Сщмч Философ Орнатский, пресвитер, 1918, память 31 мая/13 июня

Прп. Сергий Шухтомский 1609 память 19 мая/1июня

В ми­ру Сте­фан, был ро­дом из Ка­за­ни. С дет­ства от­ли­чал­ся стро­гим пост­ни­че­ством, еще в мла­ден­че­стве вме­сто мо­ло­ка ма­те­ри пи­тал­ся «яч­мен­ным и неквас­ным сус­лом». При­дя в воз­раст и же­лая по­знать жизнь ино­че­скую, по­шел пеш­ком в Па­ле­сти­ну и Кон­стан­ти­но­поль, был на Афоне, а вер­нув­шись на ро­ди­ну, был в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де и Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре. Весь свой путь про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие и учил жиз­ни пра­вед­ной. В 1603 г. при­шел в Шух­тов­скую во­лость (ныне Во­ло­год­ская), при­нял по­стриг в Че­ре­по­вец­ком Вос­кре­сен­ском мо­на­сты­ре от ру­ки игу­ме­на Ис­а­ии и ушел в ино­че­ство в Шух­тов­ский мо­на­стырь-оби­тель (в се­ле По­кров в 30 км от Че­ре­пов­ца) и стал про­во­дить стро­гую ас­ке­ти­че­скую жизнь. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный Сер­гий про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми и имел дар про­ро­че­ства. По­чил свя­той 19 мая/1 июня 1609 г. Пре­по­доб­ный Сер­гий пре­ста­вил­ся в воз­расте 50 (или 75) лет. При жиз­ни был про­слав­лен Гос­по­дом мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми и удо­сто­ен да­ра про­ро­че­ства. О внеш­нем об­ли­ке свя­то­го схим­ни­ка в над­гроб­ной над­пи­си ска­за­но: «Воз­рас­том бе мал, ли­це имея бе­ло, круг­ло, вла­са­ми черн, куд­ре­ват, бра­ды не име­я­ши, ман­тия дол­га, ря­са чер­на».

Прп. Филипп Ирапский Череповецкий 1527 память 14/27 ноября

Пре­по­доб­ный Филипп, в ми­ру Фе­о­фил, был ос­но­ва­те­лем Ирап­ской пу­сты­ни. Не пом­нив­ший ро­ди­те­лей, круг­лый си­ро­та, 12-лет­ний Фе­о­фил по­се­лил­ся вбли­зи Ко­мель­ской оби­те­ли и жил по­да­я­ни­ем. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий (па­мять 19 мая) при­нял бла­го­че­сти­во­го от­ро­ка в оби­тель и через три го­да по­стриг в ино­че­ство с име­нем Филипп. Крот­кий, сми­рен­ный и тру­до­лю­би­вый, он по хо­да­тай­ству бра­тии был удо­сто­ен свя­щен­ства. Стрем­ле­ние к выс­шим по­дви­гам по­бу­ди­ло его уда­лить­ся в Бе­ло­зер­скую окру­гу. Здесь, поль­зу­ясь по­кро­ви­тель­ством кня­зя Ан­дрея Ше­ле­шпан­ско­го, вы­де­лив­ше­го ему зем­лю близ ре­ки Ира­па, в 45 вер­стах от Че­ре­пов­ца, пре­по­доб­ный по­ста­вил ча­сов­ню во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы и со­ору­дил се­бе кел­лию. Мол­ва о свя­том пу­стын­ни­ке рас­про­стра­ни­лась по всей окру­ге, и к нему ста­ли сте­кать­ся ино­ки. Вско­ре на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­став­ле­на цер­ковь во Имя Свя­той Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. Пре­по­доб­ный Филипп про­вел в пу­сты­ни 15 лет и скон­чал­ся в воз­расте 45 лет. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в Тро­иц­ком хра­ме. Над его гроб­ни­цей бы­ла ико­на, на­пи­сан­ная по ви­де­нию ино­ком Фе­о­до­си­ем. Вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­то­го Филип­па на ме­сте его по­дви­га воз­ник Крас­но­бор­ский Филип­пов мо­на­стырь.

Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Филип­пу бы­ло уста­нов­ле­но в кон­це XVI ве­ка. Ру­ко­пис­ная служ­ба ему от­но­сит­ся к кон­цу XVI ве­ка.

Прп Афанасий Железный посох, Череповецкий, ученик Сергия Радонежского около 1388, память 5/18 июля, 25сентября/8 октября, 26 ноября/9 декабря\

Прп Феодосий Череповецкий, ученик Сергия Радонежского около 1388, память 5/18 июля, 25сентября/8 октября, 26 ноября/9 декабря

Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Фе­одосий Череповецкие — ученики преподобного Сергия Радонежского.
Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впа­дении речки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Чере­повец­кий монастырь.
О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афа­на­сий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудо­творца; преставился в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живо­начальной Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афа­насия».

Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом и память со­вершается местно 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря.

Сщмч Философ Орнатский, пресвитер, 1918, память 31 мая/13 июня

Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Фило­соф Ни­ко­ла­е­вич Ор­нат­ский ро­дил­ся 21 мая 1860 го­да на по­го­сте Но­вая Ер­га Че­ре­по­вец­ко­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. Обу­чал­ся Фило­соф сна­ча­ла в Ки­рил­лов­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в Нов­го­род­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. В 1885 го­ду он со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия окон­чил Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Ле­том 1885 го­да Фило­соф всту­пил в брак с Еле­ной За­озер­ской, до­че­рью быв­ше­го ипо­ди­а­ко­на мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра, и вско­ре при­нял свя­щен­ство. Пер­во­на­чаль­но ба­тюш­ка слу­жил на­сто­я­те­лем в хра­ме при­ю­та Прин­ца Оль­ден­бург­ско­го, где до это­го пре­по­да­вал За­кон Бо­жий.

С 1892 по 1912 го­ды он слу­жит на­сто­я­те­лем хра­ма при Экс­пе­ди­ции за­го­тов­ле­ния го­судар­ствен­ных бу­маг. Два­дцать шесть лет он яв­лял­ся пред­се­да­те­лем «Об­ще­ства рас­про­стра­не­ния ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния в ду­хе Пра­во­слав­ной Церк­ви», успеш­но про­ти­во­дей­ствуя ан­ти­цер­ков­ным те­че­ни­ям.

В 1893 го­ду Фило­соф был из­бран глас­ным Санкт-Пе­тер­бург­ской го­род­ской Ду­мы от ду­хо­вен­ства и нёс свои пол­но­мо­чия до 1917 го­да. Он при­ни­мал уча­стие в устрой­стве в го­ро­де ноч­леж­ных до­мов, си­рот­ских при­ютов, бо­га­де­лен, его ста­ра­ни­я­ми в Санкт-Пе­тер­бур­ге и окрест­но­стях бы­ло воз­ве­де­но 12 хра­мов, са­мый боль­шой из них — храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва у Вар­шав­ско­го вок­за­ла. Кро­ме то­го, мож­но на­звать церк­ви Пет­ра и Пав­ла в Лес­ном, пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Но­во­сив­ков­ской ули­це, пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го за Нарв­ской за­ста­вой, Пред­те­чен­ский храм на Вы­борж­ской сто­роне, Ге­ра­си­мов­скую цер­ковь, Ис­и­до­ро-Юрьев­ский храм.

По­чти два­дцать лет отец Фило­соф яв­лял­ся ду­хов­ным сы­ном свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, ко­то­рый ча­сто бы­вал у него до­ма и бла­го­слов­лял все его на­чи­на­ния во бла­го Церк­ви. Свя­той пас­тырь до­ве­рил от­цу Фило­со­фу быть по­сред­ни­ком в сво­ей пе­ре­пис­ка со Свя­ти­те­лем Фе­о­фа­ном, Вы­шен­ским за­твор­ни­ком.

