Примерный материал по легкоатлетическим упражнениям
Основная направленность | Классы | |||
На знания о физической культуре | Понятия: бег на скорость, бег на выносливость, короткая дистанция; название метательных снарядов, прыжкого инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту, техника безопасности на занятиях | Понятия: темп и длительность бега, эстафета, команды «старт» и «финиш»; влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях | ||
На освоение навыков ходьбы, бега, развитие скоростных и координационных способностей | Обычная ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2–3 препятствий по разметкам. Обычный бег, с изменением направления движения по указаниям учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий; по разменным участкам дорожки, челночный бег 3х5 м, 3х10 м; эстафеты с бегом на скорость Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5–15 м) Бег с ускорением от 10 до 15 м Соревнования до 60 м | Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. То же с преодолением 3–4 препятствий То же. Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым боком; вперед, с захлестываем голени назад Бег в коридорчике 30–40 см из различных и.п. до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые или световые сигналы. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 15–30 м) Встречная эстафета (расстояние 10–20 м) Бег с ускорением от 20 до 30 м Соревнования до 60 м | ||
На совершенствование навыков бега, развитие выносливости | Равномерный медленный бег до 3 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км | Равномерный медленный бег до 4 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км | Равномерный медленный бег до 5 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км | Равномерный медленный бег до 6–8 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км |
На освоение, закрепление и совершенствование навыков прыжков, развитие скоростно-силовых способностей, координационных способностей | Прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперед на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивание одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, веревку (высота 30–40 см) с 3–4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку, многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге | То же. С поворотом на 180°; по разметкам; в длину с места; в длину с разбега, с зоны отталкивания 60–70 см; с высоты до 40 см; в высоту с 4–5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов; через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков) на правой и левой ноге | То же. С поворотом на 180°; по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега, с зоны отталкивания 30–50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков) на правой и левой ноге; тройной и пятерной с места. Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера | То же. На заданную длину по ориентирам; на расстояние 60–110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90–120° и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с прямого разбега; многоскоки (тройной, пятерной, десятерной). Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера |
На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей | Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель (2x2 м) с расстояния 3–4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя ноги врозь, грудью в направлении метания; на дальность | Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2x2 м) с расстояния 4– 5 м; на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед - вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперед-вверх из того же и.п. на дальность | Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5 м) с расстояния 4–5 м. Бросок набивного мяча (1 кг) из положения стоя грудью в направлении метания двумя руками от груди, из-за головы вперед-вверх; снизу вперед-вверх на дальность и заданное расстояние | Метание теннисного мяча с места, из положения стоя боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5 м) с расстояния 5–6 м. Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди, с места; то же с шага на дальность и заданное расстояние |
Лыжная подготовка
В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.
В учебной работе большое место должно быть отведено играм на лыжах и передвижению по местности, совершенствованию в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств – ловкости, силы, быстроты, выносливости. При этом, конечно, должны учитываться особенности развития детей этого возраста и состояние их здоровья.
Уроки лыжной подготовки проводятся только в тихую погоду при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже – 15°С.
Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость учащихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку, держать по возможности всех учащихся в поле своего зрения, обеспечить порядок и дисциплину. Учебные лыжни могут иметь форму круга, гребенки, отдельных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным направлениям.