Механизмы реализации программы.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

- составление комплексных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого‑медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся.

Подробно диагностическое направление расписано в программе каждого специалиста.

Основные направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское)

Основными направлениями в коррекционной работе являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению.

Программа коррекционной работы при получении начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБОУ № 16;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях МБОУ № 16; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание направлений работы

Диагностическая работа включает:

своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

раннюю (с первых дней пребывания ребенка в МБОУ № 16 диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ЗПР;

системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития ребенка с ЗПР коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка и психокоррекцию его поведения;

социальную защиту ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ЗПР, единых для всех участников образовательных отношений;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся 1 класса с ЗПР;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ЗПР.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ЗПР.

Этапы реализации программы коррекционной работы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их

особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания детей, имеющих трудности в обучении и (или) социализации:

- обеспечение специальных условий (учет индивидуальных особенностей ребенка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима) условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; использование современных педагогических технологий);

- использование специальных методов, приемов, средств обучения ориентированных на особые образовательные потребности детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития;

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укреплениефизического и психического здоровья, профилактика

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование.


Специалист службы сопровождения Направление коррекционной работы Программа Форма занятий Результат
Учитель- логопед - преодоление отклонений речевого развития детей; - создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной и письменной речи детей; - развитие и совершенствование коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук Логопедическая работа в школе.   Л.А. Вохмянина М.; Владос 2010г. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы. групповая индивидуальная Звуко-слоговой анализ и синтез сформированы. Чтение слоговое, осмысленное. Пересказ с помощью наводящих вопросов учителя. Словарный запас приближен к возрастной норме.
Учитель-дефектолог - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; - восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. Худенко Е.А. «Развитие речи младших школьников» Холодова О. «Умники и умницы»   групповая Повышение качества обучения. Умение выполнять задание по частям или с использованием заданного алгоритма.
Педагог-психолог - выявление возрастных особенностей форм УУД; - выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психологических рекомендаций по их развитию. «Сказочная страна» Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников: книга для учителя начальных классов. – 2-е изд., доп._ М.: Педагогическое общество России, 2000   групповая Четкое соответствие учебной нагрузки. Способность адекватно судить о причинах своего неуспеха.
Социальный педагог - обучение учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; - формирование навыков коммуникативного общения.   Л.В.Черкасова « Азбука мудрости» (духовно-нравственное направление)   группова Умение правильно оценивать свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения.
Учитель адаптивной физической культуры -развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.   Рабочая программа по адаптивной физической культуре.   групповая Понимание физической культуры как средства здорового образа жизни; Выполнение комплекса физических упражнений оздоровительной направленности на основании индивидуальных медицинских показаний

Наши рекомендации