Память пяти органов чувств
— Ну вот, мы с вами и познакомились с разными ощущениями, которыми дарят нас органы чувств и наша память:
· со зрительными ощущениями и с внутренними видениями, хранящими зрительную память;
· со слуховыми ощущениями и с памятью звуков;
· с осязательными ощущениями и с памятью прикосновений;
· с обонятельными ощущениями и с памятью запахов;
· со вкусовыми ощущениями и с памятью сладкого, горького, кислого и соленого.
— Теперь сделаем упражнение на переключение:
· по первому хлопку — вспомните фасад нашего института;
· по второму — вспомните звонок начала занятий;
· по третьему — вспомните, как ваши пальцы исследовали шевелюру Кати или Валеры;
· по четвертому — вспомните, как вы принюхивались на кухне и как обнаружили подгоревшую картошку на забытой сковородке;
· по пятому — вспомните первый глоток свежесваренного кофе.
— Начали!
Раздаются один за другим пять хлопков.
— А теперь вразбивку. Один хлопок — фасад института, два хлопка — звонок, три — шевелюра, четыре — горелая картошка, пять — кофе. Начали!
И педагог (или ведущий) варьируют: два хлопка, потом один, потом пять и т. д.
УСЛОВИЯ УРОКА
В начале урока или посреди его установим условия физического самочувствия:
— Как только услышите стук ладонью по столу, продолжая свои действия, измените самочувствие: все происходит зимой в нетопленом помещении.
Или — летом в жару, на палубе парохода и т. д. Еще условия:
— Усилился западный ветер, как бы не было наводнения!
— Пошел дождь. Катя не придет, наверно...
— Рядом гремит духовой оркестр, а у меня завтра экзамен и еще восемь книг надо прочесть!
ТЕМПОРИТМЫ
ГРАДАЦИИ ТЕМПОРИТМОВ
Глава о темпоритмах во второй части книги «Работа актера над собой» Станиславского содержит много тренировочных упражнений. Опубликованы и его черновые заметки с конспектами упражнений на темп и ритм.
Чувство темпоритма развивается на уроках ритмики и на других занятиях курса сценического движения. Ограничимся поэтому лишь несколькими упражнениями, используя их, как мостик, между этим предметом и уроками актерского мастерства.
Для удобства введем шкалу разных темпоритмов, условно разделив их на 10 градаций:
№ 1 — предельная пассивность, вялость, бездейственная подавленность, опустошенность, почти умирание.
№ 2, 3, 4 — постепенный переход к энергичному, бодрому самочувствию.
№ 5 — готовность к любому действию, ясная цель в энергичном, плодотворном действии.
№ 6 — темпоритм, цитируя И. Судакова, «настороженного внимания, когда человек должен моментально принимать точное решение... Это — ритм решений, резкий, четкий ритм жизнеутверждения».
№ 7 — преодоление серьезных препятствий в энергичном действии, первое появление опасности, тревога, или — бурная радость.
№ 8, 9 — лихорадочный пульс жизни.
№ 10 — миг перед падением в пропасть, перед расстрелом, начало безумия, потеря способности осознавать и регулировать свои действия.
Итак, номер темпоритма обозначает ту или иную градацию физического самочувствия, которая зависит от интенсивности, насыщенности действия человека в данный момент, от напряженности предлагаемых обстоятельств, от степени волевого настроя человека.
— Сейчас сделаем новое упражнение. Все готовы действовать? Проверьте мускульным контролером, нет ли излишнего напряжения? Собраны? Сосредоточены на ожидании? Словом, находитесь ли вы в пятом темпоритме?.. Теперь поставьте себя в такие вымышленные обстоятельства, которые приведут вас к седьмому темпоритму, и действуйте в них!
Ученик решит, например: в книжный магазин наконец-то поступила книга, за которой он давно охотился. Для него оставили последний экземпляр. Не хватает двадцати рублей. Через пять минут магазин закрывается. Он прибежал к товарищам, но одни не хотят ему одолжить, а другие не могут. Он переходит от одного к другому, просит, умоляет...
— А что это за книга? Почему она вам необходима?
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ
Тренируя переключения из одного темпоритма в другой, воспользуемся любым упражнением на действие с воображаемыми предметами.
— Вы — дома. Сидите за столом и пишете письмо. Нормальное физическое самочувствие, темпоритм № 5. Решите, кому вы пишете, о чем? Действуйте.
