Этапы работы над темой ВКР.

Выделяются девять этапов выполнения ВКР:

1) выбор темы ВКР;

2) составление календарного плана выполнения ВКР;

3) составление первоначального плана выполнения ВКР;

4) ознакомление с темой исследования или разработки при изучении и анализе литературных источников;

5) аргументация актуальности выбранной темы ВКР;

6) определение понятийного аппарата (объектная область, цели, задачи, объекты, предметы исследований);

7) построение гипотезы ВКР;

8) сбор и отбор материала для подтверждения гипотезы ВКР;

9) редактирование рукописи ВКР.

Основное содержание этих этапов можно раскрыть следующим образом.

Этап 1. Выбор темы ВКР

Тема ВКР - это сформулированное в одном предложении основное со­держание дипломного исследования, раскрытию которого это исследование по­священо. Основными критериями выбора темы ВКР являются:

- научный или практический интерес студента;

- стремление студента расширить свои познания в определенной области;

- наличие у студента достаточных знаний и положительного опыта в той предметной области, которую отражает тема дипломного проекта (работы).

Выбор темы может быть обоснован студентом самостоятельно как ре­зультат собственных наблюдений, изучение передового опыта, анализа научно-технической и педагогической литературы. Также тема может быть рекомендована кафедрой и руководителем.

При выборе темы следует учитывать и то, насколько полно рассматри­ваемая проблема исследована в научных работах и отражена в публикациях. Рекомендуется отдавать предпочтение менее изученным и слабо освещенным в литературных источниках темам. Не менее важным критерием при выборе те­мы дипломной работы (проекта), следует считать и личностные способности студента-дипломника, его творческий и интеллектуальный потенциал. Необхо­димо учитывать выполнимость дипломного исследования в рамках отведенного на дипломирование времени. Однако, пожалуй, наиболее важным критерием из всего множества критериев выбора темы дипломной работы (проекта) является ее актуальность, современность. Актуальность выбранной темы дипломной ра­боты (проекта) доказывает, что практика (общественная и личная) нуждается в разработке именно этой темы.

Этап 2. Составление календарного плана выполнения ВКР

Календарный план устанавливает логическую последовательность и сро­ки отдельных этапов работы над ВКР в соответствии с определенными в зада­нии требованиями. Сроки эти обычно намечаются самим студентом с учетом конкретных условий (особенностей темы, цели и задач исследования, общего бюджета времени, зависящего от срока сдачи законченной работы, характера и полноты источников, проведенной предварительной работы, сложности пред­стоящего эксперимента и др.). Образец календарного плана выполнения ВКР приведен в приложении В.

Этап 3. Составление первоначального плана выполнения ВКР

Как правило, в первоначальном плане выполнения ВКР отражают цель дипломного исследования. Иногда это выясняется уже из названия темы ВКР. Однако без определенно поставленной цели невозможно целеустремленное развитие работы.

Задачи исследования конкретизируют его цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, поэтому обозначение за­дач дипломного исследования не менее важно. Задачи должны быть связаны с целью и не должны перекрывать друг друга. Дипломное исследование окажется малопродуктивным, если тема не раскрыта в содержании конкретных задач.

Этап 4. Ознакомление с темой исследования или разработки при изу­чении и анализе литературных источников

Значение поиска необходимой литературы огромно. От полноты изучения опубликованного материала будет зави­сеть качество дипломной работы (проекта).

Основным источником информации для студентов в процессе работы над темой ВКР является библиотека.

Существуют следующие основные формы обслуживания читателей:

- справочно-библиографическое;

- обслуживание в читальном зале;

- обслуживание на абонементе;

- межбиблиотечный обмен;

- изготовление копий на копировальных аппаратах и др.

Научная и специальная литература издается, как правило, сравнительно ограниченными тиражами. Поэтому в большинстве библиотек основной фор­мой обслуживания является не абонемент, а читальный зал.

Принадлежностью любой библиотеки являются каталоги и картотеки. Создается по крайней мере два вида каталогов, один из которых алфавитный, а другой, группирующий литературу по содержанию, - систематический или предметный.

