Зарубежный опыт. Программы чтения

Что касается зарубежного опыта и их исследований и проводимых мероприятий в области чтения, то зарубежные страны гораздо более продвинутые в этом плане и проводят весьма интересные мероприятия.

В США вот уже десять лет успешно осуществляется программа “Шекспир в суде”, предназначенная для “наказания” несовершеннолетних правонарушителей. В рамках этой программы подростков, задержанных за такие мелкие правонарушения, как драка, распитие спиртных напитков, мелкое воровство и причинение незначительного ущерба собственности, суды не отправляют как обычно на короткий срок в тюрьму или на общественно-полезные работы, а “приговаривают” учить произведения великого английского драматурга Вильяма Шекспира и участвовать в постановке его знаменитых пьес.

Программа рассчитана на полтора месяца. В течение этого времени нарушившие закон юноши и девушки в возрасте до 17 лет четыре раза в неделю сначала знакомятся с произведениями Шекспира, потом ходят на репетиции и, наконец, играют в его пьесах.

Как рассказал в интервью газете “Бостон Глоб” Кевин Коулмен, директор программы “Шекспир в суде” в городе Ленокс /штат Массачусетс/, поначалу подростки очень неохотно и как бы из-под палки начинают читать Шекспира. Некоторые даже заявляют, что предпочли бы вместо этого отсидеть в тюрьме. Но постепенно, очень медленно они начинают увлекаться - им начинает нравиться и сюжет, и язык шекспировских творений. А на репетициях они получают все больше удовольствия от совместной игры. Поэтому первый показ какой-либо пьесы Шекспира с их участием они ждут с нетерпением и радостью. Обычно эти представления устраиваются в местном театре для представителей общественности.

Коулмен отнюдь не обольщается относительно того, что шекспировская программа поможет радикально исправить юных правонарушителей. “Нет, она не ведет к их исправлению, - отметил он. - Могут ли они опять “влипнуть в плохую историю”? Да, вполне вероятно. Но, возможно, это будет случаться гораздо реже и с менее тяжелыми последствиями. Опыт, приобретенный благодаря нашей программе, возможно, положит начало их изменению в лучшую сторону”.

По мнению Нэнси Маколи, инспектора по надзору за условно осужденными, программа “Шекспир в суде” явно имеет благотворный эффект. “У них повышается чувство собственного достоинства, появляется желание узнать что- то новое. И в конечном итоге им нравится находиться на сцене и читать Шекспира, - подчеркнула она. - Ценность этой программы состоит также в том, что знакомство с прекрасными текстами Шекспира навсегда оставит след в их жизни”.

Я считаю, что такие мероприятия, действительно важны и должны проводится. Ведь они действительно оказывают эффект. Молодежь по крайней мере проявит в итоге интерес к чтению, что возможно в дальнейшем действительно поможет избежать приведенных в данной программе ситуаций.

Подобная практика применяется и в других странах, например в Германии.

Кристоф Мангельсдорф (Christoph Mangelsdorf), судья и специалист по делам несовершеннолетних в городе Фульда, выступил инициатором проекта “Читать вместо…”

Проект “книга в наказание” широко обсуждается сейчас в немецких СМИ. Итак, чтение вместо общественно-полезных работ!

Мангельсдорф отмечает, что у него не раз были случаи, когда молодые люди наотрез отказывались читать, предпочитая книжке тридцать часов общественно-полезной работы. Участие в проекте – дело исключительно добровольное. Судья, как правило, тщательно отбирает тех, кому предлагается участвовать в проекте.

Заключение.

Действительно проблема чтения – это проблемы мирового и масштабного характера. В наше время молодежь действительно не хочет читать и читает мало, и это действительно факт. Как ранее я уже отмечала, молодежь читает в основном только то, что предусмотрено им программой, а чтение для души практически отсутствует как таковое, ведь молодежь в основном читает литературу, чтобы «убить время». Это романы, детективы, глянцевые журналы, причем вся эта литература в основном низкого качества. Здесь я не имею ввиду классические романы и детективы, которые действительно хороши и интересны, а в свою очередь новая часто низкопробная литература. Основная проблема ведь в том, что люди действительно не читают, либо читают скажем так «неправильную литературу», которая не развивает нас как личность. Я считаю, что в чтении наибольшее значение имеет правильный выбор литературы, а уж в каком она виде, в печатном или электронном не имеет значения, это уже зависит от личных предпочтений каждого человека. Хотя мое мнение на этот счет такое, что литература все-таки должна быть в печатном виде. Лично мне гораздо приятнее в руках держать книгу, чем распечатку или читать с экрана. Но интернет является большим помощником людям с ограниченными возможностями. Я считаю, что книги должны существовать как в традиционном, так и в электронном виде. Для того чтобы улучшить чтение, необходимо больше проектов, мероприятий, посвященных этому. Ведь самое важное вызвать интерес к чтению и научить людей правильно отбирать литературу. В свою очередь СМИ должны рекламировать действительно достойные книги. Было бы неплохо увеличить число рекламы про книги в городе и на телевидении. Ведь анонсы и обзоры книг у нас есть только на телеканале «Культура» и весьма неподходящее для людей время (в 10-45). Я думаю, что даже реклама дала бы неплохой эффект. Но к сожалению пока в проекты и мероприятия вкладываться никто не хочет. Здесь важна поддержка государства, а пока ее на хорошем уровне нет. Это мое личное мнение, может отчасти и субъективное.

Список использованной литературы:

1. Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации [Текст] // Библиотека. - 2007. - №1. - С.20-28

2. Ионочкин, Н.Л.Традиционное чтение и медиа. Станет ли электронный прогресс «могильщиком» книги? [Текст] / Н.. Л. Ионочкин // Книжная культура на востоке России: от традиции к модернизации (60гг. XX века); сб. науч. ст. /отв. Ред.А.Л.Посадсков. - Новосибирск, 2006. - С. 87-107

3. Культура и стиль жизни [Электронный ресурс]/ dw-world.de:общественная правовая медиа компания/Режим доступа:http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5552787,00.html

, свободный.- Загл. с титул. экрана.

4. Мяэотс О. Н. ИФЛА - Секция библиотек, обслуживающих детей и подростков .Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи. /О. Н.Мяэотс//Libfl.ru: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им.М. И. Рудомино/ . Режимдоступа: http://www.libfl.ru/about/dept/children_centre/ifla.php?, cвободный.- Загл. с титул. экрана.

5. Несовершеннолетних правонарушителей в США наказывают … Шекспиром [Электронный ресурс]/Ami-Tass: Агентство медицинской информации/Режим доступа:http://www.ami-tass.ru/article/64607.html, свободный.- Загл. с титул. экрана.

6. Сухоруков, К.М. Человек и книга в современной России [Текст] /К.М.Сухоруков // Московское и общенациональное книжное дело: сходство и различия в издательской и книготорговой политике, динамика взаимодействия / К.М.Сухоруков. - М.: РКП, 2005. - С. 120 - 165.

7. Фокеев, В.А. Национальная программа поддержки и развития чтения: библиографический аспект [Текст] / В.А. Фокеев // Библиография. - 2007. -№5.-С. 4-21.


Наши рекомендации