III. Работа по новой теме.

1. Работа по учебнику (с. 35).

Ждет нас сказочный, прекрасный

Долгий-долгий трудный путь!

– Отгадайте, кого мы сразу повстречали:

«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые...» (Колобок.)

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Как называется сказка?

– Каких персонажей сказки нарисовал художник?

– О чем рассказывается в этой сказке?

– Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем –
с подробностями.

Аналогичная работа с остальными эпизодами.

– Кого забыл художник изобразить? (Медведя.)

– Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих? (Нет, текст сказки полностью повторяется, изменился только герой, с которым повстречался Колобок.)

Вывод: эта сказка похожа на цепочку: эпизоды текста похожи друг на друга, меняются только персонажи (звери), которых встречает Колобок на своем пути, а текст сказки остается прежним. Как у цепочки все звенья одинаковые, так и эпизоды сказки похожи друг на друга.

Учитель может проиллюстрировать каждый эпизод.

III. Работа по новой теме. - student2.ru

III. Работа по новой теме. - student2.ru Физкультминутка
САМОКАТ

Здравствуй, зайка (ежик, барсук, папа)!

У меня самокат.

Самокат, самокат,

Самокату очень рад.

Сам качу, сам качу

Самокат куда хочу.

(Имитация езды на самокате.)

Повстречался ежик (зайка, барсук, папа).

(Повтор стихотворения.)

2. Работа в рабочей тетради № 1 (с. 24, № 1–3).

3. Работа по учебнику (с. 36).

Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом.

а) Чтение сказки «Репка».

Познавательные УУД:логические– подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; установление причинно-следственных связеймежду наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.

– Почему сказку «Репка» легко запомнить? (Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.)

– Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат (или треугольник, или круг), а для слабых, маленьких, легких – маленький квадрат (или треугольник, или круг).

Дед бабка внучка Жучка кошка мышка

III. Работа по новой теме. - student2.ru

б) Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме».

Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

– В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.

Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода.

Например:

III. Работа по новой теме. - student2.ru (Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка.)

4. Работа в парах (коммуникативные УУД).

– Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.

– Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой? – спросил Кот. (Сказка «Репка» – сказка-цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи.)

5. Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.

IV. Итог урока.

– С какими сказками познакомил нас ученый Кот?

– Почему сказки-цепочки легко рассказывать? (В сказках есть повторяющиеся эпизоды.)

– Кто знает другую сказку-цепочку? Миша сказал: «Это "Колобок"». Маша добавила: «Это еще и "Теремок"». А вы как думаете: оба правы? (Правы оба.)

Урок 18
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».
С. Маршак «Багаж»

Страницы: (хрестоматия) 72–79; (тетрадь) 26, № 4.

Цель деятельности педагога:создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения словарного запаса; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: личностные УУД:проявляют интерес к чтению; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах; метапредметные УУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют в тексте основные части; коммуникативные – уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, различать фольклорные произведения и авторские; получат возможность научитьсяопределять сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказка-цепочка).

Образовательные ресурсы: выставка книг.

Сценарий урока

Наши рекомендации