В настоящее время необходимую информацию можно получить не только из традиционных источников в библиотеке, но и через сеть Интернет — гло­бальную информационную сеть.

Поиск информации в Интернете предполагает использование поисковых серверов (Rambler, Yandex и т.д.), для чего достаточно указать клю­чевые слова в соответствующем окне программы. На полученную через сеть Интернет информацию делают также ссылки в тексте и дают описание источ­ника в списке используемых источников.

Этап 5. Аргументация актуальности выбранной темы ВКР

Актуальность темы дипломного исследования есть форма доказательств соответствия выбранной темы возникшим общественным потребностям и со­стоянию научного обеспечения ее предстоящего исследования.

Актуальность темы дипломного исследования показывает, что выбранная тема еще не исследовалась либо это делалось иначе. Именно в этой главе пока­зывают, что выбранная тема преемственно связана с ранее сделанными откры­тиями, опубликованными работами, именами известных ученых.

Этап 6. Определение понятийного аппарата (проблема, объект и предмет, цель, задачи)

В дипломной работе (проекте) одним из важнейших требований к содер­жанию являются строгость, четкостью и однозначность применяемой термино­логии. Поэтому в процессе дипломного исследования и, особенно, на этапе на­писания материала дипломной работы (проекта) необходимо тщательно отсле­живать смысл, который вкладывается в тот или иной используемый термин.

Каждый раз, когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, следует, прежде всего, обратиться к общему или энциклопедическому словарям. Совокупность основных терминов по выбранной теме позволяет сформировать понятийный научный аппарат дипломной работы (проекта) и на его основе сформулировать объектную область исследования, его цель, объект и предмет.

Проблема исследования – это формулирование основного вопроса, ответ на который дается в ВКР.

Объект исследования - это крупная и относительно самостоятельная часть области, в которой находится предмет исследования. В качест­ве объекта могут выступать различные системы, технологии, методики, процес­сы, деятельность, условия, модели, структуры и т.д.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта исследования, в рамках которой выбирается тема. Между объектом и предметом исследования существует отношение соподчинения (от общего - к частному).

Цель исследования - это желаемый, заранее мыслимый конечный резуль­тат исследовательской деятельности. Он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным.

Задачи исследования являются конкретным выражением цели и дают представление о том, в каком направлении должно идти исследование. Задачи должны быть взаимосвязаны, причем некоторые из них могут быть решены теоретически, другие - экспериментально, а третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.

Благодаря рассмотренным понятиям научного аппарата дипломная работа (проект) приобретает устойчивую единую структуру.

Этап 7. Построение гипотезы ВКР

Гипотеза исследования - это лаконично, ясно сформулированное предпо­ложение о причинно-следственных связях, явлениях, процессах, достоверность которых необходимо проверить экспериментально. Гипотеза может содержать отрицательное или положительное утверждение, разрешаемое на предмет соот­ветствия действительности.

Построение гипотезы дипломного исследова­ния является одним из самых важных этапов проектирования. Гипотеза - это недоказанный тезис, дающий возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед со­бой. В общем смысле гипотеза состоит из предполагаемых связей между изу­чаемыми фактами.

Таким образом, построение гипотезы представляет собой творческую фа­зу в дипломном исследовании, результат мышления, при котором студент-дипломник создает себе представление о возможных связях между исследуе­мыми явлениями.

Этап 8. Сбор и отбор материала для подтверждения гипотезы ВКР

Для получения и обработки экспериментальных материалов используют самые разнообразные методы, которые подразделяют на теоретические и эмпи­рические.

К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов развития и функционирования, относят: теоретический анализ и синтез; абстрагирование; конкретизацию и идеализацию; индукцию и дедукцию; аналогию; моделирование; сравнение; классификацию и обобщение. По функциям выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.

К эмпирическим методам, т.е. к способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике, относят различные способы эксперимен­тальных исследований, а также изучение научной литературы или других ис­точников.