В 1913 го­ду ба­тюш­ка был на­зна­чен на долж­ность на­сто­я­те­ля Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Во вре­мя 1-й Ми­ро­вой вой­ны отец Фило­соф от­дал свою квар­ти­ру под ла­за­рет для ра­не­ных во­и­нов, а сам с се­мьёй пе­ре­ехал в неболь­шое ка­зён­ное по­ме­ще­ние. Неод­но­крат­но и сам он вы­ез­жал рай­о­ны бо­е­вых дей­ствий, со­про­вож­дая транс­пор­ты с необ­хо­ди­мы­ми во­и­нам ве­ща­ми и про­дук­та­ми, стре­мясь все­ми си­ла­ми вдох­но­вить и под­дер­жать за­щит­ни­ков Оте­че­ства.

На его гла­зах во вре­мя ре­во­лю­ции был рас­стре­лян муж сест­ры его же­ны, свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Пётр Ски­пет­ров (па­мять 20 ян­ва­ря). Ба­тюш­ка при его от­пе­ва­нии про­из­нёс про­по­ведь, бес­страш­но об­ли­чив боль­ше­ви­ков. Неод­но­крат­но вы­сту­пал он пе­ред паст­вой с при­зы­ва­ми к объ­еди­не­нию ру­си­чей во­круг хра­мов для за­щи­ты свя­тынь сво­ей зем­ли. В ян­ва­ре 1918 го­да, ко­гда в Лав­ре был убит отец Пётр Ски­пет­ров, ба­тюш­ка ор­га­ни­зо­вал за­щи­ту свя­тынь Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, устро­ив к ней крест­ные хо­ды со всех хра­мов сто­ли­цы.

9 ав­гу­ста 1918 го­да его вме­сте с дву­мя стар­ши­ми сы­но­вья­ми, Ни­ко­ла­ем и Бо­ри­сом, аре­сто­ва­ли. Во вре­мя аре­ста он был со­вер­шен­но невоз­му­тим и спо­ко­ен. При­хо­жане со­бра­лись в мно­го­ты­сяч­ную тол­пу и шли по Нев­ско­му про­спек­ту на Го­ро­хо­вую в Ч. К., тре­буя осво­бо­дить сво­е­го пас­ты­ря. Де­ле­га­цию ве­ру­ю­щих че­ки­сты при­ня­ли, ко­вар­но обе­щая вы­пол­нить их тре­бо­ва­ния. Но в ту же ночь (пред­по­ло­жи­тель­но на 20 июля 1918 го­да) ба­тюш­ку пе­ре­вез­ли в тюрь­му го­ро­да Крон­штадт. Пред­по­ло­жи­тель­но око­ло 30 ок­тяб­ря 1918 го­да вме­сте с сы­но­вья­ми и дру­ги­ми 30 за­клю­чён­ны­ми офи­це­ра­ми от­ца Фило­со­фа по­вез­ли на рас­стрел. По до­ро­ге ба­тюш­ка чи­тал вслух от­ход­ную над при­го­во­рён­ны­ми. Ме­сто каз­ни на­хо­ди­лось, по од­ним пред­по­ло­же­ни­ям в Крон­штад­те, по дру­гим — непо­да­лё­ку от Фин­ско­го за­ли­ва меж­ду Ли­го­во и Ора­ниен­ба­у­мом. Те­ла рас­стре­лян­ных, по-ви­ди­мо­му, бы­ли сбро­ше­ны в за­лив. При­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Прп Игнатий Ломский, +1591, память 28 дек/10 янв.

Ничего неизвестно относительно места рождения и родителей преподобного Игнатия. Полагают, что первоначально он подвизался в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. Но потом прп. Игнатий перешел в Кириллов Белозерский монастырь и здесь продолжал свою иноческую жизнь. Однако, любя безмолвие, он удалился из многолюдной обители преподобного Кирилла и стал спасаться в окрестности бывшего города Ломска, или Лома, где и основал Спасскую пус­тынь. Долгое время пустынь эта называлась Игнатиевой-Спасской. С 1673 го­да она звалась Ломовским монастырем, или Верхоломовской пустынью. Желание пустынной отшельнической жизни снова заставило прп. Игнатия оставить основанный им монастырь. Передавши управление своей обители одному из учеников своих, подвижник удалился в Вадожскую волость, на берега реки Даровицы, впадающей в реку Сару через одну версту от места поселения преподобного, и стал здесь жить отшельником. Место было глухое, лесистое, и поселения людские отстояли отсюда верст на пять-шесть. Сообщения с ними шли по едва заметной тропинке, вьющейся по берегу речки Даровицы. Препо­добный Игнатий плел лапти и потом оставлял их на этой лесной тропинке. Пут­ники, нуждавшиеся в них, поднимали те лапти, оставляя взамен их хлеб. Этим хлебом и питался преподобный, уделяя часть подаяний другому иноку, именем Иоакиму, подвизавшемуся верстах в трех от преподобного.

