Тема: Звуки [ и ], [ы ]. Буквы Ии, ы.
Цели:
1. Познакомить детей с буквами Ии, ы, обозначающие соответствующие звуки.
2. Формировать навыки чтения букв и текста, и навыки характеристики звуков.
3. Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: презентация.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Оргмомент. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок. - Проверьте, чтобы всё было готово к уроку. II. Формирование новых знаний. 1. Повторение. - Ребята, с какими буквами вы уже знакомились на предыдущих уроках? - А что вы видите на доске? - А почему вы говорите что это буква? Может это звук? - Так чем отличаются звуки от букв? 2. Объявление темы урока. Знакомство с буквой и. - Сегодня на уроке мы познакомимся с заглавной и строчной буквой Ии (Слайд 1). - Откройте учебник на странице 72. - Посмотрите на первую картинку. - Что вы видите? ( Слайд 2). - Из чего составлена буква И? - Ребята, а вы можете составить букву И? - Выйдите два человека. Покажите, как вы можете составить букву И? 3. Ребус и характеристика [и]. - Рассмотрим следующую картинку. - Разгадайте ребус (Слайд 3). - Для чего нужна запятая, которая находится после птички? - Что это за птица? - Какую букву нужно убрать? - Какое слово получилось? (Слайд 4). - Какой первый звук в этом слове? - Произнесите этот звук. - Какой это звук? - А какой буквой обозначается? - Как обозначается на схеме гласный звук? 4. Анализ слова «игла». - Посмотрим на следующую картинку (Слайд 5). - Что на ней изображено? - Какой первый звук? - Какой это звук? - Произнесите этот звук. - А что означают два синих кружочка? - Каким звуком заканчивается это слово? - Какая первая буква? - Что обозначает этот значок? - Какой буквой обозначается первый гласный звук? - А сейчас мы с вами немного поиграем. 5. Игра «Путаница». - Рассмотрите картинку. - Что не так изображено на картинке? - А зачем Иван искал яйцо? 6. Чтение текста. - Ребята, прочитайте текст, который находится ниже на странице. Подплывает к берегу щука – рыба и держит в зубах яйцо: - Получай, Иван – царевич. Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. - Назовите слова, в которых есть буква и. - Какой звук она обозначает? 7. Сравнительный анализ слов. - Под картинкой вы видите две схемы с картинками (Слайд 6). - Что изображено на первой картинке? - Что изображено на второй картинке? - Ребята, а чем же отличается лук на первой картинке, от лука на второй картинке? - А вы знаете, как такие слова называются? - Я открою вам вот такой секрет: эти слова звучат одинаково, но значение у них разное. Такие слова называются омонимы. 8. Конструирование предложения. - Следующее задание такое: нужно составить предложение по первым буквам, изображённых предметов (Слайд 7). - Что изображено на первой картинке? - Значит какая буква будет первая в предложении? - А как называется такое маленькое слово? - А как мы должны писать первое слово, с которого начинается предложение? - Один человек выйдет к доске и запишет первую букву. - Какая вторая буква в предложении? - Посмотрите, а эта картинка отличается от следующих картинок по размеру? - Она больше или меньше? - Значит какая эта буква? - Запишите на доске букву И. - Какая третья буква? - Запишите на доске. - Какое предложение получилось? (Слайд 8). - С какой буквы нужно писать имя Иван? - Прочитайте предложение, которое вы записали. (Спрашиваю по одному человеку). Физминутка. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени Качаем головой головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть. 9. Знакомство с буквой ы. (Показываю слайд 9). - Какая это буква? - А какой звук она обозначает? Произнесите этот звук. - Сравните звуки, которые сегодня изучили, произнесите их (слайд 10). - Они похожи? - Произнесите эти звуки. - А буквы И и Ы похожи?