Особенности драматургии т.д
Прежде чем говорить о драматургии театрализованного действа, скажу сначала что такое театрализованное действо.
Т.д. – это особый вид искусства который удовлетворяет духовные потребности людей при помощи представлений, праздников и обрядов. Т.д. – это повседневность в иной эмоционально-образной форме. Если это так, то драматургия т.д. должна основываться по словам Борисова на два вида информации, на документальную и художественную (информационно-логическую и эмоционально-образную).
По Маркову - Драматургия театрализованных представлений и праздников основана на реальных, конкретных фактах, которые по своей природе многозначны
В театрализованных представлениях наметились два пути: создание художественного образа документальными средствами и «фактографического» образа (автор термина Г.Н. Поспелов) художественными средствами, которые подчиняются целевой задаче документа.
Используемый документальный материал представлений и праздников чаще всего имеет местное значение, потому что материал соотносится с личным опытом людей, повышает его силу убеждения. Это вызывает особое доверие и восприимчивость к сообщаемому материалу и в том числе к другим, даже новым и не знакомым фактам.
Общие черты театральной драматургии и драматургии т.п. 1) Наличие ремарок, прямой речи в форме диалога и монолога.
2) Действие – ситуацию, конфликт и событие.
3) Эпизодное построение. Каждый эпизод имеет логическое построение, и 1 эпизод заканчивается прежде чем начнется другой.
Однако эпизодное построение сценария может разбит на блоки эпизодов, если 1 эпизода мало для выражения мысли и идеи, это позволяет рассмотреть конфликт со всех сторон.
Особенности др. т.д. 1) В основе лежит док.материал и факты
2) Д.несет педагогическую, назадательную и просветительскую функцию
Концентрируя внимание на документальности как специфической особенности драматургии театрализованных представлений и праздников, Д.М. Генкин и А.А. Конович совершенно справедливо подчеркивали, что главным инструментом сценариста является документ, жизненный факт, а литературно-художественные фрагменты - только вспомогательными, которые усиливают звучание первого. В этом смысле, как пишут авторы, резервы драматургии неизмеримо велики, ибо «... ее герой не является художественным вымыслом авторов. Он абсолютно реален, достоверен, взят из жизни....» (57, 29-32).
Вернемся к театрализованному действу. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.
Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.
1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.
2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы.
3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.
4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре
5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Причем в т.п. зритель как правило не участвует, а в празднике и обряде зритель непосредственный участник.