Дидактические условия математического развития детей третьего года жизни
Основная форма занятий с детьми этой возрастной группы — игры с предметами и их изображениями. Детей можно объединять по пять-семь человек.
Так, во время игры воспитатель предлагает ребенку из двух предметов выбрать (подать, пто*чести) больший или меньший. Выполнив задание, ребенок должен назвать размер предмета (игрушки): «Я принес большую машину». После этого воспитатель говорит: «А теперь давай в большую машину посадим большого медведя и покатаем его». Ребенок старается посадить медведя в машину, но он не помещается. «Медведь очень большой, — говорит воспитатель. — Он не помещается в эту машину. Давай возьмем другого медведя, меньше этого. Поставь их рядом, какой медведь больше, а какой меньше? Вот этого, меньшего, медведя мы попробуем покатать на большой машине. Какая машина?» — «Большая». — «А медведь какой?» — «Маленький». — «Молодец! Покатай медвежонка на машине... А теперь давай сделаем для большой машины гараж. Какой надо сделать гараж?» — «Большой». — «Правильно, большой, так как машина большая. Неси строительный материал...»
Следует помнить, что представления о величине формируются у детей на основе действий, которые они выполняют в процессе сравнения. Эти действия вырабатывают у них умения классифицировать, группировать.
Для определения величины предмета необходимо выбрать эталон, т.е. предмет, с которым сравниваются все другие предметы. Воспитатель обращается к детям: «Все игрушки будем сравнивать с лисичкой. Те, которые меньше лисички, положим в коробку, а те, которые больше, — на стол». С этой же
целью можно провести такие игры: «Нанизывание колец с уменьшением по величине», «Складывание трехместной матрешки», «Нанизывание больших и маленьких бус», «Поможем куклам найти свою одежду» и др.
Закрепить знания о размере предметов помогает рассматривание картин, фотографий, иллюстраций в книгах. После рассказа детям сказки «Репка» или «Три медведя» можно организовать беседу по картинкам:
«Посмотри, какая большая выросла репка (рис. 13). Покажи руками, какая она большая. Вот какая большая! Кто пришел тянуть репку из земли? Покажи на картинке дедушку. Он самый большой. Скажи, что дед самый большой. Посмотри, а кто это на картинке последний прибежал? Мышка большая или маленькая? Покажи руками, какая мышка маленькая. Так, она маленькая, но помогла деду, бабе, внучке, Жучке и котику вытянуть репку».
Важную роль в развитии ребенка этой возрастной группы играют группировка и сравнение предметов по форме. При этом используются как предметная, так и элементарная продуктивная деятельность, особенно рисование и составление узоров из мозаики.
В конце третьего года жизни ребенок имеет определенный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу. Игры положительно влияют на детей лишь тогда, когда проводят их на разном материале и в разном объединении с двигательной активностью, с выполнением заданий на различение, сравнение, угадывание.
Трехлетки уже умеют ориентироваться в окружающем пространстве с учетом двух свойств — формы и величины или формы и цвета. Так, в игре «Накрой фигуру такой же самой фигурой» детям дают карточку с нарисованными кружочками и квадратами двух размеров — большой и маленький (рис. 14). Сначала воспитатель вместе с ними рассматривает эти фигуры и обращает их внимание на то, что тут фигуры раз-
О |
О
Рис. 13
Умение ребенка сравнивать предметы по размеру закрепляется в процессе его продуктивной деятельности (лепка, рисование, а наиболыые — в самостоятельных играх).
Для детей третьего года жизни характерен более высокий уровень восприятия, внимания, памяти, речи, представлений, а это дает возможность подбирать для них более сложные и ценные для умственного развития игры с математическим содержанием.
