Обеспечение предметно-пространственной развивающей среды

Создание предметно-пространственной развивающей среды – одно из условий организации педагогически целесообразного взаимодействия взрослого и ребёнка, способствующего реализации содержания образования.

Направление: Наполняемость: Задачи развития:
Мотивация и эмоциональный контакт: - кукла «Почемучка»; - кукла «Незнайка»; - куклы-эмоции; - экспрессивно-мимические средства; - маски; - кассеты с аудиозаписями; - предметы-поощрения; - картинки-поощрения; - игрушки. 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Стимулирование интереса к деятельности. 3. Воспитание мотивации к школьному обучению.  
Артикуляция: - зеркало большое; - индивидуальные зеркала; - макет языка и губ; - схемы артикуляционной гимнастики в картинках и стихах; - комплексы артикуляционной гимнастики; - схемы мимической гимнастики; - прищепки (для раздражения речевых зон); - фотографии с артикуляционной гимнастикой для губ и языка; - профили артикуляции; - тренажёр на стене «Артикуляционная гимнастика». 1. Развитие артикуляторного праксиса. 2. Развитие самоконтроля.  
Дыхание и акустика: - схемы дифференцированного ротового и носового вдоха-выдоха; - игры на воздушную струю и поддувание (звуки-дорожки, картинки, предметы); - магнитофон, - детский телефон; -детский микрофон. 1. Воспитание правильного физиологического дыхания. 2. Развитие речевого дыхания. 3. Выработка длительной воздушной струи.
Интонационное восприятие: - музыкальные инструменты и издающие звуки предметы; - аудиозаписи с различными шумами; - схемы-опоры: «громко-тихо», «медленно-быстро», «высоко-низко»; - символ-ударение на фишках;   1. Развитие неречевого слуха. 2. Формирование навыков речевого общения. 3. Обучение голосовым имитациям с помощью интонации, дикции. 4. Развитие интонационной выразительности, слухового восприятия и внимания. 5. Развитие тембровой окраски голоса.
Фонематическое восприятие и звукопроизношение:   - человечки-звуки (гласные, согласные); - звучащие слова в картинках; - настенный тренажёр; - звуковые дорожки; - звуковые игры; - фронтальные и индивидуальные фишки для схем звукового анализа; - схема характеристики звука; - кубик-схема; - карточки «Звук заблудился»; - картинки-паронимы; -карточки на автоматизацию звуков; -картинки на автоматизацию звуков; - карточки на дифференциацию звуков; - звуковой молоточек; - звуковые баночки; -колокольчики; - настольные игры со звуками; - пособие «Нетрадиционные способы постановки звуков». - электронные презентации. 1. Автоматизация и дифференциация звуков. 2. Формирование умения работать по заданной звуковой схеме. 3. Развитие слухового восприятия. 4. Формирование мыслительных операций (анализа-синтеза).  
Обучение грамоте: - куклы-звуки; -фронтальные и индивидуальные схемы разбора предложений, слов, слогов; фишки в пеналах; - цветные магниты с магнитной доской; - буквы (магнитные, бумажные с картинками); -приспособления для выкладывания букв; - буквы с разными шрифтами; - пособие «Найди сестричек»; -звуковой веер; -стихотворные и картинные «запоминалки» для букв; - слоговые линейки; - пособие для чтения слогов; -кассы с буквами; - паровозик со схемами; -карточки для чтения; - схемы «окошечки»; - «Буква в узоре»; - буквы с наложением контуров; - изографы - графические схемы подготовки руки к письму - настольные игры с буквами; - электронные презентации. 1. Развитие конструктивного мышления, совершенствование навыка работы по схеме. 2. Формирование мыслительных операций (анализа-синтеза-сравнения-обобщения). 3. Развитие делового взаимодействия и обучение элементарному планированию действий в ходе построения «живого предложения». 4. Формирование умения работать по заданной схеме.    
Словарь и грамматика: - трафареты по разным лексическим темам; - словарные темы в картинках; - символы: слово-действие-признак; одушевлённые-неодушевлённые слова; большой – маленький предмет; множественное и единственное число существительных; -дерево родственных слов; - схемы: слова-друзья, слова-враги; - картотека словарного материала (номинативного, глагольного, признаков) по лексическим темам); - карточки с образными выражениями; - настольные игры на обогащение словаря; -предметные картинки; - домики «он, она, оно, они»; - карточки по теме «предлоги»; - стенд с Осликом и «упрямыми» словами; - мелкие предметы и картинки для порядкового счёта при согласовании; - пособие «Многозначные слова»; - пособие «Предлоги в стихах»; - электронные презентации. 1. Развитие навыков словообразования и словоизменения. 2. Активизация пассивного словаря. 3. Развитие способности к словесному творчеству, экспериментированию со словом. 4. Формирование грамматически правильной речи.    
Фраза и связная речь: - игры и игрушки; - сюжетные картинки по темам; - серии картинок; - настольные игры; - эстампы по темам; - схемы-карты: вставить слова вместо картинок, точек; - дидактический материал по развитию св. речи для вечерней работы воспитателей; - библиотечный отдел; - электронные презентации. 1. Автоматизация звуков в спонтанной речи. 2. Развитие способностей к речевому творчеству. 3. Формирование представлений о человеке через ознакомление с окружающим. 4. Формирование навыков речевого общения, диалогической и монологической речи. 5. Обучение использованию в речи образныхьслов и выражений. 6. Развитие мыслительных операций через интерпретацию образных выражений.  
Моторные навыки и пространственная ориентировка: - спортивный комплекс в приёмной; - ребристые шарики для рук; - массажёры; - памятки по массажу; -трафареты-обводки; - схемы-штриховки, раскраски; - мелкий материал для конструирования; - мозаика, бусины, т.д.; - семена, крупы в мини ёмкостях; - пластилин; - проволока, тесьма для плетения; - палочки, брусочки; - мелкие конструкторы; - пальчиковый театр в картинках; - настольные игры; - карандаши; - игры-лабиринты; - игры на ориентировку; - картинки для работы над пространственными предлогами; 1. Развитие пространственного мышления и конструктивного праксиса, пальцевой моторики. 2. Совершенствование навыков работы по схеме (мозаика). 3. Усвоение пространственных предлогов.
Психические процессы: - игрушки на коррекцию психических процессов; - настольные игры на коррекцию психических процессов; - карточки с образными выражениями; - карточки и пособия с заданиями: лабиринты; узнай по контуру и штриховке; сравни, чем отличаются, перепутаницы, нелепицы, будь внимательным, что лишнее?, осколочные картинки; объясни пословицу, поговорку, т.д.; - альбом-пособие «Развитие мышления»; - альбом-пособие «Развитие внимания»; - альбом-пособие «Развитие памяти»; - дидактические материалы С.Д. Забрамной. 1. Развитие психологической базы речи: внимания, памяти, мышления, восприятия. 2. Коррекция вторичных отклонений в индивидуальном развитии ребёнка.

Наши рекомендации