Формы и средства развития КМ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

Формы и средства развития КМ - student2.ru Во-первых – это мышление самостоятельное

Формы и средства развития КМ - student2.ru Во-вторых – это мышление обобщенное

Формы и средства развития КМ - student2.ru В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

Формы и средства развития КМ - student2.ru В четвертых – это мышление аргументированное

Формы и средства развития КМ - student2.ru В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов

Критический мыслитель:

Формы и средства развития КМ - student2.ru Формирует собственное мнение

Формы и средства развития КМ - student2.ru Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

Формы и средства развития КМ - student2.ru Решает проблемы

Формы и средства развития КМ - student2.ru Аргументировано спорит

Формы и средства развития КМ - student2.ru Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

Формы и средства развития КМ - student2.ru Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Критическое мышление имеет 3 фазы:

1.Фаза вызова. Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету):

Формы и средства развития КМ - student2.ru Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Формы и средства развития КМ - student2.ru Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Формы и средства развития КМ - student2.ru Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2. Фаза реализации смысла. Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):

Формы и средства развития КМ - student2.ru Помочьактивно воспринимать изучаемый материал

Формы и средства развития КМ - student2.ru Помочь соотнести старые знания с новыми

3. Фаза рефлексии. Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов):

Формы и средства развития КМ - student2.ru Помочьучащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Формы и средства развития КМ - student2.ru Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства развития КМ

Формы и средства развития КМ - student2.ru сбор данных

Формы и средства развития КМ - student2.ru анализ текстов

Формы и средства развития КМ - student2.ru сопоставление альтернативных точек зрения

Формы и средства развития КМ - student2.ru коллективное обсуждение

Формы и средства развития КМ - student2.ru разные виды парной и групповой работы

Формы и средства развития КМ - student2.ru дебаты

Формы и средства развития КМ - student2.ru дискуссии

Формы и средства развития КМ - student2.ru публикации письменных работ учащихся

Основные приемы ТРКМ
1.Приемы по развитию навыков составления вопросов

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

? ?
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Ромашка Блума

Формы и средства развития КМ - student2.ru Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти

Формы и средства развития КМ - student2.ru Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

Формы и средства развития КМ - student2.ru Интерпретирующие вопросы(объясняющие) побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

Формы и средства развития КМ - student2.ru Оценочные вопросы(сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

Формы и средства развития КМ - student2.ru Творческие вопросы(прогноз) «Как вы думаете,что произойдет дальше…?»

Формы и средства развития КМ - student2.ru Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

2. Стратегия обучения решению
проблем «ИДЕАЛ»

Формы и средства развития КМ - student2.ru Шаг 1. Интересно, в чем проблема?

Формы и средства развития КМ - student2.ru Шаг 2. Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Формы и средства развития КМ - student2.ru Шаг 3. Есть ли какие-либо хорошие решения?

Формы и средства развития КМ - student2.ru Шаг 4. А теперь сделаем выбор!

Формы и средства развития КМ - student2.ru Шаг 5. Любопытно, как это осуществить на практике?

3. Прием «ФИШБОУН»

Формы и средства развития КМ - student2.ru

4. ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно

Формы и средства развития КМ - student2.ru «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

Формы и средства развития КМ - student2.ru «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

Формы и средства развития КМ - student2.ru «?»- предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей

«Что в этом интересного?»

5. Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать

6. Сюжетные таблицы

Кто? Что? Когда? Где? Почему?
         

7. Инсерт
(условные значки)

V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме)
Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше
       

8. Перепутанные логические цепочки

Формы и средства развития КМ - student2.ru Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

Формы и средства развития КМ - student2.ru Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки

Формы и средства развития КМ - student2.ru Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

9. Стратегия
«Отсюда – сюда»

Группа получает

Формы и средства развития КМ - student2.ru общее задание по теме

Каждый член

Группы получает

Формы и средства развития КМ - student2.ru «свой» объект исследования

Сбор информации

Формы и средства развития КМ - student2.ru об объекте

Формы и средства развития КМ - student2.ru Обмен информацией в группе

Выделение общего

Для запоминания

Формы и средства развития КМ - student2.ru основной части таблицы

Формы и средства развития КМ - student2.ru Заполнение таблицы

Написание совместного

Формы и средства развития КМ - student2.ru исследования по теме

Презентация исследования

В практической деятельности мы часто сталкиваемся с различными педагогическими проблемами. Как построить воспитательное мероприятие, чтобы научить ребенка размышлять, анализировать, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь приходят методы и приемы технологии развития критического мышления. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Наши рекомендации