Дети все чаще спрашивают: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы отображают познавательную направленность малышей. Действия с предметами, игра, развлечения, рассматривание рисунков, элементы трудовой деятельности, обобщение, самообслуживание усложняются и четко размежевываются. Появляются элементы изобразительной деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Рис. 14
ные по форме и величине: «Тут вот какая фигура, а тут — такая. А эти совсем другие. Вы должны найти фишку точно такую, как нарисована, и накрыть ее». На рисунке все фигуры синие, а фишки все красные, чтобы было лучше видно, какая еще осталась не накрытой. Эти задания можно выполнять и последовательно: сначала накрыть все кружочки, а потом — все квадраты. Первые два-три раза дети требуют помощи, а потом выполняют задание самостоятельно.
Можно провести игру-занятие «Нанизывание бус разного размера». Бусы изготавливаются из дерева, глины или из ягод, семечек (горох, рябина, фасоль). Конечно, речь идет об условном нанизывании. На листочке бумаги проводят линию, выгнутую книзу. На нее дети накладывают бусы, чередуя их по форме, величине.
Дети третьего года жизни любят играть с глиной и песком. Из песка они «пекут пирожки», а из глины делают
игрушки: печенье, блины, грибы, пирамиды и др. Воспитатель помогает, постепенно обучая их делать это самим. Дети понимают, что шар круглый, палочка длинная и одновременно круглая и т.д. Если с малышами заниматься систематически, то к трем годам у них развиваются способности к обучению. Это видно из того, что дети внимательно прислушиваются к объяснениям воспитателя, следят за его показом и легко воссоздают образец.
В играх-занятиях со строительным материалом дети могут накладывать одни детали на другие, выкладывать их в ряд, понимать назначение строительного материала, производить более сложные постройки из большого количества строительного материала разной формы. Так, они строят «Дорожку для куклы», «Комнату для матрешки», «Берлогу для медведя», «Кресло для котика», «Будку для собачки».
Следует отметить, что перед тем как строить что-либо, необходимо рассмотреть строительный материал. Дети этой возрастной группы могут называть кубики, кирпичики, крыша и т.д. При постройке дети используют сюжетные игрушки. Это повышает их интерес к занятию.
Игрушки воспитатель может делать и сам вместе с малышами. Хорошо делать из поролона игрушки-модули. Они легкие, поэтому малыши могут их переносить, ложиться и садиться на них. Они мягкие, и если малыш упадет на них, то не ударится. Много радости принесет малышам большая, ростом как они сами, пирамида-карусель. Она может складываться из трех-пяти поролоновых колец и верхушки, обшитых цветной синтетической тканью. Как с ней можно играть? Сначала с помощью воспитателя, а потом самостоятельно ребенок разбирает и собирает пирамиду. Снимая каждое кольцо, воспитатель должен назвать, какого оно цвета, формы, взять ребенка за руку и его пальчиком обвести по краю кольца, сравнить кольца по размеру.
Назначение пирамиды не только в том, чтобы ребенок ее собирал и разбирал. Можно взять одно из колец, поставить его на ребро и, легонько толкнув, покатить. К этой игре привлекают других детей или кого-нибудь из взрослых. Они могут подхватить кольцо и оттолкнуть его назад. Кольцо круглое, оно катится.
Пирамиду легко перестроить в карусель для кукол. Для этого необходимо разобрать пирамиду, отложить самые большие и самые маленькие кольца. А кольца, которые остались, надеть в той последовательности, в которой собирают пирамиду. К диску большого кольца необходимо пришить
пуговицы, пристегнуть к ним петельки и надеть пуговицами книзу. Потом надеть самое маленькое кольцо. Карусель готова! Диск наибольшего кольца выглядывает из-под маленького. На этот выступ и ставят игрушки.
Таким образом, разнообразная деятельность малышей даст возможность подготовить их к систематическому, более полному ознакомлению с формой предмета.
С первых шагов обучения важно показать ребенку отношения между понятиями один и много, вырабатывать у него навыки отображать эти отношения в речи. Воспитатель ставит на стол одну матрешку и три-четыре кубика, предлагает малышу сказать, каких предметов тут много, а какой — один.