— А если бы вам не хотелось писать? Но не напишешь — тетушка обидится. Придется для приличия что-то нацарапать. Но что?.. Замените в своем внутреннем видении адресата и действуйте! (№ 4)
— А если бы была жара, да вас тянуло бы еще ко сну, а писать тетушке все-таки пришлось бы? (№ 3)
— А если бы письмо, которое вы пишете, нужно было бы закончить ровно через две минуты? Нет ни жары, ни тетушки. Измените обстоятельства и действуйте! (№ 6)
— А если бы вас исключали из института и вы писали заявление ректору с просьбой оставить вас? Оправдайте вымыслом эти предлагаемые обстоятельства и действуйте! (№ 8)
КОРОБКА СКОРОСТЕЙ
— Велико ли расстояние до той стены?
Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них:
— Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится, чтобы дойти, не спеша, до той стены? А сколько времени?.. Ну, а быстрым шагом?.. Пройдите — сначала медленно, а второй раз быстрее.
— Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пойдете медленнее, на первой скорости. Нет, не двигайтесь, пока я не дам команду «вперед!», только будьте готовы идти!.. Меняем задание — вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь... А если на первой?.. А если... на второй? Вперед!
Нужно, чтобы ученик почувствовал эту внутреннюю настройку организма, которая производится нашим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибулярного аппарата — настройку организма на ускорение или замедление, установку на новое действие, на организацию действий в пространстве и во времени. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность натренировать механизмы переключения, быстроты реакций.
— У вас есть две скорости. А как сократить время? Как быстрее всего добежать до стены? Вперед!
Теперь в «копилке ощущений» ученика есть три разных настройки на скорость — медленно, быстро, стремительно.
— Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На второй!.. На третьей!.. На третьей!.. На первой!.. Вперед!
По тому, как двигается ученик после команды «вперед!», можно судить, верная ли была до этого настройка, а также о том, насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.
МОСТИК
— Перед вами мостик через небольшую речку. Серенький осенний день... Нафантазируйте все подробности времени и места. Пройдите по мостику, только помните — он очень шаткий, непрочный. Того и гляди свалишься в воду, а на каждом из вас новый костюм. С чего начнете упражнение? С нового костюма? Освойтесь с ним, обживите его и — шагайте к мостику! Вспомните, как вы ведете себя в жизни в подобных обстоятельствах. Вы осторожно ступаете, пробуя ногой доску... Вы стараетесь соблюдать равновесие, чтобы случайно не пошатнуться, не упасть... Вы пристально рассматриваете каждый гвоздик, каждый сучок на пути.
— Дошли до середины мостика. Смотрите — все небо в тучах, подул ветер. Прямо в лицо. Все сильней, все неистовей... Он валит с ног, мешает смотреть.
— Хлынул дождь. Тяжелые холодные капли бьют в глаза. Вспоминаете их? Доски под ногами сразу стали скользкими... Ветер не прекращается. Идти все трудней...
— Все благополучно перешли через речку? Пойдем дальше. Новые условия: зима, мостик в горах над пропастью, никаких поручней у мостика нет. Пусть каждый задаст себе несколько вопросов. Кто я? Почему оказался здесь? Куда иду? Кто мои товарищи? Помните, внизу глубокая пропасть, упадем — костей не соберем! Все одеты по-разному, решите сами как. Хорошо, что ветра нет... Двинемся в путь!