Слух о высокой подвижнической жизни отшельника мало-помалу распро­странился, и к нему стали приходить ревнители иночества. Для них преподобный поставил здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так постепенно устроилась Вадожская пустынь.

Прп. Игнатий почил от трудов своих 28 декабря 1591 года. Мощи его покоятся под спудом в Спасо-Ломской приходской церкви, за правым клиросом Благо­вещенского придела. Над местом погребения преподобного устроена рака, а перед нею — ход на его могилу. Подле гробницы хранятся железные вериги прп. Игнатия.

Почитание памяти преподобного началось издавна, может быть, вскоре после его кончины. На напрестольном Евангелии, пожертвованном в 1658 году в обитель, читается надпись, в которой прп. Игнатий называется «великим чудотворцем». В 1659 году царь Алексий Михайлович пожертвовал в бедный Ломовский монастырь несколько земли с разных угодий и в грамоте своей на­зывал его основателя «преподобным отцом и чудотворцем». В храме Спаса на Лому хранятся до сих пор восемь древних икон с изображениями прп. Иг­натия, свидетельствующих также о давнем почитании его. Память прп. Игнатия чтится местно. От святых мощей его неоднократно истекали чудеса с верою призывающим его.

3. Утраченные и восстановленные святыни г. Череповца

Действующие храмы
Храм в честь Воскресения Христова Построен в 1756 году. Самое старое каменное строение Череповца. Единственная монастырская постройка, сохранившаяся до наших дней. Стоит в древнейшей части города при слиянии рек Шексны и Ягорбы. В советское время использовался под склад, прачечную, слесарную мастерскую. Во время войны в помещении храма производился ремонт авиационных двигателей. Возвращён церкви в 1946 году. Существуют приделы во имя пророка Иоанна Крестителя, преподобных Афанасия и Феодосия, преподобного Филиппа Ирапского.
Храм в честь Рождества Христова Построен в 1789 году у переправы через Шексну. Первоначально были ещё два тёплых придела во имя Пресвятой Троицы и святителя Николая. В 1935 году, по требованию "юных пионеров" храм был закрыт и медленно разрушался. В его стенах располагались по очереди: столовая, клуб, автошкола, гараж, керосиновая лавка, склад. К 90-м году от храма остались лишь опалённые пожаром руины. Было решено разобрать остатки строенияи, и на этом месте воздвигнуть новую церковь. В 1996 году был освящён возрождённый храм Рождества Христова. Есть придел в нижней части храма в честь Успения Божией Матери. Белая церковь на берегу реки - украшение нашего города.
Домовый храм во имя святителя Тихона Находится в психоневрологическом диспансере по адресу ул. Ветеранов 12. Богослужения совершаются каждую неделю.
Домовый храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской Находится в доме-интернате для инвалидов по адресу ул. Красная 4. Богослужения совершаются два раза в месяц.
Часовня во имя святителя Николая Построена в 1904 году на привокзальной площади. Во время советской власти использовалась как гараж для трактора. Восстановлена в 1996 году. Очень удобно помолиться о благополучном путешествии. Открыта ежедневно. Каждую среду совершается вечернее богослужение, а в четверг утром - Литургия.
Часовня во имя преподобного Филиппа Ирапского Часовня была построена в начале 80-х годов XIX века при подворье Филиппово-Ирапской пустыни. В советское время шатровое завершение часовни было уничтожено, крыльцо сломано, в стенах пробиты новые окна, уничтожены все наружные декоративные элементы, внутри часовню разделили на два этажа и с 1967 года использовали для нужд городского военкомата. После пожара в 1996 году, было принято решение восстановить часовню. Строительные работы осуществлялись в 1998 - 2000 годах. Благодаря усилиям череповецких строителей, мастеров иконописной школы Троице-Сергиевой лавры, вологодских художников-реставраторов и резчиков часовня обрела свой нынешний вид. С 2000 года здесь почивают мощи преподобного Филиппа Ирапского.
Часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" Построена в 1880-х годах на берегу Ягорбы около родника на месте обветшавшей деревянной часовни XVIII века. Вокруг часовни стараниями И.А.Милютина был устроен сад. В советское время использовалась как электростанция, затем как сушильная камера лесопилки. Источник был забит глиной и камнями. В 2001 году началось восстановление часовни. Восстановлено здание часовни и киворий над бывшим источником.
 
