II. Постановка проблемы и ее анализ. 1. Деление сплошного текста на предложения.
1. Деление сплошного текста на предложения.
– Ответьте на вопросы задания 6.
Запись предложений с выделением главных членов предложения. Приведите пример сказуемого, выраженного глаголом, а затем – прилагательным
1)
Полное прилагательное – тихая.
Краткое прилагательное – тиха.
2)
Вывод:
– Сказуемое обычно выражается глаголом.
– Сказуемое может отвечать также на вопросы «Каков предмет? Что он такое? Кто он такой?». В этом случае сказуемое выражается именами прилагательными или существительными.
2. Ответы на вопросы задания 7. Запись предложений с выделением главных членов предложения.
Физкультминутка |
III. Выполнение упражнений на применение знаний.
Самостоятельная работа. (Упр. 8.)
Домашнее задание.Повторить словарные слова.
Урок 22 (3)
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ц е л ь: уметь выделять в предложении сказуемое, выраженное не только глаголом, но и другими частями речи.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
киоск окно космический корабль
Растение – земли украшение.
– Поясните смысл поговорки. Выделите грамматическую основу.
II. Выполнение упражнений на применение знаний.
– Помогите Пете Ошибкину отыскать главные члены в предложениях:
а) Мальчишек радостный народ
Коньками звучнорежет лед.
А. С. Пушкин
б) И.А.Крылов – знаменитый русский баснописец.
– Какой частью речи выражено сказуемое?
2. Составление (устно) ответов на вопросы задания 9; анализ предложений.
3. Уточните сформулированные учащимися обобщения (с. 56).
4. Анализ первого предложения. (Упр. 11.)
– Какой частью речи выражено сказуемое?
– На основе проделанной работы сделайте вывод: какими частями речи может быть выражено сказуемое?
Физкультминутка |
5. Комментированный разбор. (Упр. 12, письменно.)
Игра «Кто внимательнее».
– Назовите лишнее слово в каждой строчке. Объясните свой выбор.
Кто быстрее всех прочтет,
Слово лишнее найдет?
Кошка, ковшик, черепаха.
Туфли, тапочки, папаха.
Лук, кабанчик, кабачок.
Платье, полка, пиджачок.
Щука, ерш, карась и роза.
Стол, сервант, диван, мимоза.
Шило, ножницы, игра.
Танцы, песня и игла.
6. Самостоятельная работа. (Упр. 13.)
III. Итог урока.
– Что такое подлежащее?
– Какими частями речи может выражаться подлежащее в предложении?
– Что такое сказуемое?
– Какими частями речи может выражаться сказуемое в предложении?
Домашнее задание.Упражнение 14.
Урок 23 (4)
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Ц е л ь: познакомить с новой частью речи – личным местоимением; формировать умение выделять в предложении сказуемое и подлежащее, выраженное местоимением.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Опыт – самый лучший учитель.
– Объясните смысл пословицы. Выделите главные члены предложения, подчеркните.