Формы и средства развития КМ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов
Критический мыслитель:
Формирует собственное мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Критическое мышление имеет 3 фазы:
1.Фаза вызова. Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету):
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
2. Фаза реализации смысла. Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):
Помочьактивно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
3. Фаза рефлексии. Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов):
Помочьучащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
Основные приемы ТРКМ
1.Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? | ? |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? |
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы(объясняющие) –побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы(сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы(прогноз) – «Как вы думаете,что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
2. Стратегия обучения решению
проблем «ИДЕАЛ»
Шаг 1. Интересно, в чем проблема?
Шаг 2. Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Шаг 3. Есть ли какие-либо хорошие решения?
Шаг 4. А теперь сделаем выбор!
Шаг 5. Любопытно, как это осуществить на практике?
3. Прием «ФИШБОУН»
4. ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)
автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?»- предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
5. Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали и что нам осталось узнать |
6. Сюжетные таблицы
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
7. Инсерт
(условные значки)
V (осознать новые знания) | + (исправить неверные предположения) | - (исправить неверные предположения | ? (побудить дальнейший интерес к теме) |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
8. Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
9. Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый член
Группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
Для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
В практической деятельности мы часто сталкиваемся с различными педагогическими проблемами. Как построить воспитательное мероприятие, чтобы научить ребенка размышлять, анализировать, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь приходят методы и приемы технологии развития критического мышления. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.