В процессе выполнения разнообразных упражнений можно научить детей понимать вопрос «Сколько?» (Сколько стало? Сколько осталось? Каких игрушек меньше, больше?) Когда они научатся различать и сравнивать один и много предметов в специально созданных условиях, можно использовать настоящие предметы: посуду в буфете, книги на полке, игрушки на ковре.
Убирая игрушки, воспитатель предлагает детям поставить в ряд собачку, котика, мишку и обращается с вопросом: «Сколько их?» — «Много». На грузовой машине подвозит кубики и сравнивает их по количеству с игрушками: «Давай раздадим кубики всем игрушкам по одному: собачке — один кубик, котику — один, мышке — один. Всем по одному». Потом собирают кубики на машину. Собирают по одному кубику, и множество растет на глазах у детей. Они убеждаются, что на машине снова много кубиков, а у игрушек — ни одного.
На прогулке можно обратить внимание детей на то, что берез много, а ивушка — одна; лавочек много, а песочница одна. Воспитатель предлагает одному из детей принести одну веточку (шишку, листочек, камушек), еще одну и еще одну. Объединяет их и задает вопрос: «Сколько стало?» — «Много».
Можно с детьми поиграть в игру «Угадай, сколько?» Какие-нибудь мелкие предметы (например пуговицы) воспитатель зажимает в руке и предлагает одному из малышей угадать, сколько там спрятано. Чтобы ответить, пользуются словами: один и много, ни одного. Например, спрятали одну пуговицу, а ребенок говорит, что там много. Взрослый раскрывает ладонь, показывает пуговицу и спрашивает: «Сколько?», наталкивая ребенка на то, чтобы он сказал: «Один».
Готовясь менять воду в аквариуме, можно сначала, наблюдая с детьми за рыбками, спросить их: «Сколько рыбок
1)9
плавает в аквариуме?» — «Много». — «А теперь нам нужно отсадить рыбок в таз». Предлагает детям сначала отсадить одну рыбку. «Сколько рыбок ты поймал?» — «Одну». — «А сколько рыбок ты поймал?» — «Одну». — «А сколько рыбок я поймала?» — «Тоже одну». — «А теперь одну рыбку поймает Леша, одну — Иринка. Сколько стало рыбок в тазу?» — «Много».
Во время прогулки можно спросить у детей: «Сколько цветов растет на клумбе?» — «Много». — «А сколько бабочек сидит на цветке?» — «Одна».
Накрывая на стол, воспитатель одному из малышей поручает расставить посуду: всем по одному блюдечку, по одной чашке и по одной ложке. Потом спрашивает: «Сколько было у тебя посуды?» — «Много». — «А всего на столе сколько посуды?» — «Много». Как правило, эти поручения дети выполняют с большим желанием и интересом, лучше запоминают то, что приобрели в активной деятельности, на конкретных примерах.
В результате систематической работы дети усваивают начальные количественные представления, учатся составлять множества из отдельных предметов, быстро находить вокруг себя один и много предметов, устанавливать равенство и неравенство между двумя множествами путем накладывания, отображая свои действия в речи.
На третьем году жизни ребенок при восприятии пространства постепенно начинает овладевать словесной системой отсчета. Непосредственное перемещение к объекту для установления контакта с ним сменяется сначала поворотом туловища, а потом — указательным движением. На смену широкому указательному жесту приходят менее заметные движения руки; указательный жест сменяется легким движением головы, и наконец, только взглядом, обращенным в сторону предмета.
Для ребенка третьего года жизни особое значение имеют задачи, связанные с расширением активного словаря, включающего «пространственную» терминологию. Так, взрослый учит малыша определять расстояние {далеко, близко) и употреблять соответствующие термины. Для этого следует использовать механические игрушки-забавы: лягушка, обезьянка, заяц, медведь и др. Воспитатель может организовать разные игры: «Смотрите, дети, пингвин идет. Он черный, а грудь у него белая. Какой красивый пингвин. Хотите лучше его рассмотреть? Тогда позовите, чтобы ближе к вам подошел. Скажите ему: "Подойди поближе". Смотрите
— идет. Остановился. Протяни руку, Аленка, дотронься до него. Со стула не поднимайся. А почему ты его не достаешь? Да, он далеко от тебя. Позови еще раз, чтобы ближе подошел. Скажи: "Ближе, иди ближе". Снова идет пингвин. Идет к тебе. Совсем близко подошел. Погладь его. Подойди, пингвинчик, к Лене. Идет пингвин. От тебя идет к Лене. Вот как близко подошел. И снова повернулся, идет ко мне, все дальше, дальше идет от вас, совсем ушел» (Л.С.Метлина).
