Современные требования к уроку и пути их усовершенствование

Уроктрадиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок — это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.

Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки:
- имеет строго обозначенные рамки учебного времени;
- на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе;
- каждый урок отводится на изучение одного предмета;
- урок имеет дидактическую структуру;
-урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса;
-творцом, организатором и руководителем урока является учитель (педагог);
- урок в своей основе направлен на обучение, развитие и воспитание.

Дидактические требования к уроку:

1. четкое определение образовательных целей и задач;

2. учет принципов и правил обучения;

3. оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

4. опора на достигнутый уровень;

5. установление межпредметных связей;

6. сочетание видов, форм и методов обучения;

7. сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;

8. тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

1. Постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала.

2. Формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.

3. Внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

1. Формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся.

2. Занятия на опережающем уровне, проектирование "зоны ближайшего развития", стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном.

3. Оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.

Классификация уроков.

В настоящее время насчитываются десятки классификаций уроков по разным критериям. Так одна из первых советских классификаций, обоснованная Казанцевым, учитывала два критерия: содержание (математика, биология и т.д.) и способ проведения (экскурсия, киноурок и т.д.). Однако, самая популярная классификация по дидактическим целям.

Выделяется шесть типов уроков:

- урок изучения новых знаний

- урок формирования новых умений

- обобщения и систематизации

- контроля и коррекции

- уроки практического применения знаний и умений

- комбинированный урок

Структура комбинированного урока.

От Каменского и Гербата берет начало классическая 4-х звенная структура:

1. Повторение изученного материала.

2. Изучение нового.

3. Закрепление, систематизация, применение.

4. Задание на дом.

Преимущества комбинированного урока - гибкий, решает широкий круг задач, поэтому 80% от числа всех уроков занимают комбинированные. Недостатки - нехватка времени на все этапы. С целью повышения результативности практикуются другие типы уроков, где учащиеся занимаются каким-либо одним видом деятельности. Для повышения заинтересованности и активности учащихся используются так называемые нестандартные уроки - погружения, деловые игры, суды, конференции, круговые тренинги, ролевые игры и т.д.

Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебно-воспитательного процесса, который в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший результат. Осуществляется в три этапа: диагностика (выяснение уровня подготовленности), прогнозирование(варьирование факторами для обеспечения эффективности) и планирование.

План-конспект урока:

1. Дата проведения урока и номер по тематическому плану.

2. Название темы и класса, где он проводится.

3. Цели и задачи, образовательные, воспитательные и развивающие.

4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.

5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.

6. Реализация принципов обучения на уроке.

7. Методы и приемы на каждом этапе. Эффективность и целесообразность применения разнообразных форм оргработы - индивидуальных, групповых (фронтальная и бригадная формы), парных, коллективных.

8. Взаимодействие учителя и учащихся, их сотрудничество.

9. Учебное оборудование, реквизит.

10. Задание на дом.

11. Результаты урока (достижение целей и задач), выводы и предложения.

По этим же пунктам проводится анализ урока.

Наши рекомендации