основные понятия английского языка: порядок слов в предложении. Типы вопросов общий вопрос, специальный вопрос, альтернативный вопрос, разделительный вопрос. Имя существительное: общие сведения, классификация, исчисляемые – неисчисляемые существительные, род, число, общий падеж – притяжательный падеж. Имя прилагательное: качественные – относительные, степени сравнения, сравнительные конструкции с прилагательными, синтаксические функции. Местоимение: классификация местоимений (личные, объектные падеж личных местоимений, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, возвратные, взаимные, неопределенные местоимения и их производные).
Students’ Life
I’m a student: entering the University, new way of living, teaching at the University, College life: life at College in Britain, advantages and disadvantages of Russian and British college life, University: Cherepovets State University. Daily routine, Days off, Hobbies. Accommodations.
Глагол: правильные – неправильные глаголы, смысловые и вспомогательные глаголы, глаголы-связки, времена. Имя числительное: группы числительных, количественные и порядковые числительные. Предлоги: предлоги места, направления, времени. Временные формы глагола: The Present Simple Tense, The Present Continuous Tense, the Past Simple Tense, the Future Simple Tense.
Leisure Activities
The ways to spend spare time, Hobby: hobbies in everyday life. The way to share your interests. Theatre, TV and Cinema. Arts. Museums and Galleries.
Глагол: временные формы глагола: the Past Continuous Tense, the Past Perfect Tense, the Past Perfect Continuous Tense, the Future Continuous Tense, the Future Perfect Tense, the Future Perfect Continuous.
Shopping
Shopping for food. Cooking. Healthy diet. Shopping for consumer goods. Shopping malls (department stores, local shops). Efficient shopping. Online shopping.
Глагол:Complex Object. Временные формы английского глагола в страдательном залоге.
Travelling
Reasons for Travelling. Means of traveling. Hotels. Accommodation. Getting about the place. Sightseeing.
Writing: a friendly letter. Grammar: Verbal (Infinitive. Gerund).
Mass Media
Press and Radio. TV. Internet. Advertisement. The way they influence us. Breaking News. Writing: transactional letters (complaints, inquiry), article.
Grammar: Verbal (Infinitive. Gerund).
Education
Secondary and Higher Education in Russia, Great Britain, the UK. Education Reform in different countries.Exams and testing. New technologies in education. Who is the modern student (teacher)? Writing:essay. Giving opinions. Speaking: making a presentation.
Grammar: Verbal (Infinitive, Gerund, Participle).
Jobs and Career
Career Prospects. JobInterview. Working conditions. Relationship at work. Discrimination (Ageism, sexism, handicapism, etc.). Unemployment.
Writing a CV and an Application Letter.
Grammar: Conditional Sentences. Subjunctive Mood
Money Matters
Why do people need money? The history of money. Dealing with money efficiently. Plastic money. Cyber cash. Banks.
Writing: article, report. Grammar: Modals.
Law and Crimes
Law and Society. Why do people commit crimes. Crime and Punishment. The reasons why people sue each other. Trial. Speaking in court.
Writing: essay. a letter of complaint (for damage reward), giving opinions.
Готский язык
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
Познакомить студентов с со спецификой истории готского языка в социально-историческом плане, готской письменностью, языковым строем, фонологической системой, морфологией, синтаксисом, словообразованием, со связями готского языка с историей английского языка и с историей родственных германских и других индоевропейских языков; научить студентов читать, переводить, делать грамматический разбор готских текстов и историко-этимологический разбор отдельных готских слов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Курс готского языка входит как неотъемлемая составная часть в общую систему теоретических и практических дисциплин вариативной части профессионального цикла в профессиональной подготовке выпускника по специальности «филология». Он базируется на предыдущих теоретических курсах: «история», «основы филологии», «введение в языкознание», «классические языки» (латинский язык), «лингвострановедение» и «введение в германскую филологию». В свою очередь он выступает в качестве теоретической и практической основы для последующих теоретических курсов: «история английского языка», «лексикология» и «типология языков», а также для курсов по практической и теоретической фонетике и грамматике и практического курс английского языка.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Готский язык» у студентов формируются следующие общекультурные компетенции:
ОК-2: владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;
ОК-6: стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;
ОК-11: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
В результате освоения дисциплины «Готский язык» у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:
ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;
ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;
ПК-6: способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;
ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
ПК-14: владение навыками перевода различных типов текстов с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
· Основные особенности истории готов и готского языка.