Задачей всех перечисленных методов в дипломном исследовании являет­ся проверка состоятельности приведенных в гипотезе положений.

Все полученные и отобранные для подтверждения гипотезы материалы обрабатываются статистически, затем на основе сведений по отдельным изу­чаемым явлениям структурируются данные, характеризующие исследуемую проблему в целом.

На основе полученных и обработанных теоретических и экспериментальных ре­зультатов можно приступить к написанию черновика рукописи выпускной ква­лификационной работы.

Этап 9. Редактирование рукописи ВКР

Работа над рукописью ВКР по содержанию начинается с общей оценки ее построения. Следует проанализировать, насколько логично и последова­тельно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные поло­жения, умозаключения и выводы. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения, степень подробности их изложения. После это­го проверяется правильность оформления рукописи ВКР. Про­верке подлежат фактически все элементы рукописи ВКР: ее рубрики, ссылки на литературные источники, цитаты, библиографические указатели, таблицы и иллюстративные (демонстрационные) материалы и т.д.

Основными задачами литературной правки (редактирования) рукописи ВКР являются:

- достижение единства стиля изложения;

- внесение в текст необходимых пояснений, дополнительных рубрик;

- проверка правильности орфографии и пунктуации.

Примерная структура ВКР.

Выпускная квалификационная работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа. Выпускная квалификационная работа по направлению «Педагогическое образование», должна, как правило, содержать раздел по методике обучения предмету.

Оптимальный объем квалификационной работы должен составлять:

· для бакалаврских работ – 40-60 страниц машинописного текста;

Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы студента-выпускника должны быть следующие:

- актуальность;

- научно-исследовательский характер;

- практическая значимость;

- четкая структура, завершенность;

- логичное, последовательное изложение материала;

- обоснованность выводов и предложений.

Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора соответствующих компетенций в избранной области профессиональной деятельности.

Во введении должны быть обоснованы выбор темы, ее актуальность, практическая значимость, степень разработанности в отраслевой науке, цели и задачи выпускной квалификационной работы, предмет, объект, теоретическая и практическая базы исследования. В сжатой форме следует описать применяемые методы исследования и структуру работы. Как правило, объем введения не должен превышать 3-4 страниц машинописного текста.

В теоретической части исследования анализируются литературные источники по проблеме разработки, основные теории изучаемой проблемы, возможность применения теории в совершенствовании учебно-воспитательного процесса подготовки по профессии.

В исследовательской части работы содержится практическое решение поставленной проблемы и экспериментальную апробацию предлагаемых материалов.

Методическая часть является основной в случае написания выпускной квалификационной работы педагогического содержания, направленного на разработку новых технологий и дидактических средств в образовательном процессе. Поэтому в методическом разделе должен быть разработан и приведен, как минимум, план-конспект урока (презентация урока) или иного учебного мероприятия, тема которого непосредственно связана с темой ВКР.

В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения по результатам проделанной работы (объем не менее 5 страниц).

В библиографический список (объемом в 35 – 40 наименований) включаются нормативные документы (ФГОС по специальности), методические документы (положения, инструкции), теоретические работы (монографии, сборники научных трудов, отдельные статьи), учебная литература, специальная литература, словари, энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы.

Вприложение следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Это могут быть таблицы, схемы, анкеты, рисунки, фотографии, программы, конспекты уроков и т.д. (Методические материалы разрабатываемые студентами в рамках прохождения педагогической и преддипломной практик).

Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении и развитии выполненной курсовой работы и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Оптимальный объем квалификационной работы бакалавра должен составлять 60 – 80 страниц машинописного текста без учета приложений.

Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы студента-выпускника должны быть следующие: актуальность; научно-исследовательский характер; практическая значимость; четкая структура, завершенность; логичное, последовательное изложение материала; обоснованность выводов и предложений.

Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности.

Обязательным требованием к выполнению выпускной квалификационной работы является самостоятельность студента-выпускника в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.

Наши рекомендации