— Кто-то огорчился, что ему не удается ярко представить себе всю картину — и горы, и пропасть — и непрерывно видеть ее в воображении, пока он идет по мостику. Надо не огорчаться, а радоваться: если бы эта воображаемая картина непрерывно торчала перед вашими глазами, вам нужно было бы лечиться, а не учиться. Наше внутреннее видение — зыбкая, непрочная, ускользающая картина. Надо стремиться, чтобы она виделась нам подольше, надо хотеть увидеть все подробности пути по мостику, стараться удержать видения, и в них все дело, в наших стремлениях и стараниях, а не в самих видениях. Главное — последовательная цепочка действий. Не удается видеть всю картину, но вот вы шагнули на мостик... Взгляните, как непрочна эта доска под вашей ногой! Может, она гнилая? Выдержит ли вас? Видите, какая она старая? Вы пробуете ногой доску, и в этот момент доска появляется на вашем экране. Переведите взгляд, посмотрите на пол так, как если бы там была пропасть. Что бы вы делали в таких обстоятельствах? Делайте — ваше тело непременно чуть отстранится от опасной пустоты, и тут же вы постараетесь сохранить равновесие, чтобы не упасть туда, в темную яму. Вы видите, что она так глубока, что даже дна ее не видно, только недалеко от вас чуть видны какие-то кусты, уходящие вниз. Теперь видите пропасть? Вы увидели ее в тот момент, когда отстранились, чтобы не упасть. А прежнее видение — доски мостика — сохранилось? Нет, конечно. Для каждого отдельного действия свое видение. Пропасть... Всмотритесь в нее... Но ведь это опасно, лучше не глядеть туда! Вернее — перевести взгляд вперед, на мостик. Далеко ли идти? И тут вам понадобится увидеть дальний конец мостика — вон он, там, где его доски упираются в подножье скалы. Постарайтесь увидеть отчетливее, крепко ли лежат там доски, не разошлись ли? И, разумеется, в этот момент нового видения у вас исчезнет зрительное воспоминание пропасти. Оно исчезнет, но останется смутное ощущение опасности. Вот так, действие за действием, видение за видением, — шагайте по мостику!
— Пошел снег. Вы и до середины мостика не дошли, а доски обледенели... Солнце село, становится все темнее...
— Добрались все-таки? А сейчас, для разрядки — летний день, теплынь, солнце, мостки через канавку, впереди — пляж... Вперед!.. А теперь — по сигналу — чередуем то лето, то зиму...
Это упражнение полезно делать босиком: голые ступни и кончики пальцев пробуждают осязательную память, помогают фантазии.
СЛОЖЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ
Упражнения на сложение темпоритмов могут проводиться в такой, например, последовательности:
· Ученик действует с воображаемыми предметами (причесывается, пришивает пуговицу, одевается и пр.) и мысленной речью подкрепляет свое действие, уточняя его подробности, помогая удерживанию видений. (Темпоритм № 6.)
· Действие с воображаемыми предметами прерывается. Ученик вспоминает действенные эпизоды вчерашнего утра — с мысленной речью. (Темпоритм № 4.)
· Оба действия складываются: ученик продолжает действовать с воображаемыми предметами, сопровождая это действие воспоминанием вчерашнего утра с мысленной речью.
— Оправдайте вымышленными обстоятельствами: зачем вам потребовалось совершать именно это действие с воображаемыми предметами и одновременно вспоминать вчерашнее утро? Темпоритмы должны сохраниться такими же, какими они были, — воспоминание не активное, работа руками гораздо активнее!
ЛЮДИ И ТЕМПОРИТМЫ
Условная градация темпоритмов может стать более ощутимой, если в учебном разделе «Наблюдения» студент попытается соотнести характеры наблюдаемого человека с присущим ему обычным темпоритмом жизни.
Наблюдающий непременно заметит, что есть люди «пятого тем-поритма». Среди них — много разнообразных характеров, но все они склонны скорее к избытку покоя, чем к волнениям. Их девиз — максимум покоя, минимум энергии. Обстоятельства жизни заставляют, конечно, и их «взвиваться» временами выше своей нормы или опускаться ниже, как и других людей, с иными характерами, но главным остается одно — их стремление жить в своем тонусе.
Люди пятого темпоритма при всех их разновидностях — прочно, уверенно шагают по жизни. На них можно положиться. Им не угрожают неожиданности, они всегда начеку, всегда в курсе дел соседей и мироздания, они знают, что волноваться вредно и бесполезно, что надо жить, как все люди, а потому им нередко сопутствуют удачи в личной и служебной деятельности. Завидная категория! Психологам еще предстоит объяснить, каким образом сосуществуют в этой благополучной жизненной нише поразительный Антон Павлович Чехов рядом с его поразительным Апломбовым. Но студенческие раздумья по этому поводу помогут им в разгадке происхождения разных характеров наблюдаемых людей, биографический материал которых — их будущие актерские роли.
Скажем и о людях седьмого темпоритма. Их жизненный тонус диктуется повышенно-настороженным, а подчас подозрительным вниманием к явлениям окружающей действительности. Поэтому они всегда несколько возбуждены, недоверчивы...
Итак:
— Покажи из своих жизненных наблюдений человека четвертого темпоритма.
— А пятого?
— А седьмого?