Сущность проблемы применения дифференциации в обучении
Курсовая работа
по дисциплине «Методика обучения и воспитания (в технологии)»
Тема: «Использование педагогических технологий при обучении технологии в основной школе (на примере дифференциации в обучении)»
Направление подготовки: «Педагогическое образование»
Профиль: «Технология»
Группа: П-5910
Выполнил студент: Хомич А.В.
Проверил: канд. пед. наук, доцент Алексеене Е.П.
Курган 2014
Содержание
Введение | …………………………………………………………………… | |
Сущность проблемы применения дифференциации в обучении........................................................................................ | ||
Методические основы применения уровневой дифференциации при обучении технологии в основной школе……………………………………………………………. | ||
Заключение…………………………………………………………………... | ||
Список использованных источников………………………………………. | ||
Приложение А Диагностика учащихся по уровню продуктивности мышления………………….…………………………………………………. |
Введение
Современное общество переходит от индустриального этапа развития к технологическому прогрессу, проникая во все сферы жизни человека: в производство, быт, образование, досуг и т.д. При этом усиливается роль и значение личностного фактора.
Личность – это психологическое понятие, с помощью которого ученые определяют индивидуальность человека.
В гуманистических философских и психолого-педагогических концепциях личность рассматривается как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов мы выделили такой аспект этой проблемы как зависимость в личности общего и индивидуального и практической установки на поиск путей её развития через данную взаимосвязь.
Каждый человек – не только личность, но и индивидуальность, так как в наборе развитости этих свойств он почти наверняка чем-то отличается от других людей. Это обстоятельство нельзя не учитывать в образовательном процессе, так как оно требует от учащегося проявления гибкости, подвижности, изменчивости, динамики. Поэтому никакая система педагогических средств не может быть рекомендована как единственная и постоянная, ибо изменяется сам ребенок, возрастают и усложняются социальные функции учебно-воспитательного процесса.
В процессе обучения знания и умения усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний у детей не одинаков. Учитель не может при традиционной организации уроков равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к «среднему уровню» – среднему развитию, средней подготовленности и успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «успевающие» учащиеся искусственно сдерживаются в своем развитии, а «неуспевающие» школьники обречены на хроническое отставание, они теряют интерес к предмету, который требует от них слишком большого умственного напряжения. Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений.
Богатейший опыт практиков, научные разработки учёных показывают, что использование индивидуальных самоуправляемых процессов личности учащихся в условиях массовой школы возможно с применением технологии уровневой дифференциации. Проблемой дифференцированного обучения занимались такие ученые, как В.В. Фирсов, Г.К. Селевко, И.М. Осмоловская, И.Э. Унт и др.
Данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической литературе, но в практике обучения технологии должного внимания не получила, поэтому считаем тему исследования курсовой работы актуальной.
Объект исследования: целостный педагогический процесс обучения технологии в основной школе.
Предмет исследования: применение дифференциации при обучении технологии в основной школе.
Цель исследования: разработать варианты дифференцированных заданий для уроков технологии.
Задачи исследования:
· провести анализ психолого-педагогических и методических источников с целью изучения состояния исследуемой проблемы;
· разработать варианты разноуровневых заданий для уроков технологии в основной школе.
Сущность проблемы применения дифференциации в обучении
Дифференцированный подход в обучении – наиболее перспективная и эффективная педагогическая технология, основанная на личностно-ориентированном характере образования.
Зарождение дифференцированного подхода в подготовке подрастающего поколения можно было наблюдать в первобытном обществе, когда мальчики участвовали с взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, а девочки под руководством женщин выращивали и собирали урожай, готовили пищу, изготавливали посуду и одежду [7].
Возникновение дифференциации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы. До этого обучение было индивидуальным, соответственно, темп продвижения учащихся и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета природных способностей и свойств ума ученика отмечали великие мыслители прошлого (Платон, Я.А. Коменский, Д.Локк и др.). Отечественные общественные деятели и педагоги (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) также подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения.
Дореволюционная школа в России была дифференцированной по полу, сословной принадлежности учащихся. В России конца XIX-начала XX вв. существовали разнообразные типы и виды школ: начальные училища, женские и мужские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища. Предпринимались попытки разделения учебных планов и программ в старших классах средней школы, но проект реформы не нашел поддержки в правительственных кругах [3].
После революции 1917 года было провозглашено равенство прав всех граждан России в получении образования. Школа стала единой, однако в основу построения новой школы была заложена возможность выбора специализации (гуманитарная, естественно-математическая, техническая), что в значительной мере определяла выбор специальности в высшем учебном заведении.
Во многих странах (США, Англия, Франция, Япония, Германия и др.) идея дифференциации обучения положена в основу организации учебного процесса. Так, в педагогической энциклопедии, изданной в 1981 году в ФРГ, говорится, что «понятие дифференциации охватывает все организационные и методические устремления, направленные на учет индивидуальных талантов, способностей и склонностей, интересов каждого учащегося или группы учащихся внутри одной школы или класса» [3].Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени [8]. Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах. Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения [22].
Дифференцированное обучение – это:
· форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
· часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых [19];
· организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения [17];
· такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
· дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению;
· форма организации образовательного процесса, реализуемая на основе разделения учащихся на различные по численности группы, с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы, с каждой группой обучаемых [14].
Дифференцированный подход в обучении – это:
· учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах [4];
· создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
· комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах [19];
· форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый), уровень общеобразовательной подготовки; предполагает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными [2];
· построение обучения на основе разделения учащихся на группы. Каждую группу образуют учащиеся, характеризующиеся сходством определенных индивидуально-психологических особенностей [11].
Дифференцированный подход в обучении является средством формирования положительного отношения к учебе, познавательных способностей.
Цели дифференциации обучения:
· с психолого-педагогической точки зрения – выявление задатков, развитие интересов и способностей учащихся;
· с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом;
· с дидактической точки зрения – разрешение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе [21].
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
· построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности, присущим только ему личностным особенностям;
· обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, а средством развития личностных особенностей как индивидуальности;
· только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, то есть в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения; существенно, важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех [15].
В любой системе обучения присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения» [19].
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп (группа, в которой все члены имеют между собой много общего), различают дифференциацию:
· по возрастному составу;
· по полу;
· по области интересов;
· по уровню умственного развития;
· по личностно-психологическим типам;
· по уровню здоровья [19].
Таким образом, изучение сущности исследуемого явления показывает, что дифференцированное обучение позволяет достигать более высокого уровня развития мышления школьников. Это повышает активность учащихся на уроке, их интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.