Развитие фонематического слуха (только для дошкольников)
Фон – речь, звук. Фонематический слух – способность различать и воспринимать звуки речи.
Дикционные упражнения развивают речевой слух, ребенок контролирует звучание своего и чужого голоса. Он развивается у детей всех возрастов – ученики внимательно следят за интонацией, дикционной правильностью. В данном разделе привожу упражнения только для дошкольников. Дети учатся делать звуковой анализ слова.
Развитие слуха поможет в будущем, в школе. А до школы поможет научить ребенка читать. Малыш сначала слышит звуки, вычленяет их из сложного потока речи, а потом попробует составлять из звуков – домики слов. Задача педагога: вовлечь детей в мир звуков.
Развиваем фонематический слух таким образом:
• сначала дети учатся слышать первый звук в слове и называют его;
• потом последний;
• потом называется любой звук, и ребенку надо определить, есть ли вообще заданный звук в слове. Может, его и нет?
Помните, родители, что мы играем в ЗВУКИ, а не в буквы. Так, как слышится, так и вычленяется звук. Нельзя говорить ребенку, что слово хлеб оканчивается на «Б». В русской речи по правилам орфоэпии (правильного говорения) происходит оглушение звонких согласных на конце слова. Поэтому надо говорить, что в конце слова хлеб живет звук «П».
Еще следите за тем, чтобы самим не путать твердые и мягкие согласные. Мы привыкли к буквам и переносим их на устную речь. Если подбирать слова, начинающиеся на звук «Т», то это могут быть – т анк, тумбочка, таракан и т.д., но не слова: телефон, телевизор, тетя . В последних трех словах первый звук – мягкий «ТЬ».
В заключение напоминаю родителям, что гласные буквы – Я, Ё, Ю, Е, состоят из двух звуков – ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Поэтому в слове ёжик – четыре буквы, но пять звуков.
1.Я читаю начало фразы – дети придумывают окончание:
Ра-ра-ра – начинается (игра)
Лы-лы-лы – забиваем мы (голы)
Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа)
Са-са-са – под кустом сидит (лиса)
Ма-ма-ма – на дворе сейчас (зима)
Ша-ша-ша – мама моет (малыша)
Усь-усь-усь – на лугу пасется (гусь)
Та-та-та – у нас в доме (чистота)
Оч-оч-оч – наступила (ночь)
Упражнения такого плана подбираются специально для развития слуха и для улучшения дикции – выделения окончаний.
2.Я кидаю одному из детей мяч и называю любое простое слово. И прошу назвать первый звук в нем. Допустим, я кидаю мяч и называю слово: «Дом». Называю так, чтобы ребенок сразу услышал первый звук:
– Д-д-д-дом.
Ребенок возвращает мне мяч и называет этот первый звук: «Д». Я кидаю другому и называю уже другое слово. Таким образом, по-одному обхожу всех, со всеми перекидываюсь мячом.
Если ребенок неправильно назвал звук, например, вместо звука «Й» в словеяблоко, он назвал «А», то я громко, утрируя ошибку, произношу:
– Разве мы говорим: А-а-аблоко? А-а-аблоко! Дай мне, пожалуйста, вкусноеа-а-аблоко!
Тогда малыш внимательнее прислушивается, чувствует, что ошибся. Пытается исправиться.
Играем в цвета.
Дети очень любят игру «В цвета» (или она еще называется «Светофор»). Можно ее переделать и усложнить, применительно к развитию фонематического слуха. Напомню правила игры: дети сидят на стульях, ведущий отворачивается и называет любой цвет, допустим – зеленый. Он объявляет: «Зеленый». Дети, у которых есть этот цвет в одежде, подбегают к ведущему, который уже повернулся к ним, и дотрагиваются пальчиком до детали зеленого цвета на своей одежде – это может быть бантик, цветочек, что угодно. Но еще и называют первый звук в слове зеленый – «ЗЬ». Кто первый правильно назвал звук, становится ведущим. А можно продолжать игру и в прежнем порядке.
4.Когда дети хорошо угадывают первый звук в слове, я прошу назватьпоследний .
5.Если дети справляются и с этим заданием, то я усложняю его. Говорю:
– Послушайте внимательно, есть ли в слове, которое я скажу, звук «А»? «В-а-а-агон».
6.А какие предметы в этой комнате начинаются на звук «С»? (стулья, стол, стена). А какие имена есть на звук «С»? (Саша, София.) Нельзя назвать Сеня – потому что это уже мягкий звук «СЬ», а не твердый «С».
ВниманиеПроблема не речевая, но важная. Часто теряется внимание, исполнитель выходит на сцену и смотрит в пол, на стену, на потолок, в окна – куда угодно, только не на зрителя! Зритель теряется – стоящему на сцене зритель не нужен. Тогда с кем общаться? Кому доказывать, на кого воздействовать?
...
Выходя на сцену, смотрите на зрителя!
Попробуйте попросить помочь друзей и знакомых или родных сидеть и смотреть на вас. А вы выходите на «сцену» перед ними и просто смотрите на них. Надо постараться не отвлекаться, а просто смотреть и видеть. Лучше, если после этого вы закроете глаза и попробуете описать одежду сидящих перед вами, какого цвета волосы, глаза и т.д. Если детали вы назовете правильно, значит, вы занимались на сцене делом, а не чем-то посторонним.
Пусть возникнет пауза перед тем, как что-то начать говорить.