· Систему готских фонем и их соответствия в индоевропейских языках.
· Основные фонологические законы.
· Основные правила чтения готских фонем и слов.
· Морфологическую структуру имени, глагола. Словообразование этих частей речи.
· Основные части речи готского языка. Их грамматические категории.
· Склонение готского существительного, прилагательного, местоимения, причастия.
· Спряжение глагола.
· Основные синтаксические конструкции и их перевод.
· Связи основных фактов готского, английского и немецкого языков с соответствующими фактами в истории родственных германских и индоевропейских языков.
· Уметь:
· Читать и переводить готские тексты, включая основные синтаксические конструкции.
· Производить грамматический разбор морфологических и словообразовательных форм готских слов.
· Производить историко-этимологический разбор готских слов.
· Объяснять фонетические параллели с другими германскими и индоевропейскими языками, восстанавливать общегерманский и общеиндоевропейский корни и их значение.
· Прослеживать развитие соответствующих готских слов в рамках английского и немецкого языков.
· Раскрывать связи фактов готского языка с соответствующими фактами в истории английского и немецкого языков, а также с соответствующими фактами в истории родственных германских и других индоевропейских языков.
· Владеть:
· навыками чтения, перевода и грамматического анализа готских текстов;
· навыками историко-этимологического анализа готских слов;
· навыками раскрытия связей фактов готского языка с соответствующими фактами в истории родственных германских и индоевропейских языков для объяснения исторических закономерностей в области фонетики, морфологии и лексики готского и других германских языков с целью реконструкции общегерманских и общеиндоевропейских праформ и празначений;
· навыками прослеживания развития языковых фактов от готского языка до современных германских языков, включая английский и немецкий языки в виде нахождения известных студентам соответствий в лексике.
Содержание разделов дисциплины
6 Основные исторические сведения о готах и готском языке: Краткая история готов и их королевств. Время создания и происхождение готской письменности. Готский алфавит, особенности орфографии и правила чтения готских слов. Готские письменные памятники. Фонетическая система готского языка: готские гласные: краткие гласные, долгие гласные, дифтонги; готские согласные: система готских согласных фонем, некоторые особенности готского консонантизма. Морфологический строй готского языка: Имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Типы склонения имен существительных. Склонение на гласные основы. Основы на -a- (-o-). Основы на -ō- (-ā). Основы на -i-. Основы на -u-. Склонение на согласные основы Основы на -n-. Основы на -r- (-ter-/-tr-). Основы на -nd-. Склонение корневых основ. Имя прилагательное. Сильное склонение прилагательных. Слабое склонение прилагательных. Образование степеней сравнения прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Местоимения 1-го и 2-го лица. Возвратное местоимение. Местоимение 3-го лица. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения. Числительные. Количественные числительные. Порядковые числительные. Употребление падежей. Глагол. Система категорий и форм готского глагола. Спряжение. Структура глагольных форм. Система личных окончаний. Морфологическая классификация глаголов. Сильные глаголы. Сильные глаголы без редупликации. Сильные глаголы с редупликацией. Спряжение сильных глаголов. Слабые глаголы. Спряжение слабых глаголов. Претерито-презентные глаголы. Неправильные глаголы. Выражение временных, видовых и залоговых форм глагола. Именные формы глагола. Инфинитив. Причастия. Наречие. Предлоги. Союзы. Частицы. Словообразование. Синтаксис.
7 Готские тексты и слова:
I: Чтение, перевод и грамматический разбор текстов из Библии на готском языке с использованием полученных сведений о фонетике, орфографии и грамматике (морфологии, синтаксисе и словообразовании) готского языка: 1) Matthaeus VI, 16-30; VIII, 1-9, 18-32; IX, 1-17; 2) Lukas IV, 1-16; XV, 11-32; 3) Markus VI, 1-56; VIII, 1-38; XV, 1-28; 4) Johannes XI, 1-46; 5) An die Korinther I., XV, 25-58.
II: Историко-этимологический разбор готских слов, по мере их появления в анализируемых текстах, с целью восстановления общегерманских и общеиндоевропейских праформ корней слов и празначений на основе методики внутренней и внешней реконструкции и знания фонетических законов и закономерностей, изученных в курсе «Введение в германскую филологию»; прослеживание на этой основе развитие рассматриваемых слов до современных английского и немецкого языков – простое нахождение соответствий в этих языках без объяснения законов и закономерностей возникновения этих соответствий, изучаемых в последующем курсе истории английского языка.