(слайд 10). - Посмотрите из каких элементов состоит буква Ы. - Ребята, скажите, а какие слова начинающиеся на букву И мы уже читали? - А вы можете назвать слово, которое начинается на букву Ы? - А почему? - Правильно! На букву Ы не одно слово не начинается, поэтому она бывает только строчная. А буква И бывает строчная и заглавная. 10. Разгадайте ребус. (Слайд 11). - Что изображено на картинке? - А если подставить в конце букву Ы, то какое слово получится? (Слайд 12). - Повернитесь друг к другу и произнесите слово, которое получилось. - Рассмотрите картинку из сказки.( Слайд 13). - Что это за сказка? - Попробуйте изобразить, как плачет бабушка. - А как плачет дедушка? - Почему они плачут по разному? - Мужской голос – низкий. А женский – высокий. - Поэтому бабушка плачет: и-и-и-и-и. - А дедушка плачет: ы-ы-ы-ы-ы 11. Работа с предложением. - Составьте предложение.( Слайд 15). - Вам даны слова и картинки, вы должны вместо картинок подставить слова. Жили – были и . Была у них Ряба. - Какое предложение получилось? - Повернитесь друг к другу и договоритесь, кто будет читать первое предложение, а кто второе. - Прочитайте друг другу предложение. 12. Частичный звуковой анализ слов. - Посмотрите на следующие схемы. (Слайд 14). - Что изображено в этих схемах? - Какой первый согласный звук в слове мышка? - А какой следующий звук? - Произнесите слово мышка. - Рассмотрим вторую схему. - В слове мишка, какой первый звук? -Какой второй звук? - Произнесите слово мишка. - Как при чтении нам определить, где твёрдый согласный, а где мягкий согласный звук? - Я открою вам ещё один секрет! - Запомните, что буква и обозначает мягкость согласного. А буква ы обозначает твёрдость согласного. - Ещё раз прочитайте слова мишка и мышка. - В каком слове буква М мягкая? - Молодцы. 13. Резерв. - Рассмотрим схемы (слайд 15). - Что изображено на первой схеме? - Что означают синие кружочки в схеме? - Значит в слове рыбы буквы Р и Б какие? - А почему они твёрдые? - А что изображено в следующей схеме? - Правильно ли составлена схема? - Почему не правильно? III. Итог - Какие буквы мы изучали сегодня? - Какие звуки они обозначают? -А что ещё кроме звука [и], обозначает буква И? 14. Рефлексия. - Поднимите руки, у кого было хорошее настроение (слайд 16) - У кого настроение было такое (слайд 17) - и те, у кого настроение было такое (слайд 18). - Урок окончен! | - букву И. - если она написана, то это буква, а звуки мы слышим. - звуки произносим, а буквы пишем. - букву И. - из иголок. - дети составляют букву И. - нужно убрать последнюю букву. - Грач - нужно убрать букву Ч. - игра - первый звук в этом слове [и] - произносят звук [и] - гласный - буквой И - красным кружочком - игла. - первый звук в этом слове [и] - это гласный звук - произносят [и] - согласные звуки - заканчивается звуком [а] - ударение - буквой и - игла не в яйце, вместо щуки утка. - чтобы достать иглу и убить Кощея - держит, Иван – царевич, разбил, иглу и отломил, кончик. - обозначает [и] - Лук - Лук - лук на первой картинке- это овощ, а лук на второй картинке- это оружие. - рассуждают - буква У - буква У - предлог - с большой буквы - У - И - отличается - больше - заглавная - В - У Ивана лук. - с большой буквы. - У Ивана лук. - это буква Ы - произносят звук [ы] - [и],[ы] - да, эти звуки похожи - произносят звуки [и],[ы] - нет, буквы И и Ы не похожи. - Иван, игла, игра.. - нет - таких слов нет - на картинке изображён шар. - дети произносят друг другу слово, которое получилось в ребусе - шары - Курочка Ряба - и-и-и-и-и-и—и - ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы- - у них разные голоса - Жили – были дед и баба. И была у них курочка Ряба. - читают друг другу предложения - мышка и мишка - [м] - [ы] - мышка - [мь] - [и] - мишка - рассуждают - читают слова мишка и мышка - буква М мягкая в слове мишка - рыбы - твёрдые согласные - буквы Р и Б твёрдые - буква Ы обозначает твёрдость - куры - нет. - звук [к] мягкий, а должен быть твёрдый. - мы изучали буквы Ии, ы - [и],[ы] - мягкость предыдущего согласного. - поднимают руку |
ГОУ СПО «Волгоградский социально – педагогический колледж»
Конспект урока