Взаимосвязь оценок «Я – идеал» и ожидаемой оценки от коллег
На разных этапах педагогической деятельности
Группа качеств | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет |
Интра- Интер- Мета- | 0,53 0,73 0,82 | 0,49 0,65 0,82 | 0,73 0,71 0,70 |
В среднем | 0,69 | 0,65 | 0,70 |
Определенный интерес представляют собой взаимосвязи, существующие между оценками, даваемыми субъектом своим коллегам по работе, и оценками, ожидаемыми от них (табл. 21). Высокие показатели коэффициента корреляции между ранговыми оценками интракачеств у молодых учителей могут быть объяснены недостаточной активностью в установлении контактов с социальным окружением профессионала или некоторой некритичностью отношений к коллегам. Однако в дальнейшем это положение стабилизируется и остается неизменным.
Таблица 21
Взаимосвязь оценок коллег и ожидаемых оценок
На разных этапах педагогической деятельности
Группа качеств | До 5 лет | От 5 до 10 лет | Более 10 лет |
Интра- Интер- Мета- | 0,93 0,63 0,71 | 0,70 0,64 0,79 | 0,76 0,74 0,69 |
В среднем | 0,76 | 0,71 | 0,73 |
Это может быть рассмотрено как некий паритет между предъявляемыми и выполняемыми в коллективе педагогов требованиями, а также определено в качестве показателя адекватности общения и благоприятного нахождения личности в профессиональной группе. В целом, вероятно, этот показатель является константой для каждого отдельного коллектива, которая может быть связана с уровнем его социально-психологического климата.
Определенный интерес представляет собой сравнение оценок, даваемых учителям школьниками с их самооценками (табл. 22).
Таблица 22
Распределение ответов учителей и школьников на вопрос: «Разделяешь ли ты мнение о том, что среди учителей распространены следующие явления» (в % от числа опрошенных)
№ п/п | Внешняя поведенческая реакция и внутренний мир учителя | Школьники | Учителя | ||
Манипулирование оценками в личных интересах | 30,1 | 18,3 | |||
Грубость и жестокость к ученику | 32,0 | 26,7 | |||
Апатия и безразличие к работе | 16,5 | 26,7 | |||
Снижение уровня общей культуры | 17,5 | 70,0 | |||
Отсутствие потребности в совершенствовании | 11,6 | 21,7 | |||
Ограниченность, узость мышления | 10,7 | 20,0 | |||
Пессимизм, отсутствие юмора | 30,1 | 15,0 | |||
Отсутствие самоконтроля, недисциплинированность | 7,8 | 10,0 | |||
Некритичное отношение к себе | 29,1 | 43,3 | |||
Такие явления не характерны | 12,6 | 10,0 | |||
Школьники в большей степени выражают критичное отношение к внешним поведенческим реакциям учителей («Манипулирование оценками...», «Грубость и жестокость», «Отсутствие юмора...») и менее критично относятся к внутреннему миру учителей («Апатия в работе», «Отсутствие потребности в самосовершенствовании...», «Ограниченность мышления», «Некритичное отношение к себе»). Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшие расхождения в оценках касаются уровня общей культуры; так именно культурное развитие подрастающего поколения является основной задачей школы.
Становится очевидным, что опрошенные учителя, оценивая особенности своего труда, менее всего были склонны видеть причины кризисной ситуации в школьном образовании в особенностях своей активности, в своей профессиональной несостоятельности, в низком культурном уровне, в отношении к труду как к жизненной ценности, в своем понимании смысла и предназначения своей деятельности, в своем отношении к личности ребенка. Именно на это указывают руководители образования, родители, учащиеся, да и сами педагоги в ситуации, когда надо было оценить своих коллег (см. табл. 22).
В дополнительном исследовании было установлено, что уровень личностной активности педагога не снижается, как этого следовало бы ожидать при изучении возрастных изменений, а является величиной, пропорциональной стажу учителя. Кроме того, оказалось, что профессионально важные характеристики познавательных процессов имеют тенденцию улучшаться или стабилизироваться в зависимости от стажа работника, а параметры, не участвующие в профессиональной деятельности, – ухудшаться.
Основы интерпретации подобных фактов лежат не только в более высоком волевом настрое, рационализации деятельности педагога с большим стажем, но также и в тех личностных деформациях, которые претерпевает его личность, решая долгое время одни и те же функциональные задачи.
Интересная картина выявлена также с помощью известного опросника САН (Самочувствие, Активность, Настроение).
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН)
Бланк ответов
1. Самочувствие хорошее..............................…...............…....плохое
2. Чувствую себя сильным.............................…................…..слабым
3. Пассивный...................................................…...............…активный
4. Малоподвижный............................................……........подвижный
5. Веселый.........................................................….....….........грустный
6. Хорошее настроение............................................……..........плохое
7. Работоспособный............................................…...…........разбитый
8. Полный сил...........................….......................….......обессиленный
9. Медлительный...........................….................….................быстрый
10. Бездеятельный.............................….............….............деятельный
11. Счастливый.....................................…..........…............несчастный
12. Жизнерадостный...............................…...........................мрачный
13. Напряженный........................................….............расслабленный
14. Здоровый...................................................….....................больной
15. Безучастный.................................................…............увлеченный
16. Равнодушный....................….................................взволнованный
17. Восторженный......................…..........................................унылый
18. Радостный................................…..................................печальный
19. Отдохнувший.............................…....................................усталый
20. Свежий .........................................…...........................изнуренный
21. Сонливый........................................…....................возбужденный
22. Желаю отдохнуть...............................……..........желаю работать
23. Спокойный......................................…......................озабоченный
24. Оптимистичный..............................…...............пессимистичный
25. Выносливый....................................….......................утомляемый
26. Бодрый.............................................…..................................вялый
27. Соображать трудно.......................….....................................легко
28. Рассеянный....................................….....................внимательный
29. Полный надежд...........................…....................разочарованный
30. Довольный..................................…...........................недовольный
При сравнении оценок до и после работы динамика падения оценок, по сути дела, оказалась обратно пропорциональной стажу работы учителя (табл. 23). Так, например, наиболее значимое падение оценок настроения после работы было отмечено у лиц с наименьшим стажем работы, в то время как у учителей со стажем более 10 лет рост оценок настроения наблюдался даже после работы.
Таблица 23