Утраченные святыни
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Построен в 1861 году на месте старинного федосьевского кладбища. В этом храме отпевали И.А.Милютина. Взорван в 1937 году, как "не представляющий художественной и исторической ценности". Сейчас на этом месте - Красноармейская площадь.
Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова В бывшем селе Федосьеве в 1757 году был построен. На его первом этаже находились престолы: Св.Ап. Иоанна Богослова, Святителя Николая, Великомученика Георгия. Верхняя холодная церковь в 1803 году была освящена в честь события Положения ризы Господней. В 1854 году была возведена колокольня для семи колоколов, самый большой из которых весил девять тонн. Во время советской власти храм использовался как архив и музейное хранилище. А в 1952 году был снесён как "мешающий трамвайному движению".
Храм во имя Пресвятой Троицы Построен в 1781 году. Колокольня - в 1792. Стоял совсем рядом с Воскресенским собором. Были приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Кирилла Новоезерского В колокольне были часы с боем. Семь колоколов, из которых самый большой весил двести пятьдесят один пуд. Храм был разрушен в начале 30-х как "грозящий падением". Сейчас на этом месте на Соборной горке растёт трава.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы В 1798 году из Воскресенского монастыря на городскую окраину, на Коржавское кладбище была перенесена деревянная надвратная церковь. После постройки в 1846 каменного храма, деревянный обратили в часовню. В советское время она сначала использовалась как морг, а в 1933 году разрушена. Каменная же церковь была превращена в склад, а в конце 1950-х - разрушена. Сейчас на месте Коржавского кладбища - парк имени Ленинского комсомола.
Храм в честь Сретения Господня Построена в 1884 году. На территории подворья Леушинского монастыря. В этом храме неоднократно служил Св. Иоанн Кронштадтский. В 1930 году храм был превращён в клуб пионеров, а в 60-х был полностью разрушен. Сейчас на этом месте на улице Ленина пустырь и магазин "Воскресение".
Храм во имя Святителя Николая В год 300 летия дома Романовых неподалёку от железнодоржной станции было начато строительство деревянного храма во имя Святителя Николая. Император Николай II подарил этой череповецкой церкви драгоценные хоругви. В народе храм называли церковью железнодорожников. Это был последний построенный в городе храм. Его освящение произошло в 1914 году. В советское время здесь размещался клуб. В 1970-х здание было разрушено. Сейчас на этом месте девятиэтажный жилой дом на перекрёстке улиц Комсомольской и Максима Горького.
Домовая церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского Построена в 1898 году при Реальном училище. Закрыта в 1918 году. Долгое время здание использовалось под нужды библиотеки Череповецкого педагогического института. Сейчас в этом помещении расположен конференц-зал ЧГУ.
Домовая церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова В 1904 году была освящена церковь при Мариинской гимназии. В 1918 - закрыта для богослужений и использовалась для нужд политехнического института. Сейчас в здании бывшей гимназии расположен городской ЗАГС, а в помещении храма - зал регистрации браков.
Домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" Тюремная церковь. Устроена она была в 1888 году. Внешне ничем не примечательная, она занимала одно из помещений внутри тюремного здания. Долгое время помещение использовалось для нужд городского СИЗО. Сегодня есть решение городских властей о сносе старого здания. На этом месте планируется построить муниципальный жилой дом для военнослужащих.

Наши рекомендации