В таких играх дети узнают, как обозначить пройденное расстояние. Соединение движений и слова способствует усвоению малышом пространственных категорий. Для развития навыков ориентировки в пространстве можно рекомендовать такие игры и упражнения: «Украсим кукле комнату» или «У куклы новоселье». Взрослый предлагает детям разместить мебель в середине комнаты, по углам, с боку и т.д. Возле стола — стулья, на столе — посуда. В игре «Кукла делает зарядку» воспитатель подает команды, а ребенок вместе с куклой делает зарядку.
Игры со строительным материалом дают возможность закрепить у детей знания о направлениях и отношениях в размещении предметов.
На втором-третьем году жизни продолжается формирование у детей навыков ориентировки во времени. Повседневное общение с ребенком, а особенно специальные занятия с ним, дают возможность ввести сначала в пассивный, а потом в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки: скоро—нескоро, сейчас—потом, день—ночь, сегодня—завтра, лето—зима и т.д.
Следует отметить, что формирование у детей временных представлений — достаточно сложное дело, так как время не имеет наглядности. Оно познается в основном опосредованно, через содержание деятельности, наполняющей определенный временной отрезок: ночью спят, утром идут в детский сад, а вечером возвращаются домой. Однако дети третьего года жизни уже понимают и правильно используют глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени: мы ходили, мы идем, мы пойдем. Представления детей о времени различные. Чем больше с ребенком общаются, выделяя специальные слова, обозначающие время, тем выше у него уровень ориентировки во времени. Важное значение при этом имеет игра.
Так, в игре «Когда это бывает?» можно закрепить характерные особенности частей суток. Для этого подбирают разнообразные иллюстрации. При рассматривании их ребенок
обращает внимание не только на предметную сторону картинки, т.е. что нарисовано на ней, а и на то, какое время года, или какая часть суток изображена на этой картинке. Ребенок запоминает, что люди делают утром, днем, вечером, ночью.
Тут можно поставить такие вопросы: «Что ты делаешь, когда просыпаешься утром?», «Что делаешь днем?», «Что делает днем твой папа?», «Что делает днем твой брат Саша?» (брат, который учится в школе).
Можно поиграть с детьми в игру «Что и когда мы делаем?» Воспитатель объясняет суть игры: «Я спрашиваю вас, когда и что мы делаем, а вы будете отвечать. Хорошо?» После этого воспитатель спрашивает: «Что мы с вами делаем сейчас?» — «Играем». —«А что мы делали до этого?» — «Кушали». — «А еще что делали?» — «Ходили гулять». — «А что будем делать, когда поиграем, куда потом пойдем? А что мы будем делать вечером? А завтра куда мы пойдем?»
Игры и упражнения на ориентировку во времени требуют многоразовых повторений. Тут не следует спешить. Важно, чтобы ребенок использовал специальные термины осознанно.
Вопросы и задания
1. На конкретных примерах покажите значение элементар
ных представлений о размере (величине) и форме в математи
ческом развитии детей раннего возраста.
2. Раскройте содержание и обоснуйте специфику матема
тического развития детей раннего возраста.
3. Проанализируйте содержание дидактических игр, кото
рые организуются с детьми этого возраста, укажите особен
ности проведения их на групповых занятиях и в индивидуаль
ной работе.
4. Сделайте краткие рекомендации для родителей, отно
сящиеся к организации математических игр с детьми дома.
5. Объясните, почему раннее заимствование слов-числитель
ных из речи взрослых не является показателем математичес
кого развития детей раннего возраста.